Статья:

Взаимосвязь, преемственность и интеграция учебных предметов естественнонаучного блока в структуре общего и профессионального образования

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(45)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Конькова Л.Л. Взаимосвязь, преемственность и интеграция учебных предметов естественнонаучного блока в структуре общего и профессионального образования // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 24(45). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/45/42577 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Взаимосвязь, преемственность и интеграция учебных предметов естественнонаучного блока в структуре общего и профессионального образования

Конькова Людмила Леонидовна
магистрант, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Россия, г. Чебоксары

 

Аннотация. Изучена взаимосвязь и интеграция учебных предметов естественнонаучного цикла в сфере общего и профессионального образования.

Ключевые слова: интеграция, метапредметный результат, интегрированный подход, естественнонаучное образование.

 

В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения для школы значительное внимание уделено формированию метапредметных результатов.

Интеграция - общий и многогранный процесс установления связей между информацией, знаниями, науками, а также обеспечение их целостности и единой структуры. Используя интегративный подход в обучении можно создать хорошие условия для развития различных интеллектуальных метапредметных умений обучающихся, сформировать у них определенные знания и умения, научить применять теоретические знания в жизни, в конкретных практических ситуациях.

Слияние усилий учителей-предметников способствует решению общей проблемы в системе естественнонаучного образования. Интегрированные учебные занятия способствуют динамичному процессу обучения. В ходе интегрированного преподавания можно решить определенный круг проблем. К таким проблемам можно отнести применение  знаний и умений, полученных во время изучения какого-либо  учебного предмета естественнонаучного блока, на другой урок. Использование интегрированного подхода в обучении показывает общность методов исследования, применяемых в различных науках. Так же это способствует согласованности изучения смежных дисциплин как в сфере общего, так и среднего профессионального образования.

В настоящее время недостаточно  доступной литературы   по методам интегрированного обучения для учащихся и учителей. Из-за недостатков методических разработок учителя испытывают трудности.  Принцип интеграции знаний сегодня в общем образовании уже выступает как один из методов инновационной педагогической деятельности, обеспечивающее единое образовательное пространство.  Традиционное предметное обучение способствует изучению специфики конкретного предмета, углублению знаний в нем и профильного образования. Модель интегрированного курса состоит из усвоенного учебного материала,  умения их применять в других учебных дисциплинах и тем самым способствует закреплению полученных знаний.

Во многих общеобразовательных организациях существует проблема интеграции образования в обучении предметов естественнонаучного цикла. Редко проводятся интегрированные уроки по биологии, химии, физике. Учителя-предметники, объединившись, совместно могут подготовить урок по определенной теме в каком-либо классе (с 7 по 11 кл.). Интегрированные уроки можно проводить в разных сочетаниях: Физика/Химия; Химия/География; Химия/Биология; Физика/Биология.  И в результате такого интегрированного занятия учащиеся лучше усвоят и запомнят тот или иной учебный материал. Возможно проведение  интегрированных уроков биологии  в 8 классе сразу по нескольким темам. Например, вместе учитель биологии и химии могут вести учебные занятия по следующим темам: «Витамины», « Обмен веществ и энергии. Основное свойство всех живых существ». Можно перечислить и другие темы для совместного проведениями учителями-предметниками учебных занятий. По теме урока в 8 классе «Гигиена воздуха. Первая помощь при нарушении дыхания» на занятие можно пригласить учителя ОБЖ. На данном занятии  учитель биологии расскажет учащимся о составе воздуха, о воздухообмене, а учитель ОБЖ объяснит учащимся на примере правила оказания первой медицинской помощи при нарушении дыхания, вызванного ранением грудном клетки. И тот и другой педагог, используя при объяснении разные логически опорные конспекты и схемы, внесет свой вклад в объяснение определенного учебного материала. В итоге такого урока учащиеся получат достаточный объем знаний, научаться находить взаимосвязь  между теми или иными процессами. Подобные занятия способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса, влияют на оптимальную его организацию.

