Статья:

Особенности личностного потенциала взрослых посетителей фитнес клубов в зависимости от стажа занятий

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(47)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Спирина Н.В. Особенности личностного потенциала взрослых посетителей фитнес клубов в зависимости от стажа занятий // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 26(47). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/47/43379 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности личностного потенциала взрослых посетителей фитнес клубов в зависимости от стажа занятий

Спирина Наталья Владимировна
студент Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

Natalya Spirina

Student of Perm state humanitarian-pedagogical university, Russia, Perm

 

Аннотация. В последние годы отмечается рост количества людей, которые на уровне любительства тоже активно занимаются спортом. Проведение данного эксперимента позволит проверить гипотезы о наличии причинно-следственной связи между характеристиками личностного потенциала и стажем занятий фитнесом.

Abstract. In recent years, there has been an increase in the number of people who, at the level of love, are also actively involved in sports.

Conducting this experiment will allow you to test hypotheses about the presence of a causal relationship between the characteristics of personal potential and experience in fitness.

 

Ключевые слова: личностный птенциал, личность, фитнес, оптимизм, жизнестойкость.

Keywords: personality chicks, personality, fitness, optimism, resilience

 

В настоящее время часто встречается реклама психологических тренингов, где предлагается раскрыть, развернуть, развить личностный потенциал, под которым обычно понимается эклектичная совокупность волевых качеств, навыков противостояния жизненным трудностям и психологическому давлению, умения находить и принимать решения в нестандартных ситуациях, способствующих адаптации личности в различных жизненных ситуациях и разворачиванию, актуализации своей индивидуальности. Реализация личностного потенциала предполагает снятие несоответствия между притязаниями человека, уровнем достижений, на которые он рассчитывает, его планами и целями и оценкой им реально достигнутого, между его идеальными и реальными целями, что сопровождается удовлетворенностью деятельностью, предполагает максимальное развитие способностей и совершенствование качеств личности.

В последние годы отмечается рост количества людей, которые на уровне любительства тоже активно занимаются спортом. Этому в значительной степени способствует возвращение в программу образовательных и профессиональных учреждений норм ГТО. По данным опросов, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), обозначенная спортивная активность во многом детерминирована доступностью разнообразных спортивно-оздоровительных сооружений. Так в 2006 г. спортом занималось 39% россиян, а сегодня - 52%. При этом каждый десятый делает посильные ему упражнения ежедневно, 14% - несколько раз в неделю, 9% - однажды в неделю, 7% - несколько раз в месяц, 11% - несколько раз в год. В целом тех, кто достаточно регулярно занимается спортом, стало значительно больше и при этом самым популярным видом спорта в России считается фитнес (43%).

Таким образом, люди больше стали задумываться о своем здоровье, об образе жизни и, соответственно, активнее заниматься спортом. Тем самым, физическое  воспитание  становится неотъемлемым  механизмом коррекции личности, формирования личностных и профессиональных качеств, формирования  позитивного отношения к будущей трудовой деятельности. 

Проблема исследования: В психологии спорта существует много исследований, посвященных мотивации спортсменов, их состояний перед стартом на соревнованиях, однако исследований, показывающих влияние занятий фитнесом на развитие личности, прежде всего на характеристики личностного потенциала, нет. Отсутствуют также специальные исследования эффективности занятий фитнесом и социально-психологические технологии оценки такой эффективности. Кроме того, большинство эмпирических исследований психологии физкультуры и спорта сводятся к сравнению профессиональных спортсменов и не профессионалов. Существует дефицит исследований, доказывающих влияние регулярных физических нагрузок на психологическое здоровье и развитие личности. Между тем, именно фитнес является массовым современным увлечением наиболее активной части молодого взрослого населения. Насколько эффективно это увлечение? Что оно дает человеку не только в плане развития тела, но и для развития психики?

Исходя  из имеющихся теоретических  и  эмпирических предпосылок, исследование может быть организовано, согласно следующей структуре:

 

Структурная модель личностного потенциала и диагностические методы, позволяющие измерять их компоненты

Личностный потенциал (ЛП)

Диагностические методики

Сферы (подсистемы)

компоненты

Когнитивная

Рефлексия

Самоэффетивность

Жизнестойкость

Тест жизнестойкости, по С.Мадди;

 

Аффективная (эмоциональная)

Толерантность к неопределенности

Оптимизм

Субъективная витальность

Шкала субъективной витальности

Тест диспозиционного оптимизма(LOT)

Общий опросник здоровья(Голдберг)

Шкала благополучия К.Рифф

Шкала общей толерантности к неопределенности (ШОТН)

Конативная (поведенческая)

Копинг-стратегии

Контроль за действиями

КПСС(Норман С. Эндлер)

Опросник «Контроль за действием»

Опросник «ВСК»

 

Проведение данного эксперимнта позволит проверить гипотезы о наличии причинно-следственной связи между характеристиками личностного потенциала и стажем занятий фитнесом.

