Статья:

Глава муниципального образования - высшее должностное лицо

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(54)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Рамазанова Е.Ю. Глава муниципального образования - высшее должностное лицо // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 3(54). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/54/46438 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Глава муниципального образования - высшее должностное лицо

Рамазанова Елена Юрисовна
магистрант Челябинский государственный университет - ЧелГУ, РФ, г. Челябинск

 

The head of the municipality - the highest official

 

Elena Ramazanova

Undergraduate Chelyabinsk state University – ChelGU, Russia, Chelyabinsk

 

Аннотация.  Развитие института главы муниципального образования происходило в течение всего периода становления Российского государства. На сегодняшний день статус главы муниципального образования четко определен на законодательном уровне, также определен и круг его полномочий. Исходя из законодательного определения главы муниципального образования, можно сказать о том, что данное лицо является высшим должностным лицом соответствующего муниципального образования.

Abstract. The development of the institution of the head of the municipality occurred during the entire period of the formation of the Russian state. Today, the status of the head of the municipality is clearly defined at the legislative level, and the range of his powers is also defined. Based on the legislative definition of the head of the municipality it can be said that this person is the highest official of the respective municipality.

 

Ключевые слова:  муниципальное образование, государство, глава муниципального образования, статус, обязанности, орган местного самоуправления.

Keywords: municipality, state, head of municipality, status, duties, local authority.

 

«Глава муниципального образования» является относительно «молодым» термином, который был введен в понятийный законодательный аппарат Федеральным законом от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации» [3].

Стоит отметить, что институт главы муниципального образования имел место быть на протяжении всего становления Российского государства, при этом полномочия и статус главы изменялись и дополнялись в зависимости от исторических периодов, а также в зависимости от внешнеэкономических отношений и «внутренней обстановки» в государстве.

До 2003 года, то есть до принятия Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] должность главы муниципального образования являлась возможной, но не обязательной.

При этом законодатель довольно расплывчато определял его статус и обязанности.

В юридической литературе по данному поводу высказывались различные точки зрения, однако большинство авторов приходили к выводу, что глава муниципального образования является ненужной должностью.

К примеру, В.В. Таболин указывал: «Развитые зарубежные страны накопили полезный опыт решения проблемы местной организации власти. В них, как правило, отсутствует должность главы муниципального образования. Она, действительно, является искусственной, ненужной»[2]. Подобное мнение высказывал и В.В. Пылин: «В данном Законе серьезные сомнения вызывает необходимость вообще должности главы муниципального образования как высшего должностного лица муниципального образования. Тем более, что в соответствии с Федеральным законом глава муниципального образования должен быть  одновременно либо председателем представительного органа, либо главой местной администрации, и его полномочия будут почти полностью определяться тем, какую в соответствии с уставом муниципального образования одну из этих двух должностей он займет.

В муниципальных образованиях численностью менее 1000 человек глава муниципального образования независимо от способа избрания одновременно может быть даже председателем представительного органа и главой местного самоуправления. Такая концентрация власти в одних руках противоречит принципам демократии» [1].

Вступление в силу вышеуказанного Федерального закона №131-ФЗ повлекло значительные изменения в институте главы муниципального образования. Так, законодатель четко обозначил статус главы муниципального образования, указал все его полномочия. Подобные изменения, по мнению автора, привели к тому, что должность главы муниципального образования является одной из ключевых должностей в системе органов местного самоуправления.

На уровне субъектов Российской Федерации издаются нормативные правовые акты, согласно которым глава муниципального образования может называться также «мэром», «городским головой», «главой городского самоуправления», «главой района», «главой сельского самоуправления», «старостой».

Что касается полномочий главы муниципального образования, то они указываются не только в Федеральном законе №131-ФЗ, но и в уставах муниципальных образований.

В перечислении всех полномочий главы муниципального образования, автор настоящей статьи не видит необходимости, однако необходимо сказать о том, что глава муниципального образования является представительным лицом соответствующей территории, таким образом, он наделен правом от имени муниципального образования решать различные вопросы с органами и должностными лицами. Кроме того глава муниципального образования является ответственным лицом за все публичные мероприятия, проходящие данной территории. Также в круг полномочий главы входит решение таких вопросов, которые вправе решать только он, что еще раз подчеркивает его статус, а также говорит о том, что он является высшим должностным лицом соответствующего муниципального образования.

Кроме того решения, принимаемые главой наделяются правовым статусом и, как следствие, являются основой для возникновения определенных правоотношений.

Если глава муниципального образования занимает должность главы местной администрации, то все иные должностные лица местной администрации находятся в его подчинении. При этом речь идет не только о служебном, но и о дисциплинарном подчинении. В том случае, если данное лицо возглавляет представительный орган власти, то ему подчиняются лишь работники данного органа, а должностные лица местной администрации подчиняются главе местной администрации.

Стоит отметить, что, то высокое положение главы муниципального образования, о котором говорит автор настоящей статьи, свидетельствует о том, что он несет ответственность за происходящее в его муниципальном образовании. Глава муниципального образования должен поддерживать здоровое состояние общества, а также заботиться о благосостоянии населения посредством координирования и оказания содействия в деятельности государственных органов, а также иных хозяйствующих субъектов, находящихся на территории муниципального образования.

Таким образом, несомненно, можно сказать о том, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом соответствующего муниципального образования, который наделяется большим объёмом полномочий, и на сегодняшний момент говорить о том, что должность главы муниципального образования является бесполезной, нельзя.

 

Список литературы:
1. Пылин В.В. Некоторые аспекты реформирования государственной службы // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. -  № 7. - С.25-27.
2. Таболин В.В. Право муниципального управления: учебник. - М.,1997. 260 с.
3. Федеральный закон от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»