Статья:

Проблемы взыскания алиментов на несовершеннолетних детей

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Орлова Н.Л. Проблемы взыскания алиментов на несовершеннолетних детей // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 21(72). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/72/53676 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы взыскания алиментов на несовершеннолетних детей

Орлова Наталья Леонидовна
магистрант, Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Развитие социальных и экономических отношений, а также принятие Семейного кодекса РФ обусловили изменения в регулировании имущественных отношений, в частности это касается алиментных обязательств.

Дети являются ценнейшим и самым большим сокровищем каждого человека. Отцовство – это не только право на рождение и воспитание ребенка, это еще и обязанность его содержать и обеспечивать ему надлежащий уровень жизни. Значительную роль в обеспечении реализации этой обязанности уделяется институту алиментных обязательств родителей и взрослых детей. Данные вопросы регулируются Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ и другими актами законодательства.

По оценкам независимых экспертов, около 10 млн. российских детей живут в неполных семьях и вправе по закону рассчитывать на алименты. Однако более половины детей из неполных семей алиментов не получают, поскольку покинувшие их отцы (или матери) уклоняются от исполнения алиментных обязательств.

Вместе с тем, законодательство России в настоящее время не содержит норм, которые действительно позволяли бы получателю алиментов эффективно взыскивать содержание на несовершеннолетнего ребенка.

Привычной является ситуация, когда судебное решение вынесено, сумма обязательных алиментных платежей и сроки оплаты установлены, но плательщик уклоняется от уплаты.

Статьей 112 Семейного Кодекса РФ предусмотрено, что при недостаточности заработка или иного дохода алименты удерживаются со счетов в банках, а при недостаточности этих счетов, взыскание может быть обращено на любое имущество лица, обязанного уплачивать алименты, на которое по закону может быть обращено взыскание.

Реальный механизм взыскания алиментов прописан в статье 67 и 98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об исполнительном производстве». Он предусматривает возможность временного ограничения на выезд за рубеж, взыскания до 70% доходов должника, арест имущества должника, но на практике эти меры далеко не всегда являются эффективными.

Обратим так же внимание на то, что даже в случае, когда пристав– исполнитель разыскал ответчика, зачастую, взыскание алиментов осложняется тем, что должник не имеет официального места работы, а, следовательно — дохода. В этом случае следует применять налоговое законодательство.

Так, гражданину, осуществляющему какую-либо деятельность за вознаграждение без документарного оформления, может быть предъявлено обвинение в незаконной предпринимательской деятельности, либо в уклонении от уплаты налогов.

Если же работодатель не производит выплату удержанных алиментов или не сообщает суду и взыскателю об увольнении должника, о новом месте его жительства и работы, то на него может быть возложена административная, гражданско-правовая или уголовная ответственность.

Еще одной мерой воздействия на должника, не исполняющего свою обязанность по уплате алиментов является временное ограничение на пользование должником специальным правом.

Согласно ст. 67.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» (введена Федеральным законом от 28.11.2015 № 340-ФЗ) под временным ограничением на пользование должником специальным правом понимается приостановление действия предоставленного должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации специального права в виде права управления транспортными средствами до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения.

При неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом.

При неисполнении требований исполнительного документа о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, должник может быть ограничен в пользовании только этим специальным правом.

При этом в силу ст.17.17 КоАП РФ (введена Федеральным законом от 28.11.2015 N 340-ФЗ) нарушение должником установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом в виде права управления транспортным средством -влечет обязательные работы на срок до пятидесяти часов или лишение специального права на срок до одного года.

Вместе с тем, даже при выполнении стороной всех своих обязательств размер выплачиваемых алиментов зачастую является недостаточным для удовлетворения потребностей ребенка. Следует отметить, что в целях максимальной защиты интересов детей и более тщательного учета возможных источников доходов для выплаты алиментов необходимо пересмотреть существующий Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

На основании изложенного, пункт 2 статьи 112 СК РФ необходимо изложить в следующей редакции: «Взыскание алиментов в размере, установленным соглашением об уплате алиментов или решением суда, а также взыскание задолженности по алиментам производится из заработка и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты; при недостаточности заработка и (или) иного дохода алименты удерживаются из находящихся на счетах в банках или в иных кредитных учреждениях денежных средств лица, обязанного уплачивать алименты, а также из денежных средств, переданных по договорам коммерческим и некоммерческим организациям, кроме договоров, влекущих переход права собственности. При недостаточности этих средств взыскание обращается на любое имущество, в том числе недвижимость и земельные участки лица обязанного уплачивать алименты».