В исследовании планируется участие девушек и молодых людей, в возрасте от 19 до 29 лет, с различным стажем занятий фитнесом. Первая группа - девушки и молодые люди, не занимающиеся регулярно фитнесом или занимающиеся менее 2 лет. Вторая группа – девушки и молодые люди, имеющие стаж занятий от 3 до 8 лет. Третья группа - девушки и молодые люди, имеющие стаж занятий более 9 лет.

Для проверки гипотезы о статистически достоверных различиях в  характеристиках личностного потенциала у постоянных посетителей фитнес-клубов с различным стажем занятий. использовался однофакторный дисперсионный анализ. В анализ в качестве независимой переменной включался показатель «стаж занятий». В качестве зависимых переменных в анализ включались показатели опросников «Жизнестойкость» С.  Мадди, «Опросник волевого самоконтроля», «SWLS» по Диннеру, «Тест диспозиционного оптимизма».

Результаты дисперсионного анализа показателей опросников «Жизнестойкость» С.  Мадди, «Опросник волевого самоконтроля», «SWLS» по Диннеру, «Тест диспозиционного оптимизма», в группах со стажем занятий менее 3 лет и от 3 до 7 лет, и более 7 лет  представлены в таблице 1.

Таблица 1

Тест диспозиционного оптимизма», в группах со стажем занятий менее 3 лет и от 3 до 7 лет, и более 7 лет.

Показатели

SS

df

MS

SS

df

MS

Значение F-критерия

Ур. значимости p

Effect

Effect

Effect

Error

Error

Error

вовлеченность

106,289

2

53,144

355,500

87

4,086

13,006

0,000

контроль

29,622

2

14,811

574,200

87

6,600

2,244

0,112

принятие риска

1,622

2

0,811

453,667

87

5,215

0,156

0,856

swls

73,267

2

36,633

304,333

87

3,489

10,472

0,000

самообладание

1,756

2

0,878

156,067

87

1,794

0,489

0,615

настойчивость

81,067

2

40,533

244,933

87

2,815

14,397

0,000

коэф.ВСК

64,422

2

32,211

223,633

87

2,570

12,531

0,000

оптимизм

48,200

2

24,100

174,700

87

2,008

12,002

0,000

пессимизм

62,489

2

31,244

88,800

87

1,021

30,611

8,597

 

Были обнаружены значимые различия по показателям «вовлеченность» (F(2, 87) = 13.01, p < 0,001), «swls» (F(2, 87) = 10.47, p < 0,001), «настойчивость»(F(2, 87) = 14.39, p < 0,001), «коэфицент ВСК»(F(2, 87) = 12.53, p < 0,001), «оптимизм»(F(2, 87) = 12.00, p < 0,001), «пессимизм»(F(2, 87) = 30.61, p < 0,001). Таким образом гипотеза о том, что характеристики личностного потенциала статистически достоверно различаются у постоянных посетителей фитнес-клубов с различным стажем занятий нашла свое подтверждение.

Проведение данного эксперимента позволит проверить гипотезы о наличии причинно-следственной связи между характеристиками личностного потенциала и стажем занятий фитнесом.

 

