Статья:

Гражданско-правовой статус учреждений в системе МЧС России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(49)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Михайлова Е.С. Гражданско-правовой статус учреждений в системе МЧС России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 28(49). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/49/44333 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Гражданско-правовой статус учреждений в системе МЧС России

Михайлова Екатерина Сергеевна
магистрант, Санкт-Петербургский Университет Государственной Противопожарной Службы РФ, Санкт-Петербург

 

Аннотация. В статье рассматривается проблематика некоммерческих организаций, дается понятие учреждений, исследуется система учреждений МЧС РФ посредством выделения отличительных особенностей между казенными и бюджетными учреждениями. Автором делаются предложения о совершенствовании законодательства в части, касающейся разработки нормативной составляющей, в частности, предлагается создание единого нормативного акта, который бы закрепил права, обязанности, функции, ответственность казенных и бюджетных учреждений, что положительно повлияло бы на преодоление пробелов в законодательстве, а также способствовало бы улучшению качества работы учреждений МЧС РФ в практической деятельности. Статья имеет определенную научную ценность, т. к. содержит обладающие новизной авторские обобщения.

Ключевые слова: гражданско-правовой статус, учреждения, МЧС России, орган, исполнительная власть, некоммерческие организации, бюджетные, казенные учреждения, практика применения.

 

Современный научный дискурс высказывает заинтересованность к проблематике некоммерческих организаций. Думается, это объясняется тем, что законодательство в этой части можно характеризовать неопределенностью, нечеткостью, а также противоречием одних нормативных актов другим. В связи с этим появляется ряд исследований, которые предлагают совершенствование законодательства о некоммерческих организациях [7,9]. Согласно п. 1 ст. 132.21 ГК РФ [1], под учреждением понимается унитарная некоммерческая организация, которая создается собственником в целях осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, при этом учредитель выступает собственником имущества учреждения, а учреждение приобретает право оперативного управления на закрепленное за ним имущество. Следовательно, говоря об учреждении, как о юридическом лице некоммерческого характера, обладающего сложной природой, можно отметить, что с одной стороны оно создается государственным органом для осуществления государственных задач, а другой выступает участником гражданского оборота. Как известно, МЧС России относится к исполнительной власти, конечным аспектом, который оказывает воздействие на формирование его функций, является субъективный фактор, выраженный в количестве чрезвычайных ситуаций и их последствиях. В связи с этим нужно подчеркнуть, что Указ Президента РФ от 11.01.2018 г. № 12 «Об утверждении основ государственной политики РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 г.» [3], в целях защиты от чрезвычайных ситуаций и для обеспечения устойчивого развития России, в п.7 закрепил, что в качестве основных угроз выделяются техногенные аварии, стихийные бедствия, особо опасные инфекционные заболевания, а также постоянно возникающие новые угрозы, опасные, как для населения, так и для территорий, которые возникают в связи с негативными изменениями окружающей действительности и постоянно усложняющимися технологическими процессами, справляться с которыми и призвана система МЧС РФ. Если же говорить о системе МЧС РФ, то на сегодняшний день она представлена с одной стороны бюджетными учреждениями, создающимися в сфере науки, здравоохранения, в частности, образовательные, медицинские, экспертные учреждения Федеральной противопожарной службы (ФПС) и др., с другой же стороны, казенными учреждениями, сфера деятельности которых не определена. Среди казенных учреждений МЧС РФ выделяют поисково-спасательные формирования, центры управления при кризисных ситуациях, учреждения ФПС, к которым относятся пожарные части, территориальные отряды и др. [5]. Целью создания бюджетных учреждений является выполнение работ, оказание услуг, а цель деятельности казенных - состоит в выполнении функций управленческого характера и осуществлении государственно-властных полномочий (в обеспечении пожарной безопасности, обороне и др.). Среди услуг, оказываемых учреждениями МЧС РФ можно выделить следующие [6]: в сфере образования, в сфере оказания медицинской помощи (высокотехнологичной, специализированной) и др., а также авиационное обеспечение деятельности МЧС РФ, снабжение лекарственными средствами, информационное сопровождение и др.