В настоящее время в законодательстве не существует реального правового механизма выявления истинных доходов должника, любой гражданин может иметь неограниченное количество источников дохода, полностью выявить которые практически не возможно, нет совершенства в законодательстве для установления теневых доходов алиментщиков, нет повсеместной практики описи и ареста имущества должника и обращения на него взыскания. Фактически, в нарушение закона, розыск места работы и имущества должника ложится на плечи взыскателя, что дает слабые результаты в виду ограниченных правовых возможностей.

Согласно статье 115 СК РФ при образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по соглашению об уплате алиментов, виновное лицо несет ответственность в порядке, предусмотренном этим соглашением.

При образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, виновное лицо уплачивает получателю алиментов неустойку в размере одной второй процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки. Получатель алиментов вправе также взыскать с виновного в несвоевременной уплате алиментов лица, обязанного уплачивать алименты, все причиненные просрочкой исполнения алиментных обязательств убытки в части, не покрытой неустойкой.

Согласно п.25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 1996 г. № 9 предусмотренная пунктом 2 статьи 115 СК РФ ответственность лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, за несвоевременную уплату алиментов (уплата неустойки, возмещение убытков) наступает в случае образования задолженности по вине плательщика алиментов.

Такая ответственность не может быть возложена на плательщика, если задолженность по алиментам образовалась по вине других лиц, в частности, в связи с несвоевременной выплатой заработной платы, задержкой или неправильным перечислением алиментных сумм банками и т.п. 

Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным со взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.05.2015) указал на то, что разрешая споры, суды проверяют, имелась ли у ответчика задолженность по уплате алиментов, выясняли причины неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате алиментов, а также наличие либо отсутствие его вины в неуплате или несвоевременной уплате алиментов.

При отсутствии вины плательщика алиментов суды отказывают в удовлетворении иска о взыскании неустойки.

Среди преступлений, совершаемых в сфере семейных отношений, особое место занимает злостное уклонение родителей от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей или от содержания совершеннолетних нетрудоспособных детей уголовная ответственность, за которые предусмотрена частью 1 статьи 157 Уголовного Кодекса РФ.

В литературе отмечается, что формами злостного уклонения родителей от уплаты по решению суда средств на содержание детей и уклонения детей от уплаты средств на содержание нетрудоспособных родителей являются: прямой отказ от такой уплаты; сокрытие виновным своего действительного заработка; смена работы или места жительства с целью избежать удержаний по исполнительному листу; уклонение с той же целью от устройства на работу; иные действия, свидетельствующие об уклонении от уплаты.

Еще одной проблемой в рамках взыскания алиментов, является проблема злостного уклонения от уплаты средств на содержание несовершеннолетних детей. При определении признака «злостности» на практике возникает проблема квалификации преступных деяний, предусмотренных статьей 157 УК РФ. Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 19 марта 1969 года № 46 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 122 УК РСФСР» разъяснялось, что под злостным уклонением понимается повторность совершения аналогичного преступления, уклонение от уплаты по решению суда алиментов, несмотря на соответствующие предупреждения, розыск лица, обязанного выплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения и т. д.

Следовательно, на практике «злостность» характеризуется следующими признаками:

— систематичность, то есть виновное лицо более трех месяцев без уважительных на то причин уклонялось от выплаты алиментов на содержание детей или нетрудоспособных родителей, не выполняло решение суда, вступившее в законную силу;

— прямой отказ от уплаты присужденных судом алиментов на содержание несовершеннолетних детей (совершеннолетних нетрудоспособных детей) или нетрудоспособных родителей;

— повторность злостного уклонения от уплаты алиментов, несмотря на предупреждение судебным приставом-исполнителем об уголовной ответственности;

— сокрытие, то есть виновное лицо скрывает свои действительные доходы (имущество), на которое может быть обращено взыскание, меняет место жительства, вносит ложные сведения в анкетные данные, изменяет место работы без уведомления судебного пристава-исполнителя;

— нежелание трудоустроиться или встать на учет в центр занятости.

Однако указанное Постановление утратило силу в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 6 февраля 2007 года № 8 «О признании утратившими силу некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации». Поэтому многие ученые и практики предлагают отказаться от оценочного понятия «злостность», которое не определяется в Уголовном кодексе РФ.

На основании вышеизложенного необходимо на законодательном уровне определить понятие «злостность», добавив к статье 157 УК РФ примечание следующего содержания:

«Под злостностью в настоящей статье следует понимать умышленные действия лица, направленные на неисполнение обязанностей, возложенных на него судом или соглашением сторон по содержанию несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, или нетрудоспособных родителей, в течение трех месяцев с момента письменного предупреждения судебным приставом-исполнителем и выраженные в сокрытии своего материального положения, источников дохода, с которых должно быть произведено удержание, места работы, места жительства, либо если общая сумма задолженности по уплате алиментов равна либо превышает величину прожиточного минимума на душу населения в РФ.

Лицо считается злостным неплательщиком алиментов вплоть до полной уплаты всей суммы задолженности».

