Статья:

Гражданство как конституционно-правовой институт

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(45)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Бабаева К.Г. Гражданство как конституционно-правовой институт // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 24(45). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/45/42557 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Гражданство как конституционно-правовой институт

Бабаева Ксения Геннадьевна
магистрант, Всероссийский Государственный Университет Юстиции (Рпа минюста России), Россия, Москва

 

Аннотация. Рассмотрено становление института гражданства. Раскрыта юридическая природа института гражданства как конституционно-правового института. Систематизирована классификация принципов гражданства как конституционно-правового института.

Ключевые слова: гражданство, институт гражданства, конституционно-правовой институт, конституционное право, правовой статус, права и обязанности.

 

Среди институций конституционного права нашего государства институт гражданства является одним из важнейших правовых институтов. В нормах отечественного законодательства, что регулируют этот институт, в целом отображены положения международных документов по вопросам гражданства, а также учтен позитивный опыт законодательного регулирования данных вопросов в других государствах.

Вопрос гражданства является актуальным как для нашей страны, так и для всего мирового сообщества. Среди ученых сущность и содержание института гражданства исследовал Томас Гоббс, который впервые затронул вопрос о месте человека и гражданина в обществе, раскрыл взаимоотношения общества и государства, а также именно он употребил понятие «гражданское общество», что в дальнейшем повлияло на формирование гражданства [5].

В. В. Лазарев исследовал, что государство объединяет людей в единое целое, а их принадлежность к определенному государству охватывается понятием «гражданство» [3].

Институт гражданства исторически возник в процессе буржуазных революций под воздействием идей естественного права. Он пришел на смену института подданства, что в условиях феодального абсолютизма символизировал полную зависимость человека от монарха и его обязанность находиться "под данью" своего господина и послушно выполнять его волю.

В современных условиях термин "подданство" применяется лишь в монархических странах как синоним гражданства [2]. С XVIII в., когда государство признало человека свободным и равноправным участником общественных отношений, активным участником осуществления суверенной власти государства, в законодательстве бвл окончательно закреплен термин "гражданство".

Исторически институт гражданства возник на уровне национальных государств и традиционно рассматривается юридической наукой и практикой как стойкая правовая связь физического лица с государством, что  выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Эта связь распространяет на личность суверенную власть государства независимо от ее местожительства – на территорири конкретного государства или за его пределами. . Благодаря этому граждане пользуются определенными правами и несут ответственность перед государством, а государство обеспечивает защиту их прав и интересов.

На сегодня сложилось множество определений института гражданства как в отечественной науке, так и в международном праве. Все дефиниции разные и в определенной степени противоречат друг другу [6].

Гражданство выступает основой правового статуса личности, как в  государственном, так и в международном праве [4]. Гражданство является также проявлением суверенитета государства, поскольку последнее имеет право самостоятельно решать вопрос, кто может быть его гражданином. От того, как будут урегулированы в государстве вопросы гражданства, во многом зависят стабильность и безопасность общества.

Гражданство играет чрезвычайно важную роль в жизни каждого человека. Гражданство позволяет иметь статус гражданина, участовать  в политической, экономической, правовой, культурной жизни общества и государства.

Статья 15 Всеобщей Декларации прав человека относит гражданство к одному из основных прав человека [1]. Его содержание заключается в том, что полным комплексом прав человек может владеть лишь при наличии гражданства.

Граждане, имеющие гражданство, имеют и значительно больший объем прав и обязанностей, чем лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы, иностранцы. Только граждане государства имеют право и возможность определять политическую жизнь страны и общества[7].

Анализ международных документов предоставляет возможность утверждать, что принципы гражданства, которые содержатся в них, с одной стороны характеризуют гражданство как целостный институт права, а с дпугой — регулируют конкретные правоотношения, которые возникают по поводу гражданства.

Исходя из изложенного, норм международно-правовых актов и отечественной специфики законодательной регламентации наиболее приемлемым является классификация принципов гражданства как конституционно-правового института по критерию значения и места в системе принципов гражданства, что позволяет условно выделить общие и специальные принципы (рис. 1).

 

Рисунок. 1. Классификация принципов гражданства как конституционно-правового института[1]

 

Юридическая природа института гражданства раскрывается при помощи правового регулирования данного института, под которым в контексте данного исследования следует понимать одно из основных средств государственного влияния на общественные отношения с целью их упорядочивания в интересах человека, общества и государства.

Правовое регулирование института гражданства осуществляется через систему нормативно-правовых актов, которые в то же время действуют не изолировано, а находятся в определенной подчиненности, образовывая систему. Также следует учесть, что национальное и международное  законодательство о гражданстве является динамическим, постоянно  изменяясь – принятие новых актов, внесение изменений в действующие,  отмена устаревших, что ведет к необходимости их упорядочивания. В этой связи важным аспектом правового регулирования института гражданства является систематизации национального законодательства. В частности возможно проведение инкорпорации – объединение нормативно-правовых актов в отрасли гражданства в сборники или собрания в определенном порядке (хронологический, алфавитный, предметный и т.п.) без изменения их содержания, что в отечественной практике официально еще не применялось.

Таким образом, институт гражданства отражает постоянную политико-правовую связь лица и государства, что находит проявление в их взаимных правах и обязанностях, то есть это принадлежность лица к данному государству, в результате которого на лицо распространяются суверенные права государства и обеспечивается защита его прав и законных интересов как внутри страны, так и за ее пределами.

Учитывая такое значение института гражданства в жизни государства, а также существование комплекса сус- пільних отношений, которые складываются в этой сфере, несомненно есть необходимость правового регу- лювання этих вопросов.

 

Список литературы:
1. Всеобщая Декларация прав человека принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года. 
2. Кондратович Н. М.  Институт гражданства (подданства) в зарубежных странах: Комментарий законодательства // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/11776.
3. Лазарев В. В. Теория государства и права / В. В. Лазарев, С. В. Липень. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 521 с.
4. Макуев Р. Х. Правовое положение личности и институт гражданства Европейского союза //  Вестник государственного и муниципального управления. - 2016. - № 2. – С. 110-119.
5. Мележик И. Н. Понятие, происхождение и природа государства в политическом учении Т. Гоббса. // Актуальные проблемы истории политических и правовых учений. — М., 1990. — С. 104—122.
6. Непомнящая А. А. проблемы института гражданства в российской федерации //  Вестник Омской юридической академии. - 2013. - № 1 (20). – С. 7-14.
7. Тымчук Ю. А. Установление критерия гражданства как условие допуска к нотариальной деятельности в европейском союзе //  концепт. - 2017. - №  12. - С. 1-6.

[1] Систематизирована автором.