Если говорить о гражданско-правовом статусе учреждений в системе МЧС РФ, то он различен: бюджетные учреждения действуют от своего имени и вправе в пределах установленного государственного задания выполнять работы, которые предусмотрены уставом; казенные же учреждения действуют согласно своих учредительных документов от имени органа исполнительной власти их учредившего (в данном случае МЧС РФ), доходы от их деятельности направляются в бюджет. Различным является и участие казенных и бюджетных учреждений МЧС РФ в правоотношениях: казенные учреждения приобретают товары для государственных нужд [2], бюджетные же действуют в соответствии с процедурами гражданско-правовых договоров. В связи с этим, нельзя не согласиться с С.С.Дроздовым в том, что основные функции МЧС России, безусловно, обладают правовой природой, которая схожа с основой функционирования системы государственных структур, на которые возлагается практическая реализация законов [8, с.67]. Однако, высказывать мнение о том, что данный орган, при реализации своих функций, осуществляет комплексную защиту граждан от чрезвычайных ситуаций различного характера, не представляется возможным. Думается, что в данной ситуации необходимо исследование таких аспектов деятельности МЧС России, которые способствуют достижению планомерного и устойчивого взаимодействия, без которого не обойтись при ликвидации разного рода угроз. Согласно п. 1 Положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Положение) [4], МЧС России занимается управлением, координацией, реагированием и контролем в области, касающейся гражданской обороны, а также защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций. В связи с этим следует подчеркнуть, что в связи с различиями в гражданско-правовом статусе бюджетных и казенных учреждений МЧС РФ имеет место неравноправное участие в гражданском обороте, т. к. главной целью их создания призвано осуществление государственных функций, а выполнение работ (услуг) является сопутствующей задачей необходимой для обеспечения безопасности, спасения и защиты населения. Таким образом, в связи с вышеизложенным, необходимо подвести итоги. Гражданско-правовой статус МЧС России включает в себя непосредственно процесс осуществления деятельности, а также выполнение функций в пределах своей компетенции. На сегодняшний день стоит задача продолжения совершенствования законодательства в части, касающейся разработки нормативной составляющей, а также развития международного сотрудничества в области защиты населения и территорий, в частности, предлагается создание единого нормативного акта, который бы закрепил права, обязанности, функции, ответственность казенных и бюджетных учреждений, что положительно повлияло бы на преодоление пробелов в законодательстве, а также способствовало бы улучшению качества работы учреждений МЧС РФ в практической деятельности.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ в ред. 03.08.2018 г. с изм. и доп., вступ. в силу. с 01.09.2018 г. [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 10.12.2018 г.). 
2. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ в ред. от 30.10.2018 г. [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения 10.12.2018 г.).
3. Указ Президента РФ от 11.01.2018 г. № 12 «Об утверждении основ государственной политики РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 г.» [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/upload/site1/document_file/mef3wmH2AP.pdf (дата обращения 11.12.2018). 
4. Указ Президента от 11.07.2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в ред. 26.10.2017 г. [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/law/Ukazi_Prezidenta_RF/item/5378836/ (дата обращения 11.12.2018г.).
5. Приказ МЧС России от 27 июня 2016 г. № 346 «Об утверждении перечней федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации послед-ствий стихийных бедствий». Документ опубликован не был [Электронный ресурс] : Информационно-правовой портал – Режим доступа: http://www.garant.ru/, ограничен по времени (дата обращения 11.12.2018 г.). 
6. Приказ МЧС России от 28 янв. 2013 г. № 52 «Об утверждении ведомственного Перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности» // Рос. газ. 2013. № 53.
7. Васильева Г. И. Гражданская правосубъектность бюджетных и казенных учреждений МЧС России / И. Г. Васильева, Г. Ш. Бибарсова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. – 2016. – № 4 (33). 
8. Дроздов С. С. Деятельность МЧС России по организации межведомственного сотрудни-чества в борьбе с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций // Современные подходы к формированию концепций национальной безопасности в РФ: сборник научных трудов. – СПб: 2015. 
9. Рыбкина М. В. Бюджетные и казенные учреждения МЧС России как субъекты гражданских правоотношений / М. В. Рыбкина, А. С. Лебедева // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. – 2014. – № 1.