Статья:

Проблемы бюджетного регулирования в современной России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(53)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Николаева Е.Р., Кутепов О.Е. Проблемы бюджетного регулирования в современной России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 2(53). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/53/45871 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы бюджетного регулирования в современной России

Николаева Екатерина Романовна
студент Калужского института (филиала) «Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)», РФ, г. Калуга
Кутепов Олег Евгеньевич
канд. юрид. наук, Калужского института (филиала) «Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)», РФ, г. Калуга

 

Стремление к совершенствованию возникает достаточно часто и заставляет преобразовывать то же самое законодательство в современный, улучшенный вид, который способствует более точной работе в механизме бюджетного регулирования. Однако, даже при частом совершенствовании все же остаются некие проблемы, которые трудно решить сразу. Проблемы бюджетного регулирования выступают достаточно острым вопросом для скорейшего его решения, поэтому на современном этапе можно выделить лишь актуальные и нерешенные проблемы.

Бюджетное регулирование взаимосвязано с межбюджетными правоотношениями. Говоря о межбюджетных правоотношениях, можно сказать, что они представляют собой взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществление бюджетного процесса на основе норм, установленных бюджетным законодательством[5]. Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование строятся на взаимодействии бюджетов трёх уровней: федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ, местный бюджет. Основным принципом межбюджетных правоотношений является разделение денежных средств, выделяемых на финансовое выравнивание и на исполнение государственных полномочий.

Основными целями данных трансфертов являются обеспечение вертикальной сбалансированности бюджетной системы, обеспечение горизонтального выравнивание доходных возможностей, создание у органов власти, получающих трансферт, стимулов к проведению политики, отвечающим интересам центра[1]. Всего выделяют несколько видов трансфертов, но наиболее востребованные и оптимальные в формировании территориального бюджета все же являются субвенции и субсидии, которые носят в основном текущий или инвестиционный характер. Денежные средства такими методами осуществляются только с целевым назначением, к которым могут относиться и программы федерального значения, и необходимые социальные программы, обусловленные определенным положением.  Большое значение придают дотации общего назначения, которые состоят из перераспределений дополнительных средств, когда возникает необходимость у территории ввиду передачи полномочий по финансированию расходов федерального характера, также может иметь место проблема с особенностью развития отдельных субъектов.

При разработке бюджетов на уровне субъектов РФ и местных бюджетов, можно сказать, что в большинстве случаев не учитывают определенные факторы. К примеру, определяя местный бюджет, руководствуясь нормативным методом, законодатель не всегда берет в учет специфику территории. К этому может относиться изношенность жилищного фонда, недостаточная обеспеченность коммунальными услугами, невозможность реализации социальной политики, установленной на федеральном уровне и так далее.  Вообще, проблемы бюджетного регулирования на современном этапе РФ можно разделить. К проблемам первой группы будет относиться как раз-таки совершенствование бюджетного регулирование в трехуровневой системе, что позволит механизму данной системы работать слаженно и бесперебойно. Каждая проблема, возникающая в процессе регулирования, заставляет останавливать процесс совершенствования для устранения такой ошибки. Ко второй группе мы отнесем уже непосредственную деятельность, связанную с финансовыми ресурсами, которые содержат бюджеты. К этому будет относиться как повышение доходной части бюджета, так и оптимизация расходов.

Первым методом для решения проблем из второй группы, а именно повышение доходной части консолидированных бюджетов субъектов РФ является то, что в июне 2011 года члены президиума Совета законодателей приняли за основу проект решения, где Правительству РФ было порекомендовано предусмотреть меры поощрения субъектов РФ и муниципальных образований, проводящих ответственную политику и меры воздействия, применяемые к субъектам РФ и муниципальным образованиям с низкой финансовой частью.

Вторым методом повышения доходов будет являться решение проблем земельного налога и государственной регистрации всех существующих объектов недвижимости. Взаимосвязь между налоговыми органами, органами регистрации и органов самоуправления позволит сделать это эффективно и без наличия определенных коллизий и ошибок. Однако, в современном законодательстве на этот счет есть определенный пробел, которым можно считать отсутствие сроков государственной регистрации объектов недвижимого имущества. В соответствии ФЗ №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация не производится позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации. Исходя из этого, месячный срок регистрации недвижимого имущество отнесен лишь к органу, осуществляемому регистрацию на недвижимое имущество, а не собственнику. Поэтому бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты могут не получать определенные налоги, которые, возможно бы, повышали доходность бюджета и исключали потребность в трансфертах и иных способах увеличения доходов.

Проблема вертикальной сбалансированности бюджетов решается как двуединая задача. С одной стороны, верти­кальная сбалансированность предполагает разумное распределение и законодательное закрепление бюджетных пол­номочий за соответствующим уровнем власти, т. е. вырав­нивание финансовых потребностей властей соответствую­щего уровня для оказания закрепленного за ними набора обязательных государственных услуг (видов общественного товара), а с другой — выравнивание финансовых возмож­ностей соответствующих уровней власти путем долевого участия разных уровней власти в общенациональных нало­гах при распределении налогового потенциала страны.

