Статья:

К. А. Коровин – русский импрессионист

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(54)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Косарева Е.В., Бородулина А.Д. К. А. Коровин – русский импрессионист // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 3(54). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/54/46614 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К. А. Коровин – русский импрессионист

Косарева Екатерина Викторовна
студент, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, РФ, г. Великий Новгород
Бородулина Алёна Дмитриевна
студент, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, РФ, г. Великий Новгород

 

Константин Алексеевич Коровин живописец редкого многогранного дарования, сумевший создать множество замечательных пейзажей, портретов современников, эскизов декораций и костюмов. Сочные, яркие, жизнерадостные картины, не похожие на работы передвижников, напоминают зрителю о светлом и радостном начале, которое неизменно присутствует в жизни каждого человека.

По своей сущности К.А. Коровин олицетворяет живую преемственность художников различных поколений, но вместе с тем он известен как новатор, который, расширив представления о колористической гармонии, привнёс в русскую живопись солнечный свет и музыку ярких красок.

Становление импрессионизма в русской живописи неразрывно связано с творчеством Константина Алексеевича Коровина. Первоначально импрессионизм как новое направление зародилось во Франции и широко распространилось в искусстве Европы последней четверти XIX века. Своей задачей импрессионисты ставили предельно точное воссоздание на полотне каких-либо переходящих, временных, мгновенных состояний природы и человека, невидимой и бесцветной окружающей световоздушной среды, которая в свою очередь определяет в природе все: насыщенность и рефлексы цвета, контуры и цвет предметов, его гармонию и дисгармонию, непостоянную атмосферу пейзажа, эмоциональную тональность и настроение [6]. Цвет и свет быстро становятся центральными «героями» картин импрессионистов. Художники пишут исключительно на открытом воздухе, возведя пленэр в принцип, в значительной мере определивший специфику самого направления. Отсюда невиданная свежесть и чистота цвета, «очищенного» от зажатого музейного колорита, естественность, пронзительность, острота восприятия, случайность композиции, построенная не по классическим канонам, а подсмотренная художником в жизни или композиция «кадра». Благодаря этому этюд с натуры становиться не просто подготовительным материалом для будущих полотен, а равноценным и самостоятельным жанром живописи [5].

Среди художников, громко заявивших о себе в 80-х годах XIX века и обозначивших новый этап в развитии русской живописи, К. А. Коровин –является крупнейшим представителем русского импрессионизма. Стал он им не только потому, что знал и был увлечен произведениями французских импрессионистов, а потому, что это течение прекрасно отвечало его сущности как художника, его темпераменту, особенностям дарования, отношению к жизни. Все развитие русской пейзажной живописи — от пленэрных открытий С.Ф. Щедрина и А.А. Иванова к творчеству художников конца XIX - начала XX века - закономерно вело к утверждению этих новых художественных принципов. Своим творчеством К.А. Коровин завершил этот процесс и оказал значительное влияние на многих своих современников, учеников, последователей и близких друзей [8].

Пейзаж для художника был не областью формальных исканий и не протокольно точным портретом местности, но прежде всего средством художественного познания дуэта природы и человека. Константин Алексеевич писал, что в пейзаже «…должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку» [1]. Такие произведения нельзя «рассказать», их необходимо видеть, потому что описания даже в малой степени не в состоянии передать мощную стихию цвета, господствующую в его светоносных полотнах. Чтобы ощутить и осознать неразрывную духовную связь, соединявшую художника с большой традицией русской живописи достаточно взглянуть на картины «Зимой» (1894), северные этюды, портрет Т. Любатович (1882) или Федора Шаляпина (1911), декорации к операм М. Глинки, М. Мусоргского и Н. Римского-Корсакова.

Будучи под большим впечатлением спектакля «Снегурочка» К.А. Коровин пишет картину «Северная идиллия» (1886 год).

 

Рисунок К.А. Коровин. Этюд к работе «Северная идиллия» 1886

 

Фигуры нарядных девушек образуют выразительную группу на фоне “левитановского” пейзажа с пасмурным вечерним небом, низкорослыми северными деревьями. Размашистая манера письма возникает у Коровина под влиянием увлечения творчеством шведского импрессиониста А.Л. Цорна. Ощущается эклектичность, на полотне детализированное изображение пейзажа соединяется с широкими, обобщенными цветовыми пятнами фигур. Группа девушек выразительно скомпонована и выделена общим бело-красным пятном на фоне плотных вечерних тонов зелени [4]. В сущности здесь впервые красота народного русского костюма предстает не в затейливом узорочье, а в декоративности крупных пятен, простых и звучных цветовых отношений, в пластике лаконичных форм.  В профессиональном значение эскиз к картине «Северная идиллия» не менее интересен, поскольку эскиз был написан широко и плотно, как будто на одном дыхание. Просто и тонко по ощущению переданы сумеречные тона травы с цветами и лесом, хотя в окончательном варианте все выглядит немного традиционнее, но суше. Зато колористическая находка художника получила дальнейшее развитие. Эффект «горения» красного цвета среди зелени стал нередко определять характер коровинской красочной гаммы: многие работы оживлены непременным красным пятном, повышающим звучность колорита. Цветовое решение и приемы стилизации форм, найденные К.А. Коровиным в этой композиции, будут впоследствии использованы художниками неорусского стиля: А.Е. Архиповым, Н.К. Рерихом, И. Я. Билибиным [1].

