К. А. Коровин – русский импрессионист
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(54)
Рубрика: Искусствоведение
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(54)
К. А. Коровин – русский импрессионист
Константин Алексеевич Коровин живописец редкого многогранного дарования, сумевший создать множество замечательных пейзажей, портретов современников, эскизов декораций и костюмов. Сочные, яркие, жизнерадостные картины, не похожие на работы передвижников, напоминают зрителю о светлом и радостном начале, которое неизменно присутствует в жизни каждого человека.
По своей сущности К.А. Коровин олицетворяет живую преемственность художников различных поколений, но вместе с тем он известен как новатор, который, расширив представления о колористической гармонии, привнёс в русскую живопись солнечный свет и музыку ярких красок.
Становление импрессионизма в русской живописи неразрывно связано с творчеством Константина Алексеевича Коровина. Первоначально импрессионизм как новое направление зародилось во Франции и широко распространилось в искусстве Европы последней четверти XIX века. Своей задачей импрессионисты ставили предельно точное воссоздание на полотне каких-либо переходящих, временных, мгновенных состояний природы и человека, невидимой и бесцветной окружающей световоздушной среды, которая в свою очередь определяет в природе все: насыщенность и рефлексы цвета, контуры и цвет предметов, его гармонию и дисгармонию, непостоянную атмосферу пейзажа, эмоциональную тональность и настроение [6]. Цвет и свет быстро становятся центральными «героями» картин импрессионистов. Художники пишут исключительно на открытом воздухе, возведя пленэр в принцип, в значительной мере определивший специфику самого направления. Отсюда невиданная свежесть и чистота цвета, «очищенного» от зажатого музейного колорита, естественность, пронзительность, острота восприятия, случайность композиции, построенная не по классическим канонам, а подсмотренная художником в жизни или композиция «кадра». Благодаря этому этюд с натуры становиться не просто подготовительным материалом для будущих полотен, а равноценным и самостоятельным жанром живописи [5].
Среди художников, громко заявивших о себе в 80-х годах XIX века и обозначивших новый этап в развитии русской живописи, К. А. Коровин –является крупнейшим представителем русского импрессионизма. Стал он им не только потому, что знал и был увлечен произведениями французских импрессионистов, а потому, что это течение прекрасно отвечало его сущности как художника, его темпераменту, особенностям дарования, отношению к жизни. Все развитие русской пейзажной живописи — от пленэрных открытий С.Ф. Щедрина и А.А. Иванова к творчеству художников конца XIX - начала XX века - закономерно вело к утверждению этих новых художественных принципов. Своим творчеством К.А. Коровин завершил этот процесс и оказал значительное влияние на многих своих современников, учеников, последователей и близких друзей [8].
Пейзаж для художника был не областью формальных исканий и не протокольно точным портретом местности, но прежде всего средством художественного познания дуэта природы и человека. Константин Алексеевич писал, что в пейзаже «…должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку» [1]. Такие произведения нельзя «рассказать», их необходимо видеть, потому что описания даже в малой степени не в состоянии передать мощную стихию цвета, господствующую в его светоносных полотнах. Чтобы ощутить и осознать неразрывную духовную связь, соединявшую художника с большой традицией русской живописи достаточно взглянуть на картины «Зимой» (1894), северные этюды, портрет Т. Любатович (1882) или Федора Шаляпина (1911), декорации к операм М. Глинки, М. Мусоргского и Н. Римского-Корсакова.
Будучи под большим впечатлением спектакля «Снегурочка» К.А. Коровин пишет картину «Северная идиллия» (1886 год).
Рисунок К.А. Коровин. Этюд к работе «Северная идиллия» 1886
Фигуры нарядных девушек образуют выразительную группу на фоне “левитановского” пейзажа с пасмурным вечерним небом, низкорослыми северными деревьями. Размашистая манера письма возникает у Коровина под влиянием увлечения творчеством шведского импрессиониста А.Л. Цорна. Ощущается эклектичность, на полотне детализированное изображение пейзажа соединяется с широкими, обобщенными цветовыми пятнами фигур. Группа девушек выразительно скомпонована и выделена общим бело-красным пятном на фоне плотных вечерних тонов зелени [4]. В сущности здесь впервые красота народного русского костюма предстает не в затейливом узорочье, а в декоративности крупных пятен, простых и звучных цветовых отношений, в пластике лаконичных форм. В профессиональном значение эскиз к картине «Северная идиллия» не менее интересен, поскольку эскиз был написан широко и плотно, как будто на одном дыхание. Просто и тонко по ощущению переданы сумеречные тона травы с цветами и лесом, хотя в окончательном варианте все выглядит немного традиционнее, но суше. Зато колористическая находка художника получила дальнейшее развитие. Эффект «горения» красного цвета среди зелени стал нередко определять характер коровинской красочной гаммы: многие работы оживлены непременным красным пятном, повышающим звучность колорита. Цветовое решение и приемы стилизации форм, найденные К.А. Коровиным в этой композиции, будут впоследствии использованы художниками неорусского стиля: А.Е. Архиповым, Н.К. Рерихом, И. Я. Билибиным [1].
