Статья:

Оценка факторов, влияющих на формирование туристического рынка Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(46)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Грозных Т.С. Оценка факторов, влияющих на формирование туристического рынка Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 25(46). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/46/42838 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Оценка факторов, влияющих на формирование туристического рынка Российской Федерации

Грозных Тамара Сергеевна
магистрант, Уральского государственного экономического университета, Россия, г. Екатеринбург

 

Аннотация: Статья посвящена описанию влияния различных факторов на формирование имиджа российского рынка делового туризма

Ключевые слова: имидж, внешняя политика, международный туризм, Российская Федерация, туристический поток

 

Под имиджем понимают «искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия» [2, c. 191]. Применительно к стране имидж отражает представление о ней, существующее на мировой арене. Соответственно, туристический имидж – это представление о стране как об объекте притяжения туристов.

Формирование туристического имиджа страны, по мнению разных исследователей, обусловлено действием следующих факторов: наличие благоприятных для развития туризма природных ресурсов; нахождение страны в зоне благоприятного для развития туризма климата; существование в стране исторических центров и достопримечательностей; наличие транспортной и гостиничной инфраструктуры, доступные цены на транспортные услуги и размещение; действующий в стране визовый режим; свободные коммуникации на родном (привычном) для туриста языке [1, c. 152]; выгодное географическое положение [3, c. 64]; политическая стабильность как гарантия безопасности; экономическая стабильность как гарантия высокого качества обслуживания в туристическом и сопутствующих видах бизнеса [2, c. 192].

Помимо перечисленных, могут существовать и другие факторы. Безусловно, каждый из перечисленных факторов влияет на туристическую привлекательность страны, но только в той степени, в которой он становится известен потенциальным туристам, т. е. ровно настолько, насколько он транслируется при помощи массовых коммуникаций. Поэтому даже при наличии большого числа благоприятных для туризма факторов туристический имидж страны на мировом рынке может быть негативным вследствие неправильного (искаженного, негативного) информирования потенциальных туристов об этих факторах или, напротив, вследствие полного отсутствия информации о стране как объекте туристского интереса.

Проследить, как именно изменяется туристический имидж страны с точки зрения иностранцев, помогают различные индексы. Одним из признанных в мире туристических индексов является Индекс визовых ограничений (Visa Restriction Index), ежегодно составляемый Henley & Partners в партнерстве с Международной Ассоциацией воздушного транспорта (IATA). В основе этого индекса лежит сложность получения виз в тех или иных странах и наличие у граждан каждой страны возможности посещать определенное количество стран без оформления виз. Оценка этих показателей экспертами Henley & Partners и IATA позволяет расположить страны в порядке убывания визовой свободы. Изменения ранга РФ в этом рейтинге представлены на рисунке 1. Согласно данным рисунка 1, рейтинг России был максимальным (38 место) в 2014 году. Далее рейтинг динамично снижается, достигнув в 2017 году 51 позиции, что примерно соответствует позициям страны, занимаемым ею в 2009–2010 годах. Это означает, что, начиная с 2014 года, туристы некоторых стран столкнулись с ограничениями, препятствующими получением ими виз для посещения РФ, а граждане РФ – с большими сложностями в получении виз на въезд в ряд других государств (например, в те государства, с которыми ранее у РФ были договоры о безвизовом режиме для граждан). Согласно данным Henley & Partners, в 2017 году граждане РФ могли посещать без виз 106 государств мира (для сравнения – лидеры рейтинга – ФРГ – 177 стран мира из существующих 218) [9].

 

Рисунок 1. Динамика рейтинга РФ в Индексе визовых ограничений [9]

 

Рассмотрим остальные факторы, представленные в приведенном выше списке. Так, например, если исследовать наличие в России природных и культурных объектов, интересных для посещения туристами, то можно обратиться к списку объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. На данный момент в нем содержится 17 культурных и 11 природных объектов. Из общего числа культурных объектов 6 объектов признаны шедеврами человеческого гения, а из общего числа природных объектов 4 объекта являются природными феноменами [7]. По общему числу объектов Всемирного наследия Российская Федерация занимает 9 место в мире, а по числе природных объектов – 4 место после Китая, США и Австралии [6]. Помимо включенных в перечень ЮНЕСКО, Россия готова предложить туристам тысячи культурных достопримечательностей и исторических объектов, расположенных по всей территории страны.

Рассматривая российский климат, следует отметить уникальность страны с точки зрения дифференциации климатических поясов (арктического, субарктического, умеренного и субтропического. Выгода от такого географического положения состоит в возможности создания транспортных коридоров на территории страны, формируя транзитные транспортные потоки, в том числе способствующие транзитному туризму. В то же время транспортная инфраструктура России до недавнего времени считалась одной из самых насущных проблем экономики страны. Однако в последнее время, благодаря реализации мероприятий Федеральных целевых программ в транспортной сфере, транспортная инфраструктура РФ значительно улучшилась.

