МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(284)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(284)
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Аннотация. В данной статье рассматриваются методические аспекты нравственного воспитания обучающихся с умственной отсталостью. Обосновывается актуальность и значимость нравственного воспитания для данной категории учащихся, особенности методов и приемов работы с такими детьми, а также педагогические подходы к формированию нравственных ценностей.
Ключевые слова: нравственное воспитание, обучающиеся, умственная отсталость, методические аспекты, специальное образование.
Постановка проблемы. Обучающиеся с умственной отсталостью являются уязвимой группой, которая требует особого подхода и внимания. Имея ограниченные познавательные и когнитивные способности, они испытывают сложности в понимании нравственных норм и ценностей. Поэтому разработка эффективных программ нравственного воспитания для этой группы обучающихся является необходимой социальной задачей [6].
Нравственное воспитание имеет важное значение для формирования личности и социальной адаптации обучающегося с умственной отсталостью. Осознание своего места и роли в обществе, развитие эмоционально-нравственной сферы, формирование убеждений и ценностей являются ключевыми аспектами для успешной социализации и последующего саморазвития.
Е.В. Слизкова и А.Н. Шарайкина отмечают, что педагоги, которые работают с умственно отсталыми детьми, нуждаются в специальных знаниях и навыках, чтобы эффективно осуществлять нравственное воспитание данной категории обучающихся [7].
Проблема нравственного воспитания остается актуальной и приоритетной в отечественной системе образования детей с умственной отсталостью. Вопросами нравственности, нравственного развития и нравственного воспитания занимались такие авторы как В.В. Абраменкова, Н.Г. Аверина, Н.Г. Капустина, Н.А. Леонова, И.С. Марьенко, Р. Рудольф, Е.В. Слизкова, Н.А. Фомина, А.Н. Шарайкина, Х. Штольц, и др.
Анализ литературы по проблеме нравственного воспитания обучающихся с умственной отсталостью позволил обнаружить малую изученность данного вопроса в специальной психологии и коррекционной педагогике. Проблема нравственного воспитания обучающихся с умственной отсталостью в разной мере освещалась в исследованиях отечественных психологов И.В. Беляковой, Е.В. Боробовой, В.Г. Петровой, Е.Н. Трубиной и др.
Однако достаточно мало комплексных исследованиях сегодня встречаются в научных трудах посвященных обоснованию методов и приемов работы по нравственному воспитанию обучающихся с умственной отсталостью.
Основная часть. Воспитание нравственности у умственно отсталых детей, как и детей в общеобразовательной школе, осуществляется в совокупности с остальными направлениями воспитательной работы, но порядок использования методов или приемов осуществляется с учетом психических и физических особенностей умственно отсталых детей. Основное направление формирования нравственных навыков поведения у воспитанников с умственной отсталостью – это повседневное руководство их жизнью, контроль их деятельности и поведения [2].
Начиная с первого класса коррекционное образовательное учреждение должно воспитывать желание, возможность и привычку трудиться и соблюдать нормы общественного поведения. Особое внимание в специальном образовании отводится воспитанию сознательной дисциплины, доброжелательности, уважительного отношения к окружающим, преодолению инфантильности и эгоизма.
Воспитание детей с отклонениями в развитии должно не только подготовить их к жизни, но и помочь организовать их повседневную жизнь, научить общаться со сверстниками, коллективному труду на благо общества, ведь это воспитывает такие важные качества, как организованность, желание помочь ближнему, и стремление сделать свое дело хорошо, чтобы не подводить остальных [1].
Специальная (коррекционная) школа готовит воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Задача нравственной воспитанности детей в специальной (коррекционной) школе приобретает не только теоретическое, но и практическое значение.
Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их поведение в различных жизненных ситуациях соответствовало установленным обществом социальным нормам. Становление личности воспитанника направлено на формирование у него правильного осознания своего социального статуса, самооценки и направленности интересов [4].
Основными условиями нравственного воспитания учащихся являются: своевременная диагностика у детей нарушений и отклонений интеллекта, выявление причин вредного влияния и исключение детей из зоны их воздействия, использование коррекционно-направленной комплексной системы медицинских и психолого-педагогических мероприятий, совместная работа семьи и школы, привлечение детей к коллективной общественно - полезной деятельности, стимулирование учащихся, способствующее повышению их активности, проявлению положительных качеств личности, осуществление помощи и контроля над выполнением обязанностей и поручений учащихся, направленных на формирование их нравственного сознания, нравственных чувств, навыков и привычек социального поведения.
Педагогам необходимо учитывать, что возможность развития высоких, нравственных чувств, требует наличие абстрактного мышления, которое отсутствует у данной группы детей и требует развития именно данного вида мышления.
С учетом интеллектуальных и личностных способностей, учащихся с умственной отсталостью, важно придерживаться постепенности, последовательности и стараться преподносить информацию, не превышая познавательные возможности детей, но и не занижая их. Важно правильно сопоставлять нравственные представления с деятельностью детей и их собственными сторонами характера [5].
Можно условно выделить две группы методов нравственного воспитания:
1. Методы формирования нравственного сознания. Они воспитывают в детях понимание нравственных норм общественно-социального поведения – разъяснительные методы, беседы, положительные примеры, взятые из жизни, экскурсии в культурные места, чтение художественной литературы и обсуждение прочитанного, изучение предметов искусства. С восприятием новой информации у ребенка формируются нравственные оценки и представления об окружающем мире.