Если говорить о главных целях вертикального бюджетного выравнивания, то стоит отметить, что обеспечение финансовыми ресурсами, а именно их базой для реализации полномочий, касающихся бюджетов различных уровней, федерального, регионального и местного, но также основным положением является реализация расходных функций.

Распределение расходных функций происходит в соответствии со следующими принципами: к первому можно отнести предоставление государственных услуг, которые осуществляются в местных пределах, местной властью; ко второму принципу мы отнесем предоставление властью областного уровня, услуг, которые оказываются одновременно на нескольких административных единицах региона; соответственно, третий принцип содержит положение о предоставлении услуг федеральным правительством, услуги которых распространяются на всю страну.

Вертикальное бюджетное выравнивание происходит за счет закрепления за каждым бюджетом (федеральным, региональным, местным) финансирование определенных сфер жизни, которые соответствуют разграничению предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами, также разграничение ответственности за бюджет. Если взять курс на федерализацию общественных отношений, необходимо закрепить за каждым бюджетом систему определенных функциональных расходов, четко распределив при этом ответственность за их финансирование по уровням государственной власти.

Говоря еще об одной проблемы финансово регулирования, мы можем выделить отсутствие детально проработанной правовой базы, которая разделяет расходные полномочия между различными уровнями бюджетной системы, чего нельзя сказать о распределении доходных источников.  Услуги, предоставляемые на местном уровне, как пра­вило, и должны финансироваться на местном уровне, что­бы тесно связать общественные затраты и результаты.

Однако следует различать понятия предоставления услуг и их финансирования. Некоторые услуги могут предоставляться на местном уровне, а финансиро­ваться центром. Например, оптимальное функционирова­вшие сферы социального обеспечения можно организовать на местном уровне, поскольку власти на местах лучше раз­бираются в собственных проблемах. При этом федеральное правительство, вполне законно заинтересованное в вырав­нивании социального обеспечения и в том, чтобы система социального обеспечения функционировала в соответствии с определенными стандартами, может делегировать мест­ным властям полномочия по выполнению той или иной со­циальной программы, оставив за собой право ее частично­го или полного финансирования.

Однако, на сегодняшний день благодаря установленной нормативно-правовой базе в сфере бюджетных отношений бюджетный процесс в государстве достаточно хорошо регламентирован. Это дает возможность органам законодательной власти в период, до начала нового финансового года, принимать бюджет, а исполнительным органам — работать в более эффективном режиме, при этом иметь необходимые финансовые средства без сбоев. Бюджетный процесс в России хоть имеет положительные стороны, но его содержательная сторона требует существенных изменений. Объясняется это тем, что в Российской Федерации не включены в бюджетный процесс механизмы среднесрочного планирования и обеспечения результативности бюджетных расходов[3].

Подводя итог, я могу сказать, что в современной России сложились следующие проблемы бюджетного регулирования:

  • проблема несбалансированности бюджетной системы РФ;
  • проблема повышения доходов и оптимизация расходной части в бюджетах разного уровня;
  • отсутствие правовой базы, регулирующих разделение расходных полномочий между бюджетами различных уровней;
  • и др.

Данные проблемы складывались в России на протяжении долгого времени и устранить их быстро вероятность минимальная. Для решения каждой из проблем я могу предложить несколько вариантов. Действительно действенным способ будет пересмотр законодательства, регулирующее бюджеты федерального, регионального и местного уровней. Это позволит более точно определять цели и задачи бюджетов, а именно целесообразность доходов и расходов. Также неотъемлемым решением является создание некоторых нормативно-правовых актов, которые начнут регулировать отношения, которые поддаются в данный момент аналогии права или аналогии закона, что не дает нам точной работы тех или иных механизмов. Более частая отчетность поможет власти регулировать направления доходов и расходов в бюджетах регионального и местного уровней, что исключит возможность направления денежных средств в непредусмотренные области определенной деятельности или вообще потерю части бюджетных средств. Также если говорить о проблемах повышения доходной части в бюджетах различного уровня, то стоит отметить о совершенствовании налоговой системы. Россия, по моему мнению, уже давно нуждается в переходе на прогрессивное налогообложение. Это позволит увеличить бюджеты, а также восстановить финансовую справедливость в обществе. В свою очередь оптимизацией расходов можно добиться сохранения бюджетных средств и направление их на более востребованные сферы жизни, которым не хватает средств, выделенных из федерального бюджета.  

В заключении я хочу отметить, что отдельное место в бюджетном регулировании является ежегодное послание Президента РФ к Правительству. Возможно, если данное послание будет с точностью исполняться федеральными органами исполнительной власти, то можно будет забыть о множестве мелких проблем, которые возникают при распределении бюджетов.

 

Список литературы:
1. Берзон, М.И. Финансы, 2013. – 158-166 с.
2. Годин, А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации, 2002. – 201-219 с.
3. Ильясов, М. М. Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №18. — С. 250-253.
4. Крохина, Ю.А. Финансовое право, 2011. – 238-245 с.
5. Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 N 122-ФЗ // «Российская газета» №145 от 30.07.1997