Статья:

Коррупция в органах государственной власти

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(52)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Макарова М.А. Коррупция в органах государственной власти // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 1(52). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/52/45689 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Коррупция в органах государственной власти

Макарова Марина Андреевна
магистрант, Вятского государственного университета, Россия, г. Киров

 

Аннотация. В данной статье были рассмотрены особенности возникновения коррупции в органах государственной власти в Российской Федерации, а также сформулированы собственные меры по борьбе с коррупцией в органах государственной власти в нашей стране.

Abstract. This article discusses the features of the emergence of corruption in public authorities in the Russian Federation, and formulated its own measures to combat corruption in public authorities in our country.

 

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, взяточничество, борьба с коррупцией, проблемы коррупции.

Keywords: corruption, anti-corruption policy, bribery, fight against corruption, corruption problems.

 

Что скрывать, коррупция является одной из главных проблем нашей страны, разъедающая государственный механизм, а вместе с ним и все общество. Коррупция в органах государственной власти, это своего рода «вирус» запущенный в систему, «вирус» который научился взаимодействию и свободному функционировании с сопутствующим получением выгоды и оправданием собственного существования. В  четкой отлаженной системе современных органов государственной власти, работа «вируса» уже едва ли заметна, но его пагубное влияние без сомнения отражается на законной, работе органов государственной власти. Вообще присутствие коррупции в государстве подрывает не только авторитет властных органов, но и само понятия, законность, стабильность, а это нарушает народное единство и затрудняет экономическое развитие государства.

Коррупция проявляется в самых различных общественных областях: в системе государственных и муниципальных органов, в политических партиях и профессиональных союзах и пр. Сегодня коррупция выходит и на международный уровень.

Особую опасность и подрыв авторитета государственной власти преступление представляет лишь тогда, когда осуществляется посредством выполнения функций власти. Только тот, кто действует как орган власти, может своими действиями ронять достоинство власти и подрывать ее авторитет.

Субъект, наделенный полномочиями власти, получает легкую возможность, пользуясь своим положением, совершать различного рода правонарушения, которые не могут быть сделаны частными лицами, лишенными данных полномочий как, например, лихоимство, неправосудие и др., - писал в начале XX в. отечественный государствовед Н.М. Коркунов.

Необходимо сказать, что определение "коррупция" появилось у нас только в 1993 г. в проекте первого закона о борьбе с коррупцией. А начавшееся в начале 90-х гг. XX в. активное правовое исследование столь опасного явления в системе государственной службы уже не соответствовало масштабам его распространения в сфере государственного управления нашей страны. Уже на тот момент было очевидно, что с данным явлением предстоит непростая борьба, борьба в которой нашей стране необходима победа, но достигнуть её можно только путем совместных усилий и четко отлаженной работе.

Сегодня оборачиваясь на прошедшие годы борьбы с коррупцией в органах государственной власти, мы можем говорить о том, что борьба с коррупцией присутствует в нашей стране. Постепенно ужесточаются законы в отношении взяточников, а в судебное производство уходят реальные уголовные дела. Сроки получают как министры, так и более мелкие чиновники, президент регулярно объявляет о принятых программах по борьбе со взятками и воровством. Поможет ли это победить коррупцию окончательно? Время покажет, но за всю историю развития коррупции в России этого еще никому не удалось сделать.

В коррупционных отношениях И.В. Годунов выделяет по меньшей мере три стороны: государственный служащий, в силу различных причин и за незаконное вознаграждение совершающий действия в пользу заинтересованной стороны; заинтересованная сторона, которая желает получить блага, законом не предусмотренные; потерпевшая сторона — государство, представитель общества.  [8]

Коррупция — это боль. Боль в организме сигнализирует о том, что где-то зародилась болезнь. И болеутоляющие таблетки, т. е. репрессивные меры, не помогут. Появилась боль — значит нужно установить диагноз и лечить болезнь, тогда и боль уйдет.

12 января 2004 г. на своем первом заседании Совета по борьбе с коррупцией при Президенте РФ, В.В. Путин подчеркивал, что корни коррупции находятся в самих изъянах устройства экономической и административной жизни государства, которые подпитываются некачественным законодательством и распространяются при отсутствии эффективного контроля за деятельностью должностных лиц, органов государственной и муниципальной власти. [5]

М.Н. Афанасьев утверждает, что коррупция проистекает из особенностей властных структур России и укорененности в обществе патрон-клиентских отношений. Он выявляет тенденцию слияния в «единый лоббистский организм» на госкапиталистической основе ведомств и головных отраслевых корпораций, «приватизации» формально государственных институтов, превращения клиентарно-организованных частных и частно-корпоративных интересов практически в единственную действенную власть, показывает институциональные условия, влияющие на уровень коррупции. [6] Российские ученые, изучающие коррупцию, обращают внимание на тот факт, что в России отсутствуют необходимые условия для эффективного функционирования государственной службы, а также меры, направленные на предупреждение коррупции. [9]