Список литературы:
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
2. Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000.
3. Босенко Ю.М. Личностные и когнитивные факторы сресоустойчивости спортсмнов высокого класа //Психология совладающего поведения. Вестник КГУ : 2013
4. Гордеева Т. О. Атрибутивный стиль личности и субъективное благополучие: современные отечественные исследования проблемы // Психология перед вызовом будущего. Материалы научной конференции, приуроченной к 40-летнему юбилею факультета психологии МГУ. М., 2006б. С. 18–20.
5. Гордеева Т. О. Оптимистическое мышление личности как составляющая личностного потенциала // Психол. диагностика. 2007. Т. 1. С. 32–65
6. Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Позитивное мышление как фактор учебных достижений // Вопр. Психол. 2010. № 1. С. 24–33.
7. Джидарьян И. А. Представления о счастье в российском менталитете. СПб.: Алетейя, 2001.
8. Зелигман М. Как научиться оптимизму. М.: Вече; Персей. 1997
9. Зинченко В. П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? // Человек в ситуации неопределенности / Гл. ред. А. К. Болотова. М.: ТЕИС. 2007. С. 9–33.
10. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема // Психол. журн. 2005. Т. 26. № 1. С. 18–28.
11. Калитеевская Е. Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.
12. Корниенко Д.С., Фоминых А.Я. ,Сорокина Е.А. Взаимосвязь самоэффективности и спортивной мотивации в разных видах спорта //Психлогические и педагогичские науки. Вестник ПГГПУ :Пермь, 2016
13. Леонтьев Д.А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2004.
15. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993.
16. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психол. журн. 2000а. Т. 21. № 1. С. 15–25.
17. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000б.
18. Леонтьев Д. А. От симбиоза и адаптации к автономии и трансценденции // Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / Под ред. Е.И. Яцуты. Кемерово: Графика, 2002. С. 3–34.
19. Леонтьев Д. А. Феномен свободы: от воли к автономии личности // Только уникальное глобально: Сб. статей в честь 60-летия Г.Л.Тульчинского. СПб.: СПбГУКИ, 2007. С.64–89.
20. Леонтьев Д. А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности // Эпистемология и философия науки. 2010. Т. XXV. № 3. С. 136–153.
21. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е. Ю., Осин Е. Н., Плотникова А.В., Рассказова Е. И. Опыт структурной диагностики личностного потенциала // Психол. Диагностика. 2007. № 1. С. 8–31.
22. Леонтьев Д.А., Осин Е. Н. Печать экзистенциализма: эмпирические корреляты экзистенциального мировоззрения // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2007. № 1 (10). С. 121–130.
23. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.
24. Леонтьев Д.А., Осин Е. Н. Печать экзистенциализма: эмпирические корреляты экзистенциального мировоззрения // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2007. № 1 (10). С. 121–130.22. Maddi S. R. Hardiness training at Illinois Bell Telephone // Health promotion evaluation / J. P. Opatz (Ed.). Stevens Point (WI): National Wellness Institute, 1987. P. 101–115.
25. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem, 1995.
26. Мандрикова Е. Ю.Разработка опросника самоорганизации деятельности (ОСД) // Психол. Диагностика. 2010. № 2. С. 87–111. (Спец. выпуск «Диагностика личностного потенциала-2» / Под ред. Д. А.Леонтьева, Е. И. Рассказовой).nattional Hardiness in Health and Effectiveness // Encyclopedia of Mental Health  /Friedman H.S. (Ed.). San Diego (CA): Academic Press, 1998b. P. 323–335.
27. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.
28. Рыжов В.В. Развитие личностного потенциала студентов средствами физической культуры и спорта // Казанский психологическй. журн.. Т. 2. № 2. С. 370–373.2016.25. Селигман М. Новая позитивная психология. М.: София, 2006.
29. Филатова Н.П. О формировании конструктивных копинг-стратегий у спортсменов высокой квалификации в ситуациях отрицательного опта в соревновательной деятельности // Научно-теоретический. журн. «Ученые записки». № 11. С. 86–90.2008.26. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд., перераб. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2003.  
30. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е изд., перераб. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2003.
31. Andrews .M., Withey S. B. Social indicators of well-being. N.Y.: Plenum, 1976.
32. Vallerand R. J., Pelletier L. G., Blaise M. R., Briere N. M., Senecal C., Vallieres E. F. The Academic Motivation Scale: A Measure of Intrinsic, Extrinsic, and Amotivation in Education // Educational and Psychological Measurement. 1992. Vol. 52. № 4. P. 1003–1017.
33. Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K.Assessing coping strategies: A theoretically based approach // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56. P. 267–283.
34. Duckworth A. L., Peterson C., Matthews M. D., Kelly D.R. Grit: Perseverance and passion for long-term goals // Personality Processes and Individual Differences. 2007. Vol. 92(6). P. 1087–1101.
35. Goldberg D. P. Manual of the General Health Questionnaire. Windsor, England, NFER Publishing, 1978.
36. Diener E., Emmons R. A., Larsen R. J., Griffin S. The Satisfaction With Life Scale // Journal of Personality Assessment. 1985. Vol. 49. P. 71–75.
37. Lyubomirsky S., Lepper H. A measure of subjective happiness: Preliminary reliability and construct validation // Social Indicators Research. 1999. Vol. 46. P. 137–155.
38. Luhmann N. Die Paradoxe des Entscheidens // Paradoxien der Entscheidung. Wahl/Selektion in Kunst, Literatur und Medien / F. Balke, G. Schwering, U. Staeheli (Hg.). Bielefeld: Transcript verlag, 2004. S. 17–55.