Статья:

Особенности правового регулирования особых экономических зон в РФ и США: сравнительный анализ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28(49)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Сычева А.А., Ворошилов И.И. Особенности правового регулирования особых экономических зон в РФ и США: сравнительный анализ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 28(49). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/49/44716 (дата обращения: 09.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности правового регулирования особых экономических зон в РФ и США: сравнительный анализ

Сычева Алиса Александровна
студент Саратовской государственной юридической академии, РФ, г. Саратов
Ворошилов Илья Игоревич
студент Саратовской государственной юридической академии, РФ, г. Саратов

 

На сегодняшний день Счетная Палата РФ признала Особые экономические зоны (далее - ОЭЗ), действующие на территории РФ, малоэффективными. Так, выяснилось, что на 122 млрд. рублей, выделенных из федерального бюджета на развитие данных зон, приходится всего 40 млрд. рублей налоговых поступлений. Также не был выполнен план по созданию в данных зонах новых рабочих мест. Вместо 25 тысяч запланированных рабочих мест было создано лишь 18 тысяч. При этом, зарубежный опыт функционирования особых экономических зон (в частности, США), показывает, что практика их внедрения является весьма эффективной.

В основе неудачного успеха РФ в области создания ОЭЗ лежит большое количество причин административного, экономического и, в то числе, правового характера. Так, одной из причин эксперты называют невыполнение в полном объеме региональными властями своих обязательств по финансированию особых экономических зон.

Но в связи с тем, что, возможно, одной из причин недостаточной эффективности данных зон, является метод правового регулирования, мы хотим разобраться в чем заключается разница в правовом регулировании ОЭЗ в США и РФ. Вполне возможно, что зарубежный опыт позволит найти решения существующих в РФ проблем в области функционирования ОЭЗ.

Одним из видов ОЭЗ в США являются Зоны внешней торговли (ЗВТ), их правовое положение регулируется Законом о зонах внешней торговли 1934 г. ЗВТ подразделяются на зоны общего назначения и специализированные зоны [2, с. 150].

В соответствии с Законом, зоны общего назначения создаются на основе разрешения комитета по ЗВТ. Данное разрешение может быть выдано организациям при правительстве штата и местным властям. Управляются данные зоны частными организациями, с которыми у организаций, получивших разрешение на создание данной зоны, заключен контракт. Обязательным условием создания данных зон является вклад, который они должны вносить в развитие местности, в которой они образуются [3, с. 18].

Специализированные зоны создаются по решению руководства зон общего назначения. Как правило, в их создании заинтересованы частые компании (поэтому данные зоны принято называть «частными»). Юридически они считаются частью зон общего назначения, однако фактически могут территориально располагаться в ином месте. В настоящее время торговые зоны охватывают территорию 48 штатов.

На территории ЗВТ действует большое количество льгот. В частности, Законом предусмотрено, что таможенные пошлины взимаются только в том случае, когда товары перевозятся на территорию, где действует таможенное регулирование (то есть за пределы ЗВТ). Также важной особенностью является возможность ввоза на территорию зоны товаров, которые запрещены для импорта в США, и их дальнейшей импортирование на территорию страны. Но это возможно в том случае, если товары пройду соответствующую переработку в соне согласно установленным законом требованиям.

Следующим видом ОЭЗ в США являются Предпринимательские зоны (ПЗ). ПЗ создаются решением федеральных органов, органов штата и местного управления. Органы власти, инициирующие создание подобной зоны, должны обращаться за разрешением к вышестоящим органам (например, органы штата к федеральным органам). Основной целью создания данных зон является повышение экономической эффективности депрессивных районов крупных городов [1, P.245]. ПЗ регулируются в соответствии со специальной федеральной программой, основанной на Законе о жилищном строительстве.

Еще одним видом ОЭЗ в США являются Технологические парки (ТП). Они представляют собой территориально объединенную группу научных лабораторий и специальных помещений, которые на льготны условиях предоставляются в аренду организациям, занятым разработкой и освоением перспективных научных направлений. Изначально технопарки возникали самостоятельно, с помощью инициативы частных организаций, однако, позже, увидев эффективность данной формы интеграции фирм, правительство США начало искусственно создавать условия для появления ТП. Но наиболее эффективным являются ТП, которые появились спонтанно, примером является общеизвестная Силиконовая долина.

В РФ деятельность ОЭЗ регулируется ФЗ «Об особых экономических зонах». В соответствии с данным законом в РФ выделяют 4 вида ОЭЗ:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны;

3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;

4) портовые особые экономические зоны.

Сфера деятельность, осуществляемая в данных зонах и их особенности видны из названия. Так, промышленно-производственные особые экономические зоны расположены в крупных промышленных регионах страны, которые имеют близость к ресурсной базе для производства.

В соответствии со ст.6 данного Закона: «Решение о создании особой экономической зоны на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и территории муниципального образования или территориях муниципальных образований принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации».

Решение о создании ОЭЗ принимается на основании специально установленных Правительством критериев. А управление особыми экономическими зонами возлагаются на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Таким образом, мы можем заметить, что имеется принципиальная разница в механизмах правового регулирования ОЭЗ двух государств. Создание ОЭЗ в США более диспозитивно. Субъекты правоотношений в США на различных уровнях сами могут выступать инициаторами создания ОЭЗ и осуществлять управление ими, хотя и имеется определенный контроль со стороны государства. Данный подход способствует быстрому созданию большого количества ОЭЗ на всей территории страны. Субъекты могут пробовать создавать их практически где угодно. Различные виды ОЭЗ покрывают всю территорию США, практика их создания работает там успешно.

В РФ же, в противовес США ОЭЗ создаются исключительно по инициативе государства (а точнее, Правительства РФ), на основании критериев, выработанных Правительством РФ. При этом Правительство же создает в особых экономических зонах органы управления, осуществляет за ними контроль. Мы предполагаем, что если передать возможность управления особыми экономическими зонами хотя бы частично частным организациям и предпринимателям, то это может положительно сказаться на эффективности их функционирования.

На наш взгляд практика, применяемая в США, является более успешной, поскольку данный подход даёт больше возможностей для субъектов правоотношений реализовывать свой экономический потенциал. Большая свобода в сфере регулирования и создания особых экономических зон может позволить увеличить экономическую активность самых различных субъектов, начиная от крупных организаций, заканчивая индивидуальными предпринимателями. Возможно, данный подход (пусть и в части, не копируя полностью), стоит апробировать в РФ. Например, на территории одного или нескольких субъектов.

 

Список литературы:
1. The challenge of free economic zones to Central and Eastern Europe. – N.Y., 1991. P.416.
2. Государственная экономическая политика США: современные тенденции. – М.: Наука, 2002. С.173
3. Рименов Р.И. Опыт США в создании и функционировании свободных экономических зон// Внешнеэкономический бюллетень. 2005. №11. С. 12-23.