Эстетическое воспитание младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(49)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(49)
Эстетическое воспитание младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Аннотация. В статье раскрываются вопросы эстетического воспитания младших школьников. Доказывается необходимость в формировании эстетических чувств и ценностей, описываются предметы цикла эстетического воспитания. Определяются условия создания комфортного воспитательного процесса.
Ключевые слова: воспитание младших школьников, эстетическое воспитание, семейные и общественные ценности, школьный художественный цикл.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования — нормативный документ, на основании которого определяются требования к обучению, развитию, воспитанию младших школьников.
Выпускник начальной школы — это человек, который любит свою Родину, уважает традиции своего народа, почитает ценности общества и своей семьи. Соблюдающий правила безопасности и здорового образа жизни.
Для принятия окружающих и семейных ценностей, ребёнок должен эстетически относится к окружающей его действительности. Он должен ценить доверие, дружбу, любить близких ему людей, быть добрым внимательным по отношению к окружающим, он должен быть готов всегда прийти на помощь, уметь сострадать, сопереживать чувствам людей. Также ребёнок должен дорожить своей и жизнью окружающих, ценить и принимать красоту человека, как внутреннюю так и внешнюю.
Из ФГОС НОО следует, что основополагающими учебными предметами в системе эстетического воспитания являются предметы художественного круга: «Изобразительное искусство», «Музыка», «Литературное чтение». Исходя из требований следует, что учебное заведение должно развивать эстетический и художественный вкус.
Ребёнок научиться анализировать произведения со стороны эстетики, сможет дать оценку любому художественному произведению и сумеет отстоять свою позицию и убедить окружающих в своей правоте.
Следующий немаловажный предмет художественного цикла - «Музыка». Музыка обладает огромной силой эмоционального влияния на человека. Главной задачей в музыке является сформировать у детей чувства восприятия прекрасного на слух. Также дети участвуют в хоровом пении, это сплачивает детей, формирует характер, эстетическое чувство.
В содержании предмета «Изобразительное искусство» входит детское художественное творчество. На этом предмете развиваются умения, наблюдать, видеть, представлять, классифицировать эстетические явления. Дети учатся умению любоваться красотой окружающих, работами великих художников.
Главная цель предметов художественного цикла в школе – духовно обогатить ребёнка, научить видеть прекрасное, великое, эстетическую сущность произведений искусства.
Можно заметить, что урок, это не единственная форма эстетического воспитания младших школьников. Более широко познакомиться с искусством позволяет внеурочная и внеклассная деятельность. Всем классом можно отправится на экскурсию в музей, дом культуры, парк, на концерт классической музыки, спектакль, выставки.
Также способствуют формированию эстетического воспитания диалоги и беседы об искусстве, о прекрасном.
Для более продуктивного эстетического воспитания следует привлечь к сотрудничеству родителей, вовлечь их в организацию праздников, концертов, театральных постановках, так как совместная деятельность детей и родителей в эстетическом творчестве стимулирует младших школьников, вызывает большой интерес.
Для неразрывной преемственности между школой и домом, родителям стоит создавать в доме благоприятную уютную атмосферу, подбирать вместе с ребёнком предметы интерьера, организовать домашнюю библиотеку, вовлечь ребёнка в хобби, увлечь детей в процесс приготовления еды и т.д.
Очень важно соблюдать семейные традиции, праздники, так как это играет большую роль в реализации эстетического воспитания.
Из этого следует, что одним из главных условий успешного эстетического воспитания является сотрудничество родителя с учителем.
Так как творческая благоприятная атмосфера должна царить не только в школе но и дома.
Учителю начальных классов можно предложить несколько рекомендаций по эстетическому воспитанию обучающихся:
- Нужно обязательно учитывать индивидуальные интересы и особенности ребёнка.
- Основательно продумывать содержание образования
- Креативно и творчески подходить к содержанию образования
- Создавать благоприятные и уютные условия для эстетического воспитания.
- Обязательно всегда совершенствоваться и развиваться самому.
- Проводить совместные и индивидуальные беседы с родителями
- Вводить элементы эстетики на уроках (анализировать произведения всем классом, проводить беседы и дискуссии по художественным произведениям).
- Как можно чаще организовывать продуктивную деятельность совместно с родителями.
Значение эстетического воспитания состоит в различной художественно-эстетической деятельности обучающихся, направленное на формирование полноценно воспринимать и понимать прекрасное в искусстве и жизни, а также на развитие творческих задатков в сфере искусства.
Задачи эстетического воспитания:
- Формирование эстетического представления, которое включает в себя знания по основам эстетики, отечественной и мировой культуры, способность отличать и понимать истинное искусство от ложного.
- Формирование эстетических вкусов и чувств, развитие потребности в занятиях художественно-творческой деятельности.
- Формирование способов художественно-творческой деятельности, работа с одаренными детьми, наработка опыта в организации и учения с учетом эстетических норм и ценностей.
Цель эстетического воспитания — воспитание и развитие эстетически- культурной личности, которая содержит в себе такие компоненты:
Эстетическое восприятие — способность выявлять в жизни и искусстве эстетические свойства, образы. Проявлять эстетические чувства.
Эстетические чувства — эмоциональное состояние, обусловленное оценочным отношением человека к окружающей действительности.
Эстетические потребности — тяготение в общении с художественно-эстетическими ценностями.
Эстетические вкусы — умение анализировать и оценивать произведения искусства, с позиции эстетических эталонов.
Эстетические идеалы — социально и индивидуально вызванные представления о идеальной красоте в природе, человеке, искусстве, обществе.
Эстетическое сознание — собрание идей, теорий, взглядов, вкусов, суждений, благодаря чему человек достоверно определяет эстетическую ценность явлений жизни, искусства.
Таким образом, младший школьный возраст — это особенный возраст для эстетического воспитания, привития чувства прекрасного. Посредством эстетического воспитания учитель может заложить в ребёнке фундамент духовно-эстетической, морально-нравственной личности. Ведь именно в младшем школьном возрасте формируется любовь к окружающему миру, и происходит развитие существенных эстетических качеств будущей личности.