В первой половине XX века в станковом творчестве художника окончательно формируются характерная только ему манера широкого и свободного эскизного письма, что навсегда будет связана с именем К. А. Коровина [8]. Колористический метод художника сломал традиционно-академические представления о законченности произведения, при этом дав свободу художнику в задачах пленэрной живописи. Благодаря Константину Алексеевичу "этюдность" стала одной из характерных черт русского импрессионизма. Он разрабатывал эту манеру письма на протяжении всей жизни. Завораживает легкость и артистизм "крымских" и "французских" этюдов: "Парижское кафе" (1890-е), "Кафе в Ялте" (1905), "Улица в Виши" (1906), "На юге Франции" (1908), "На берегу моря в Крыму" (1909), "Пристань в Гурзуфе" (1914), "Рыбачья бухта. Севастополь" (1916). Во многих произведениях пейзажного жанра, выполненных в период 1916-1925 годах К. А. Коровин часто пользовался при передаче форм веерообразной системой кладки фактурно выраженными мазками красок. Этот прием, в особенности характерный для данного периода творчества художника, можно наблюдать в ряде его полотен, например в «Костре» (1919), «Летом» (1919), «К весне» (1919), «Ночь. Дуэт» (1921) [2]. В портретном жанре К.А. Коровина более всего привлекала собственно живописная сторона, но все его персонажи изображены с портретным сходством, случайно захваченными в «кадр». Коровинские портреты как правило лишены остроты социальной и индивидуальной характеристики. Верный своему радостному мироощущению, он одинаково доброжелательно изображал любую модель. Удача К. А. Коровина в этом жанре зависела от того, насколько характер модели соответствовал духу его живописи [1]. Зрелое мастерство Коровина-портретиста представлено в полном сиянии в полотне «Портрет Ф. И. Шаляпина» (1911). Портрет, с безупречной композицией, написан на одном дыхание, по подмалевку. Константин Алексеевич широкими пастозными мазками проложил свет, выразительно и лаконично моделируя объем, и напитал работу теплым тоном.
Такой жанр как натюрморт всегда привлекал Константина Алексеевича. Уже в ранних его произведениях будь то портрет, интерьер или пейзаж, изображению нередко сопутствовал натюрморт. Коровин – один из мастеров, подготовивших новый расцвет русской натюрмортной живописи в начале XX века. В это время возрос интерес к проблемам живописной культуры и расширению возможностей изобразительного языка. А поиски цвета, формы, новых пространственных решений определили развитие натюрморта, что в свою очередь дало возможность для будущих экспериментов. К.А. Коровин особенно много работал в этом жанре в 1910-е годы. Он часто писал цветы, фрукты, рыбу. Примером итогового развития пластических идей может служить натюрморт К.А. Коровина «Сирень» (1915). Если сравнить это полотно с работой 1890-х годов «Белые ночи», в которой букет сирени изображен в полумраке комнаты и на фоне окна, то теперь можно заметить, что цвет звучит в полную силу, но при этом ради тонального единства художник пожертвовал красочностью. Это не просто «чистые» краски, это сложное соединение, построенное на цветовых отношениях, влияние и взаимопроникновении. Зеленоватые тона тонко оттеняют и усиливают красочную звучность сиреневого, а по контрасту с общей холодноватой гаммой празднично горят желтые пятна лимона. Не выписывая особенно деталей, художник чутко относился к малейшим нюансом одного цвета. Цвет для К.А. Коровина - это единство цвета и тона. Художник никогда не отступал от натурных, наблюдаемых в природе колористических отношений. Художник был исключительно верен натуре, он виртуозно писал наполненный жизнью и темперамента этюд за пару часов и в то же время неделями мучился и искал верный тон какой-либо тени от фонаря, без которого жизнь словно бы уходила из этюда [3]. Коровин не описывает жизнь, а творит ее цельный, гармоничный образ, увиденный и возникший в цвете, свете, во всей его жизненной трепетности. Его картины и этюды — это всегда праздник, всегда открытие. К.А. Коровин говорил, что что пишет не для себя, а для всех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечно разнообразному миру красок, форм, кто не перестает изумляться вечно меняющейся игре света и тени [7]. Именно это принципиально и отличало живопись К. А. Коровина.