Патриотическое воспитание школьников в условиях современных военных конфликтов
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(48)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(48)
Патриотическое воспитание школьников в условиях современных военных конфликтов
Patriotic education of schoolchildren in the conditions of modern military conflicts
Ilicheva Elena Stepanovna
candidate of philosophy, associate Professor, Omsk state pedagogical University, Russia, Omsk
Kozhevnikov Oleg Gennadievich
teacher-organizer of the Department of educational work, Federal state educational institution «Omsk cadet military corps of the Ministry of defence of the Russian Federation», Russia, Omsk
Аннотация. В статье обосновываются роль и значение патриотического воспитания школьников в условиях современных военных конфликтов. Приводятся примеры героических подвигов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации в военном конфликте в Сирийской Арабской республики. Рассказывается о Всероссийском детско-юношеском военно-патриотическом общественном движении «Юнармия».
Abstract. The article substantiates the role and importance of Patriotic education of schoolchildren in modern military conflicts. Examples of heroic deeds of servicemen of the Armed Forces of the Russian Federation in the military conflict in the Syrian Arab Republic are given. Tells of the all-Russian youth military-Patriotic public movement «Uname».
Ключевые слова: военный конфликт, движение «Юнармия», Сирийская Арабская республика, патриотическое воспитание, патриотизм, подвиг.
Keywords: military conflict, the movement «Uname», Syrian Arab Republic, Patriotic education, patriotism, feat.
Историю становления мировых политических отношений невозможно представить без войн и конфликтов. Они являются неотъемлемой частью общественного развития. В XXI столетии региональные, межгосударственные и мировые войны, когда-то охватывающие государства и целые континенты, уступили место локальным столкновениям и военным конфликтам.
Термин «военный конфликт» в Военной доктрине Российской Федерации определяется как «форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты)» [1, с. 2].
Военные конфликты несут в себе огромный разрушительный потенциал и представляют серьезную опасность и угрозу для человечества. Эта опасность продиктована следующими моментами:
1) конфликты уносят тысячи человеческих жизней, подрывая тем самым устои социального и культурного существования;
2) в условиях «тесных» международных отношений, постоянных переговоров и взаимодействий, любой военный конфликт или даже незначительное столкновение политических интересов, может при определенных условиях стать своеобразным «детонатор» новой мировой войны;
3) военные конфликты с применением различного вида оружия, газов пагубно влияют на экологическое состояние нашей планеты;
4) они оказывают негативное влияние на моральные и нравственные ценности, мировоззрение и психологическое состояние людей, оказавшихся не только в эпицентре военных действий, но и далеких от происходящих военных событий.
С сентября 2015 года российские Вооруженные Силы принимают участие в военном конфликте на территории Сирийской Арабской республики. Несмотря на то, что основные части сил и средств российской группировки войск в начале 2018 года выведены с территории Сирии, российские ВКС продолжают оказывать авиационную поддержку сирийским правительственным силам, наступающим на контролируемые вооружёнными радикальными группировками районы [2].
За время военной операции в Сирии, по официальным данным погибло около 50 российских военнослужащих. В пантеоне русских героев появились новые имена. Командир бомбардировщика Су-24М – подполковник Олег Пешков, морской пехотинец-контрактник – матрос Александр Позынич, старший лейтенант Сил специальных операций Александр Прохоренко, военнослужащие-медики – Надежда Дураченко и Галина Михайлова, летчик – гвардии майор Роман Филипов.
Подрастающее поколение, включаясь в процесс формирования и развития патриотических чувств, должно узнавать о героических подвигах не только выдающихся военных личностей и политических деятелей, но и простых людей, военнослужащих, наших современников. Без грамотной реализации этого важнейшего компонента патриотического воспитания невозможно говорить о становлении гражданина своей страны, без которого не может существовать само государство.
Гармоничное патриотическое воспитание способствует формированию таких важнейших качеств личности как мужественность, смелость, дисциплинированность, образованность, инициативность и т.д. Такие люди всегда были жизненно необходимы государству. Государству нужны люди, которые были бы готовы не только работать и учиться, но и в случае необходимости встать на защиту его границ.
Прогрессивное развитие общества неизбежно ставит перед системой образования серьезнейшие задачи в обучении и воспитании подрастающего поколения. По мнению многих педагогов и мыслителей процесс патриотического становления личности оказывает многостороннее формирующее влияние. Так, К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [3, с. 160].
Из вышеизложенного видно, каким насущным является вопрос патриотического воспитания современных школьников. Патриотизм является важнейшим условием духовного становления личности, гуманистического образа жизни, проявляющиеся в осознании исторической, национальной и культурной принадлежности к Родине. Чувство патриотизма должно стать неотъемлемой составляющей целостной, гармоничной личности.
Советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский, размышляя о патриотическом воспитании писал: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безграничном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием» [4, с. 112].
В современном патриотическом воспитании школьников огромную роль играют общественные организации и движения.
Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» создано по инициативе Министра обороны РФ Сергея Шойгу. Работа организации регламентируется принятым на Первом учредительном Всероссийском слете 28 мая 2016 года Уставом. Региональные отделения созданы во всех 85-ти субъектах РФ. Количество участников движения, по данным февраля 2018 года, больше 200 000 человек.
Основополагающими в программе работы движения стали военные и спортивные направления, призванные воспитать российскую молодежь в духе патриотизма, привить подрастающему поколению интерес к истории своей страны, ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев, привлечь молодых людей к занятиям волонтерской деятельностью и участию в культурных и спортивных мероприятиях.
В современном, порой противоречивом, развитии мировой духовности, России, как никогда необходимо возрождение истоков становления Отечества, воспитание школьников в духе любви к Родине и патриотизма.