А.В. Гайдук утверждает, что целеустремленная борьба с коррупцией не может быть успешной, если она будет основана на разовых и краткосрочных кампаниях. Позитивные результаты борьбы с коррупцией можно получить только при условии долгосрочных социально-экономических, политических и правовых перемен. [6]

Коррупция в России достигла небывалых размеров. Юридическая практика и средства массовой информации многих стран мира постоянно фиксируют факты, свидетельствующие об актуализации проблемы коррупции и, соответственно, о необходимости принятия государствами согласованных действий в борьбе против этого негативного явления. О коррупции государственных служащих постоянно говорится не только в наших и зарубежных СМИ, но и на самом высоком государственном уровне. Однако реальные сдвиги в борьбе с этим явлением практически ничтожны. Возникает резонный вопрос: почему? Высокопоставленные чиновники из правоохранительных органов при ответе на данный вопрос нередко апеллируют к несовершенству и недостаточности правовой базы для борьбы с этим злом, хотя в последние годы проделана серьезная работа по совершенствованию антикоррупционного законодательства.

В общественном сознании в последнее время распространено мнение о всеобщей коррумпированности государственного аппарата, невозможности без подкупа добиться своих прав. Представление о России как об одной из наиболее коррумпированных стран существует и в мировом общественном мнении. Самыми опасными формами проявления данного феномена являются - государственный терроризм (насилие власти) и государственная коррупция (продажность власти). Они стали не только проблемами России, но и в мировом масштабе.

Однако следует признать, что от всеобщего обсуждения проблемы коррупции в системе государственно-служебных отношений Российской Федерации, общество, по существу, не сделало радикальных шагов по минимизации коррупции до уровня, не представляющего реальной опасности национальной безопасности государства. Коренного перелома в этой области, увы, не наблюдается и, видимо, в ближайшем будущем какого-то изменения ситуации в борьбе с коррупцией не будет.

Но все же опасность современной российской коррупции состоит в ее массовости, проникновении во все сферы жизни общества, быстрой приспособляемости к новым условиям, в связи с чем доверие граждан к институтам государственной власти находится на низком уровне. Коррупция приобретает доминирующее воздействие на формирование криминальной среды и становится неотъемлемым фактором жизни.

Таким образом, совершенствование деятельности по борьбе с коррупцией надо связывать с комплексным проведением правовых, политических, организационных, технических и финансовых мероприятий, обеспечивающих развитие необходимых механизмов, реализация которых позволит создать серьезные предпосылки для коренного изменения ситуации в сфере противодействия масштабным проявлениям коррупции. Однако для эффективной работы по минимизации явления коррупции этого недостаточно. Необходима политическая воля руководителей самых разных уровней государственной власти для организации борьбы с коррупцией на мировом уровне. Важно, чтобы эта политическая воля не была результатом каких-либо политических интриг и разборок, а преследовала интересы защиты закона.

Таким образом, назрела необходимость принятия кардинальных политико-правовых мер, направленных на обуздание коррупции в государственной и муниципальной службе. К таким мерам следует отнести: 1) усиление надведомственного контроля и надзора в отношении всех государственных и муниципальных органов независимо от того, к какой ветви власти они относятся; 2) общественный контроль со стороны СМИ, института по правам человека (служба омбудсмена), института общественной экспертизы при органах исполнительной власти; 3) политический контроль за органами власти и муниципальными органами со стороны общества через различные политические партии и движения.

 

Список литературы:
1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ //- М.: Омега, 2018г.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // М.: Юрист, 2018 г.
3. Конституция Российской Федерации: по состоянию на 2018г.// - М.: Эксмо, 2018г.
4. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. В 2 т. Том 1. Разделы I—VIII / отв. ред. В. М. Лебедев. — 15-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017г. — 666 с.
5. Выступление В.В. Путина 12 января 2004 г. на первом заседании Совета по борьбе с коррупцией при Президенте РФ.
6. Афанасьев М.Н.-Клиентелизм и российская государственность. //-М.:Центр конституционных исследований Московского Общественного Научного Фонда, -2017. С. 260
7. Гайдук, этнологического метода в научных исследованиях национальных и федеративных отношений в России // Политика и общество, 2011. – № 4.
8. Годунов И.В. - Противодействие организованной преступности: Учеб. пособие. — М., 2013. С. 335.
9. Куракин А.В. - Административно-правовые средства борьбы с коррупцией в системе государственной службы // - Журнал российского права. 2013. № 7. С. 79—89.