Гражданско-правовой статус учреждений в системе МЧС России
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(49)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(49)
Гражданско-правовой статус учреждений в системе МЧС России
Аннотация. В статье рассматривается проблематика некоммерческих организаций, дается понятие учреждений, исследуется система учреждений МЧС РФ посредством выделения отличительных особенностей между казенными и бюджетными учреждениями. Автором делаются предложения о совершенствовании законодательства в части, касающейся разработки нормативной составляющей, в частности, предлагается создание единого нормативного акта, который бы закрепил права, обязанности, функции, ответственность казенных и бюджетных учреждений, что положительно повлияло бы на преодоление пробелов в законодательстве, а также способствовало бы улучшению качества работы учреждений МЧС РФ в практической деятельности. Статья имеет определенную научную ценность, т. к. содержит обладающие новизной авторские обобщения.
Ключевые слова: гражданско-правовой статус, учреждения, МЧС России, орган, исполнительная власть, некоммерческие организации, бюджетные, казенные учреждения, практика применения.
Современный научный дискурс высказывает заинтересованность к проблематике некоммерческих организаций. Думается, это объясняется тем, что законодательство в этой части можно характеризовать неопределенностью, нечеткостью, а также противоречием одних нормативных актов другим. В связи с этим появляется ряд исследований, которые предлагают совершенствование законодательства о некоммерческих организациях [7,9]. Согласно п. 1 ст. 132.21 ГК РФ [1], под учреждением понимается унитарная некоммерческая организация, которая создается собственником в целях осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, при этом учредитель выступает собственником имущества учреждения, а учреждение приобретает право оперативного управления на закрепленное за ним имущество. Следовательно, говоря об учреждении, как о юридическом лице некоммерческого характера, обладающего сложной природой, можно отметить, что с одной стороны оно создается государственным органом для осуществления государственных задач, а другой выступает участником гражданского оборота. Как известно, МЧС России относится к исполнительной власти, конечным аспектом, который оказывает воздействие на формирование его функций, является субъективный фактор, выраженный в количестве чрезвычайных ситуаций и их последствиях. В связи с этим нужно подчеркнуть, что Указ Президента РФ от 11.01.2018 г. № 12 «Об утверждении основ государственной политики РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 г.» [3], в целях защиты от чрезвычайных ситуаций и для обеспечения устойчивого развития России, в п.7 закрепил, что в качестве основных угроз выделяются техногенные аварии, стихийные бедствия, особо опасные инфекционные заболевания, а также постоянно возникающие новые угрозы, опасные, как для населения, так и для территорий, которые возникают в связи с негативными изменениями окружающей действительности и постоянно усложняющимися технологическими процессами, справляться с которыми и призвана система МЧС РФ. Если же говорить о системе МЧС РФ, то на сегодняшний день она представлена с одной стороны бюджетными учреждениями, создающимися в сфере науки, здравоохранения, в частности, образовательные, медицинские, экспертные учреждения Федеральной противопожарной службы (ФПС) и др., с другой же стороны, казенными учреждениями, сфера деятельности которых не определена. Среди казенных учреждений МЧС РФ выделяют поисково-спасательные формирования, центры управления при кризисных ситуациях, учреждения ФПС, к которым относятся пожарные части, территориальные отряды и др. [5]. Целью создания бюджетных учреждений является выполнение работ, оказание услуг, а цель деятельности казенных - состоит в выполнении функций управленческого характера и осуществлении государственно-властных полномочий (в обеспечении пожарной безопасности, обороне и др.). Среди услуг, оказываемых учреждениями МЧС РФ можно выделить следующие [6]: в сфере образования, в сфере оказания медицинской помощи (высокотехнологичной, специализированной) и др., а также авиационное обеспечение деятельности МЧС РФ, снабжение лекарственными средствами, информационное сопровождение и др.
Если говорить о гражданско-правовом статусе учреждений в системе МЧС РФ, то он различен: бюджетные учреждения действуют от своего имени и вправе в пределах установленного государственного задания выполнять работы, которые предусмотрены уставом; казенные же учреждения действуют согласно своих учредительных документов от имени органа исполнительной власти их учредившего (в данном случае МЧС РФ), доходы от их деятельности направляются в бюджет. Различным является и участие казенных и бюджетных учреждений МЧС РФ в правоотношениях: казенные учреждения приобретают товары для государственных нужд [2], бюджетные же действуют в соответствии с процедурами гражданско-правовых договоров. В связи с этим, нельзя не согласиться с С.С.Дроздовым в том, что основные функции МЧС России, безусловно, обладают правовой природой, которая схожа с основой функционирования системы государственных структур, на которые возлагается практическая реализация законов [8, с.67]. Однако, высказывать мнение о том, что данный орган, при реализации своих функций, осуществляет комплексную защиту граждан от чрезвычайных ситуаций различного характера, не представляется возможным. Думается, что в данной ситуации необходимо исследование таких аспектов деятельности МЧС России, которые способствуют достижению планомерного и устойчивого взаимодействия, без которого не обойтись при ликвидации разного рода угроз. Согласно п. 1 Положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Положение) [4], МЧС России занимается управлением, координацией, реагированием и контролем в области, касающейся гражданской обороны, а также защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций. В связи с этим следует подчеркнуть, что в связи с различиями в гражданско-правовом статусе бюджетных и казенных учреждений МЧС РФ имеет место неравноправное участие в гражданском обороте, т. к. главной целью их создания призвано осуществление государственных функций, а выполнение работ (услуг) является сопутствующей задачей необходимой для обеспечения безопасности, спасения и защиты населения. Таким образом, в связи с вышеизложенным, необходимо подвести итоги. Гражданско-правовой статус МЧС России включает в себя непосредственно процесс осуществления деятельности, а также выполнение функций в пределах своей компетенции. На сегодняшний день стоит задача продолжения совершенствования законодательства в части, касающейся разработки нормативной составляющей, а также развития международного сотрудничества в области защиты населения и территорий, в частности, предлагается создание единого нормативного акта, который бы закрепил права, обязанности, функции, ответственность казенных и бюджетных учреждений, что положительно повлияло бы на преодоление пробелов в законодательстве, а также способствовало бы улучшению качества работы учреждений МЧС РФ в практической деятельности.