Еще одной попыткой на законодательном уровне решить проблему алиментного содержания несовершеннолетних детей является создание алиментного фонда в Российской Федерации. Предусматривается, что из фонда будут направлять выплаты тем семьям, которые не получают алименты.

Когда судебные приставы найдут должника, он должен будет восполнить эти выплаты за счет продажи имущества находящегося в его собственности.

В случае если такое имущество отсутствует, необходимо обязать должника осуществлять принудительные работы в пользу государства.

Основные положения, регламентирующие правовой статус алиментного фонда изложены в проекте Федерального Закона «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях усиления гарантий прав детей на получение алиментов, взыскиваемых с родителей», разработанном Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. В данном законопроекте предлагается статью 81 СК РФ дополнить п.3 согласно которому:

«Минимальный размер алиментов, взыскиваемых с каждого из родителей в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, не может быть ниже 1200 рублей в месяц на одного ребенка, 1600 рублей – на двух детей, 2400 рублей – на трех и более детей».

По мнению разработчиков данного законопроекта СК РФ необходимо дополнить статьей 110.1 «Алиментный фонд субъекта Российской Федерации», согласно которой:

«Имущество алиментного фонда субъекта Российской Федерации формируется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, субсидий из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление выплат в счет алиментов на несовершеннолетних детей, а также нетрудоспособных совершеннолетних детей, добровольных имущественных взносов и пожертвований, других не запрещенных законом источников.

При наличии судебного решения либо соглашения об уплате алиментов выплаты из алиментного фонда субъекта Российской Федерации производятся на несовершеннолетних детей, а также нетрудоспособных совершеннолетних детей, родители которых не выплачивают алименты в связи с:

  1. болезнью либо иными уважительными причинами;
  2. выездом на постоянное место жительства в иностранное государство;
  3. уклонением от уплаты алиментов;
  4. иными обстоятельствами, предусмотренными законом субъекта Российской Федерации.

Выплаты из алиментного фонда субъекта Российской Федерации производятся в размерах, установленных законом субъекта Российской Федерации.

При этом указанный размер не может быть ниже минимального размера алиментов, установленного пунктом 3 статьи 81 настоящего Кодекса».

Выплаты, произведенные из алиментного фонда субъекта Российской Федерации, могут быть взысканы судом с лица, обязанного уплачивать алименты, в порядке предъявления обратного требования (регресса).

Анализ положений рассматриваемого законопроекта позволяет прийти к следующем выводам.

Поскольку родителям необходимы денежные средства, чтобы содержать ребенка, то есть приобретать продукты питания, одежду, предлагаемая минимальная денежная сумма, которая будет выплачиваться из алиментного фонда настолько мала, что не решит проблему содержания несовершеннолетних детей.

Поэтому необходимо внести в статью 81 СК п.3 следующего содержания:

«Минимальный размер алиментов, взыскиваемых с каждого из родителей в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, в месяц на одного ребенка не может быть ниже 3000 рублей, на двух детей не ниже 4000 рублей, на трех и более детей не ниже 5000 рублей».

Кроме того в законодательстве необходимо прописать норму, в соответствии с которой выплаты из алиментного фонда, должны производиться в полном объеме в размере установленном в решении суда или в соглашении об уплате алиментов.

В последующем эта сумма может быть взыскана с лица обязанного уплачивать алименты в регрессном порядке.

В заключение необходимо подчеркнуть, что наличие как добровольного порядка уплаты алиментов, когда выполнение родителями обязанностей по содержанию ребенка происходит без принуждения или на основе договора, так и принудительного порядка в случае когда взыскание алиментов осуществляется по решению суда, является целесообразным в существующих реалиях РФ, однако существуют проблемы взыскания алиментов, которые требуют доработки и усовершенствования с точки зрения законодательства.

 

Список литературы:
1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.декабря 1995г. №223 - ФЗ // Рос. газета от 27 января 1996. - №17; Рос. газета от 31 декабря 2006. – №297. (ред. от 31.12.2017)
2. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (принят ГД ФС РФ 14.09.2007) //СЗРФ 2008г.- №49, ст.5727.  (ред. от 10.03.2016)
3. Артельных И.В. Исполнительные документы: как удержать суммы из зарплаты работника / И.В. Артельных // Российский налоговый курьер. – 2014. – № 19.
4. Гливинская И.Н. Понятие ответственности по семейному праву // Семейное и жилищное право. – 2013. – № 3. 
5. Дуда, И.И. Из каких доходов производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей / И.И. Дуда, А.В. Клейменов // Гражданин и право, 2013. - № 2. – С.28-30.
6. Логунов, Д.А. Взыскание алиментов / Д.А. Логунов // Юридический мир, 2013. - № 2. – С.11-12.