Практические методы – это создание педагогом или родителями определенных жизненных ситуаций, требующих формирования и задействования навыков ручного труда, самообслуживания и др. К ним относят разнообразную художественную деятельность, прогулки, спортивные занятия, поделки своими руками из различных материалов (девочки могут заниматься шитьем из ткани, мальчики могут что-то мастерить из дерева или других материалов) [3].
Умственно отсталый ребенок не обладает достаточным запасом нравственных представлений и понятий для анализа норм и правил поведения. Он не может сравнить свое поведение с поведением окружающих, ясно себе представить последствия того или иного поступка, дать правильную оценку моральным побуждениям. Все это нередко приводит к нарушению норм поведения, к безнравственным поступкам. Для преодоления этой особенности применяется метод оценки каких-либо человеческих действий, этот метод помогает ребенку понять мотивы поступков, дать нравственную оценку поступку и, исходя из этого, попробовать охарактеризовать человека.
Оценочный подход применяется совместно с другими методами воспитания. Этот метод характеризуется использованием поощрений за положительные результаты и успехи ребенка, и наказанием за проступки. Ведь чрезвычайно тонким инструментом воспитания является похвала за хороший поступок, поощрение добра, приобщение к поведению, которое своей сущностью выражает человеческое благородство [6].
Похвала учит ребенка, образно говоря, читать книгу элементарной человеческой культуры. Одобрение, высказанное семьей, коллективом, поднимает человека в собственных глазах, утверждает в нем гордость, стимулирует повторять только хорошие поступки.
2. Методы формирования навыков и привычек общественного поведения. Применяются в самых различных видах деятельности – общественной, практической, в труде, игре. Методы воспитания разделяются по способу воздействия на сознание ребенка: это убеждение, упражнения, поощрения, наказание [9].
Для реализации метода убеждения можно использовать разнообразную художественную литературу, примеры и истории из жизни людей. Метод убеждения можно применить в обсуждении различных вопросов. Формирование нравственного сознания очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений и идет по пути формирования целостной системы взглядов, в основе которой лежит убеждения человека [8].
Воздействовать на мотивацию умственно-отсталого ребенка помогает стимулирование, несущее в себе становление у ребенка осознанных побуждений. Есть разнообразные формы стимулирования: похвала, одобрение, награда, благодарность педагога и пр. Позитивные эмоции, которые испытывает ребенок благодаря методу поощрения, закрепляют положительные привычки и навыки, вселяют уверенность, повышают самооценку. При работе с умственно отсталыми детьми, воспитатель должен стараться моделировать ситуацию успеха, в которой заведомо ребенок поощряется как успешный.
С помощью игры можно стимулировать развитие познавательных способностей и эмоционально-волевой сферы умственно-отсталых детей. Игра является очень эффективным методом воспитания у детей понятия нравственности. В игровой деятельности детей отчетливо видны результаты усвоения ими правил поведенческих норм. При построении игры как метода формирования нравственности важно выделить её составляющие. В первую очередь нужно выделить правила, благодаря которым дети учатся организованности, терпению, дисциплине. Сюжетная игра предполагает решение задач нравственного воспитания, для овладения детьми опытом общественного поведения. Необходимо не только развивать содержательные игры, но и активизировать общую работу по воспитанию у детей нравственных чувств и привычек поведения [7].
Ещё одним методом стимулирования является наказание, в качестве которого можно использовать лишение или ограничение в определенных правах или осуждение. Выбор способа наказания всегда индивидуален, в зависимости от разных факторов. Существенное значение играет вопрос, кем и по каким причинам совершается поступок, какие мотивы побуждают человека к действию. Наказание должно быть справедливым и не унижать чувство достоинства воспитанника. Благодаря методам стимулирования, у воспитанников формируются умения ставить правильную оценку своему поведению, правильному выбору мотивов и целей.
Разъяснение является наиболее доступным методом воспитания нравственности. Нужно выяснить, что знают дети о морали отношений между людьми, как ими понимаются понятия: «добро», «честность», «справедливость». Беседы со взрослыми предполагают накопление у детей представлений, переживаний и понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом учащиеся начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое [2].
Продуктивное действие на развитие ребенка и формирование духовной среды оказывают методы требования и упражнения. Требования могу быть прямыми (определенность, конкретность и точность формулировок) и косвенными (вызываются психологическими факторами: переживаниями и интересами воспитанников). Среди форм косвенного требования можно отметить требование-совет (убеждение ребенка в полезности и необходимости рекомендаций педагога), педагог должен иметь авторитет и доверие со стороны ребенка. Требование-игра использует стремление ребенка к игровой деятельности, чтобы незаметно выполнять разнообразные задания. Требование-просьба – это форма проявления доверия и сотрудничества между людьми [9].
Выводы. Методы и приемы нравственного воспитания школьников с умственной отсталостью направлены на разъяснение нравственных понятий и норм, на выработку чувств морали и определенных духовных ценностей, норм общественного поведения. Эти методы и приемы призваны направлять, ориентировать деятельность детей, формировать постоянство правильных поступков, положительного поведения. Суть таких методов заключается в том, чтобы выработать в детях не просто умение и навыки вести себя правильно, но прежде всего, потребности вести себя соответствующим образом. Жизнь в коллективе, общение со сверстниками, активное участие в разнообразных видах труда, – все это создает условия для постоянного, повседневного привития учащимся принципов нравственного поведения.