В первой половине XX века в станковом творчестве художника окончательно формируются характерная только ему манера широкого и свободного эскизного письма, что навсегда будет связана с именем К. А. Коровина [8]. Колористический метод художника сломал традиционно-академические представления о законченности произведения, при этом дав свободу художнику в задачах пленэрной живописи. Благодаря Константину Алексеевичу "этюдность" стала одной из характерных черт русского импрессионизма. Он разрабатывал эту манеру письма на протяжении всей жизни. Завораживает легкость и артистизм "крымских" и "французских" этюдов: "Парижское кафе" (1890-е), "Кафе в Ялте" (1905), "Улица в Виши" (1906), "На юге Франции" (1908), "На берегу моря в Крыму" (1909), "Пристань в Гурзуфе" (1914), "Рыбачья бухта. Севастополь" (1916). Во многих произведениях пейзажного жанра, выполненных в период 1916-1925 годах К. А. Коровин часто пользовался при передаче форм веерообразной системой кладки фактурно выраженными мазками красок. Этот прием, в особенности характерный для данного периода творчества художника, можно наблюдать в ряде его полотен, например в «Костре» (1919), «Летом» (1919), «К весне» (1919), «Ночь. Дуэт» (1921) [2]. В портретном жанре К.А. Коровина более всего привлекала собственно живописная сторона, но все его персонажи изображены с портретным сходством, случайно захваченными в «кадр». Коровинские портреты как правило лишены остроты социальной и индивидуальной характеристики. Верный своему радостному мироощущению, он одинаково доброжелательно изображал любую модель. Удача К. А. Коровина в этом жанре зависела от того, насколько характер модели соответствовал духу его живописи [1]. Зрелое мастерство Коровина-портретиста представлено в полном сиянии в полотне «Портрет Ф. И. Шаляпина» (1911). Портрет, с безупречной композицией, написан на одном дыхание, по подмалевку. Константин Алексеевич широкими пастозными мазками проложил свет, выразительно и лаконично моделируя объем, и напитал работу теплым тоном.

Такой жанр как натюрморт всегда привлекал Константина Алексеевича. Уже в ранних его произведениях будь то портрет, интерьер или пейзаж, изображению нередко сопутствовал натюрморт. Коровин – один из мастеров, подготовивших новый расцвет русской натюрмортной живописи в начале XX века. В это время возрос интерес к проблемам живописной культуры и расширению возможностей изобразительного языка. А поиски цвета, формы, новых пространственных решений определили развитие натюрморта, что в свою очередь дало возможность для будущих экспериментов. К.А. Коровин особенно много работал в этом жанре в 1910-е годы. Он часто писал цветы, фрукты, рыбу. Примером итогового развития пластических идей может служить натюрморт К.А. Коровина «Сирень» (1915). Если сравнить это полотно с работой 1890-х годов «Белые ночи», в которой букет сирени изображен в полумраке комнаты и на фоне окна, то теперь можно заметить, что цвет звучит в полную силу, но при этом ради тонального единства художник пожертвовал красочностью. Это не просто «чистые» краски, это сложное соединение, построенное на цветовых отношениях, влияние и взаимопроникновении. Зеленоватые тона тонко оттеняют и усиливают красочную звучность сиреневого, а по контрасту с общей холодноватой гаммой празднично горят желтые пятна лимона. Не выписывая особенно деталей, художник чутко относился к малейшим нюансом одного цвета. Цвет для К.А. Коровина - это единство цвета и тона. Художник никогда не отступал от натурных, наблюдаемых в природе колористических отношений. Художник был исключительно верен натуре, он виртуозно писал наполненный жизнью и темперамента этюд за пару часов и в то же время неделями мучился и искал верный тон какой-либо тени от фонаря, без которого жизнь словно бы уходила из этюда [3]. Коровин не описывает жизнь, а творит ее цельный, гармоничный образ, увиденный и возникший в цвете, свете, во всей его жизненной трепетности. Его картины и этюды — это всегда праздник, всегда открытие. К.А. Коровин говорил, что что пишет не для себя, а для всех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечно разнообразному миру красок, форм, кто не перестает изумляться вечно меняющейся игре света и тени [7]. Именно это принципиально и отличало живопись К. А. Коровина.

 

Список литературы:
1. Басыров А.Я. Константин Алексеевич Коровин. - Л.:Художник РСФСР, 1985. - 104с. 
2. Баулин, Н.Б. Чёрный цвет в колорите станковой живописи К. А. Коровина // Научные труды. Проблемы развития отеч. иск-ва / РАХ; Санкт-Петербургский гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; науч. ред. В. А. Леняшин, сост. О. А. Резницкая, А.И. Шаманькова. — СПб., янв. — март 2014. — С. 146—155.
3. Бергер Э. История развития техники масляной живописи. - М.:Академия художеств СССР, 1961. - 504с.
4. Вибер Ж. Живопись и ее средства. - М.:Сварог и К, 2004. - 232 с.
5. Гренберг Ю.И. От фаюмского портрета до постимпрессионизма. История технологии станковой живописи: две тысячи лет эволюции. - М.: Изобразительное искусство, 2004. - 268с.
6. Григорий Островский о Константине Коровине. [Электронный ресурс] //Константин Коровин – URL http://kkorovin.ru/ostrov_korovin.php   (дата обращения: 10.05.2018).
7. Зильберштейн И. С., Самков В. А.  Константин Коровин вспоминает...— М.: Изобр. иск-во, 1990. — 608с.
8. Суздалев П.К. Основы понимания живописи. - М.:Искусство, 1964. - 87с.