То же самое можно сказать и о возможностях свободных коммуникаций на иностранных языках. В крупных городах России уже появляются указатели и туристические справочники на иностранных языках, многие представители сервисных организаций владеют как минимум английским языком. Но при продвижении туристов вглубь России коммуникации все более усложняются. Как следствие, для получения необходимых услуг туристам, посещающим РФ, необходимо знать хотя бы базовый набор разговорного русского языка.

В то же время наличие всех перечисленных позитивных факторов, которые должны симулировать развитие туризма в РФ, работают для достижения этой цели недостаточно эффективно. Это связано с наличием недостатков в политической и экономической сферах. Состояние политической ситуации внутри страны и вне ее следует рассматривать раздельно. Внутриполитическая ситуация характеризуется стабильностью и контролируемостью. Это обусловлено значительными успехами органов исполнительной власти по профилактике проявлений экстремизма и межэтнических конфликтов, пресечении каналов финансирования террористической деятельности. В то же время политологи отмечают, что имеются попытки влияния некоторых западных стран на сознание российского населения с целью изменения политической конъюнктуры власти, приближения чуждых российскому населению идей так называемой «толерантности» к принятию его сознанием. Однако такие попытки оказывают обратный эффект, консолидируя российское население против западной агрессии как носителя чуждой идеологии. В то же время такая консолидация не обращена к представителям западных народов, которые имеют возможность посещать РФ без опасения за свою жизнь. В то же время снижающийся уровень жизни населения может в будущем создать протестные настроения, которые могут стать особенно сильными в регионах страны. Как утверждают политологи, такие настроения в обществе в настоящее время сдерживаются лишь «необходимостью выстоять перед внешним врагом», т. е. странами, правительства которых агрессивно настроены по отношению к РФ. Отмена санкций и исчезновение «внешнего врага» будет служить росту протестных настроений [4] и, с этой стороны, может служить снижением ощущения безопасности туристов.

Внешнеполитическая ситуация в РФ в настоящее время развивается по-разному в зависимости от того, в отношении какой группы стран она развивается.

Экономическая ситуация в стране характеризуется экспертами как фаза стабильности в ожидании роста. Эта фаза характеризуется: сокращением потребительских доходов и расходов; углублением экономического неравенства между разными слоями населения; хронической напряженностью в государственных финансах; постепенным регулированием государственного сектора в достаточно сложных политических и экономических условиях; экономией на заработной плате работников предприятиями практически всех секторов экономики при стабильном уровне безработицы [5, с. 109–112].

Иными словами, можно предполагать, что основными факторами из рассмотренных, которые могут повлиять на рост деловых поездок, являются: транспортная инфраструктура, международная открытость, человеческие ресурсы и рынок труда, охрана и безопасность и бизнес-среда. Помимо перечисленных, интересно также то, что в обоих рассмотренных случаях наблюдались более высокие в сравнении с РФ показатели приоритетизации туризма в исследованных странах. Это говорит о том, что туризм не может развиваться сам по себе, необходимы федеральные проекты, направленные на его развитие.

 

Список литературы:
1. Ананченкова П. И. Туристический имидж дестинации (на примере Азербайджанской республики) / П. И. Ананченкова, М. Ю. Кузнецов // Этносоциум и межнациональная культура, 2017. – № 7 (109). – С. 152–157. 
2. Дугужева С. С. Имидж России как объект туристической привлекательности в условиях кризиса / С. С. Дугужева // Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма : Материалы второй Международной научной студенческой конференции, 2015. – С. 191–195. 
3. Королев Н. Н. Реализация туристического потенциала историко-культурного наследия Беларуси / Н. Н. Королев, Е. В. Рябова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, 2015. – № 3 (32). – С. 64–70. 
4. Полунин А. Россия-2017: «внутренний фронт» приходит в движение / А. Полунин. – Режим доступа: https://svpressa.ru/politic/article/ 163694/ (дата обращения: 07.01.2018). 
5. Фам К. Ф. Анализ основных факторов, повлиявших на экономическую ситуацию в РФ в 2015–2016 годах / К. Ф. Фам, М. П. Лазарев // Экономика и бизнес: теория и практика, 2017. – № 4-2. – С. 109–112. 
6. Фонд «Охрана природного наследия» // Фонд «Охрана природного наследия». – Режим доступа: http://www.nhpfund.ru/ (дата обращения: 06.01.2018). 
7. Центр Всемирного наследия // UNESCO. – Режим доступа: http://whc.unesco.org/ru/list/?iso=ru&search=& (дата обращения: 06.01.2018). 
8. Competitiveness Rankings // World Economic Forum. – Режим доступа: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2015-2016/competitiveness-rankings/#indicatorId=GCI.A.02 (дата обращения: 06.01.2018). 
9. Henley & Partners Visa Restriction Index // Henley & Partners Visa Restriction Index – Режим доступа: http://visaindex.com/# (дата обращения: 05.01.2018).