В структуре  профессионального образования также приемлемо применение интегрированного подхода в обучении. Путем интеграции естественнонаучных дисциплин в профессиональном образовании можно устранить противоречия между быстро растущим объемом теоретического учебного материала  и возможностью их усвоения. Объединение дисциплин способствует преодолению проблемы повторяемости знаний обучающихся, обеспечивает достаточное восприятие и осмысление ими комплексных знаний. В учреждениях профессионального образования возможно соединение  в едином учебном занятии двух или трех дисциплин. Студентам легче усваивать структурированные знания, которые представляют собой определенный комплекс или систему. Проведение интегрированных учебных занятий в колледжах и техникумах требует определенной подготовительной работы преподавателей. Целью таких занятий является достижение согласованности, преемственности каждой дисциплины. Главным дидактическим инструментом интегрирования учебных дисциплин являются межпредметные связи. Применение таких связей обеспечивает системность изучения учебного материала, ее информативную емкость и сжатость; позволяет преподавателям целесообразно распределять учебное время. Слияние  учебных предметов также способствует развитию творческого потенциала преподавателей. При проведении интегрированного урока преподавателями, ведущими разные предметы, требуется точная координация действий.

Структура интегрированных уроков может быть разной. Учебные занятия могут быть проведены в  виде лекции, семинаров, урока обобщения знания и умений, в форме деловой игры. Такие уроки снижают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет перехода на другие виды деятельности. Также резко повышают познавательный интерес, служат развитию когнитивных способностей учеников и студентов. Интегрированные учебные занятия побуждают обучающихся к активному изучению окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, способствуют формированию умения сравнивать и обобщать.

На интегрированных уроках естественнонаучного цикла ученики начинают лучше понимать взаимосвязь неорганического и органического мира. Также на таких учебных занятиях они получают целостное представление о структуре и организации материи, качественных изменениях  при переходе от физических или химических явлений к биологическим. Варианты интегрированного урока могут быть различными и при этом у учащихся формируются определенные компетенции.

В современном биологическом образовании, уже начиная с шестого класса, рассматриваются биологические проблемы, которые требуют знаний по физике. Биология пересекается с химией: при изучении закономерностей химического взаимодействия в живых системах. В связи с этим интегрирование предметов естественнонаучного блока способствует системному изучению и формированию у учеников знаний об изучаемых биологических процессах. Интегрированными могут являться и нетрадиционные типы уроков: урок- экскурсия, урок-проект и т.д.

Интегрированные уроки имеют достаточно преимуществ. Такие занятия помогают развитию сотрудничества и сотворчества педагогов; решают не только образовательные задачи, но и способствуют формированию у учащихся целостной картины мира. Такие занятия можно проводить  с использованием разных технологий, методов и форм.

При интегрированном обучении естественнонаучных предметов у учеников и студентов формируется экологическая культура.

Интегрирование содержания курса биологии и учебного материала других смежных дисциплин позволяет эффективно решать задачи естественнонаучного образования в школе.

Естественнонаучное образование в общеобразовательных школах и учреждениях среднего профессионального образования  будет эффективнее, если его осуществлять на основе интегрированного подхода к обучению.

Интегрированный процесс обучения соответствует современному уровню научных представлений о мире,  дает возможность сформировать у ученика естественнонаучную картину мира, способствует уменьшению перегрузки в учебном процессе, получению качественного нового педагогического результата.

 

Список литературы:
1. Федеральный  закон  об  образовании  от  29.12.12 №  273‐ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».  
2.  Алексашина И. Ю. Интегративный подход в естественнонаучном образовании / И. Ю. Алексашина // Народное образование. – 2001. – №1. – С. 161–165. 
3. Стрелкова И.Л. Теоретическая основа понятия «интеграция» // Современные педагогические технологии как фактор формирования ключевых компетентностей участников образовательного процесса. Ч. 3.  Интегративное образование: методич. материалы. – Ярославль, 2005. – С. 3–8.  
4. Сиванова О. В. Интеграция и дифференциация естественнонаучных знаний в условиях модернизации общего образования / О. В. Сиванова, С. С. Хмелев, Е. В. Губанова и др. // Успехи современного естествознания. – 2002. – №5. – С. 88-91.