Статья:

Особенности изучения стилей искусства учащимися подросткового возраста

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(54)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Хохрякова Е.А., Дрягина В.Б. Особенности изучения стилей искусства учащимися подросткового возраста // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 3(54). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/54/46666 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности изучения стилей искусства учащимися подросткового возраста

Хохрякова Елизавета Андреевна
магистрант Смоленского Государственного университета - СмолГУ, РФ. г. Смоленск
Дрягина Вера Борисовна
профессор, канд. пед. наук, Смоленский Государственный университет - СмолГУ, РФ. г. Смоленск

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности преподавания стилей искусства учащимися подросткового возраста, плюсы и минусы применения интерактивных заданий на занятиях по изучению художественных стилей.

Ключевые слова: художественные стили; интерактивные задания; подростковый возраст; методика преподавания.

 

Жизнь человека неразрывно связана с искусством. Архитектурные сооружения, памятники, дизайнерские объекты, все это окружает нас. И даже люди, далекие от искусства, смогут отличить современную архитектуру от построек древней Греции, потому что она создана в абсолютно разных художественных стилях.

На протяжении своей жизни человек познает окружающий мир, расширяет кругозор, обогащается духовно, нравственно, развивает эстетический вкус. Искусство – один из аспектов бытия, с которым соприкасается каждый человек, и в той или иной мере знакомится с культурным наследием.

Знакомство со стилями начинается уже в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства, мировой художественной культуры, истории. Изучать искусство, не изучая стили практически невозможно, так как история искусства – это история больших художественных стилей, времени их зарождения, расцвета и упадка от античности до начала XX века. Как пишет известный искусствовед В. Г. Власов «Стиль — это художественное пере­живание времени» [2].

Изучение стилей способствует развитию эстетического вкуса, осознанному отношению к искусству; обогащает духовный мир человека; помогает понять учащимся не только поверхностное проявление определенного этапа развития общества, но и увидеть более целостную картину развития мировой художественной культуры, предпосылки, основу зарождения определенного стиля; узнать наиболее значимые произведения искусства. Также изучая стили, учащиеся знакомятся с культурой своей страны, что способствует их патриотическому воспитанию, дает возможность хорошо ориентироваться в художественном творчестве, понимать способы образного выражения, изобразительно-выразительные приемы, конструктивно-формальные структуры искусства, присущие разным стилям.

Систематизированное изучение художественных стилей важно для дальнейшей творческой деятельности человека. Создавая свои работы, дизайнеры часто используют элементы уже существующего стиля (готика, барокко, классицизм, модерн), применяют прием стилизации «под стиль», или прием эклектики – смешение стилей. Чтобы грамотно использовать такие приемы, необходимо знать художественные стили и их особенности.

Изучение художественных стилей является одной из составляющих частей обучения искусству. Для успешного овладения знаниями о стилях искусства важное значение имеет последовательность, закономерность, возрастосообразность процесса обучения. Поэтому следует обратить внимание на методику преподавания искусства в общем и на методику преподавания художественных стилей, в частности.

Вопросами разработки методики обучения искусству школьников занимались как художники, так и педагоги. Среди них И. Э.Грабарь, А. А.Дейнека, Б. В.Иогансон, К. И. Истомин, Д. Н. Кардовский, П. П. Кончаловский, В. А. Фаворский, П. П. Чистяков.  В их теоретических трудах практика работы над художественным произведением перерабатывалась в рекомендации по методике обучения рисунку, живописи и композиции. Эти работы стали фундаментом отечественной художественной педагогики.

Методику начального специального художественного образования в разные годы разрабатывали А.О. Барщ, Г.В. Беда, А.В. Бенедский, Н. Н. Ростовцев, В.С. Кузин, Е. В. Шорохов, Б.М. Неменский. Изучение процесса обучения изобразительной деятельности детей и подростков, получающих специальное художественное образование, обусловило разработку проблемы детской одаренности в области изобразительного искусства (Н. В. Гросул, Н. С. Лейтес, А. И. Савенков, В. Штерн) и диагностики выявления одаренности на ранних этапах обучения изобразительному искусству (В. В. Клименко, Г. Ревеч).

Вопросами изучения стилей искусства занимались С. А. Полищук, О. И. Воробьева, А. К. Айзенштейн, А. А. Вельфлин. Так же стили искусства рассматриваются на уроках мировой художественной культуры. Этих вопросов касались педагоги-художники, разрабатывающие программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ такие как Кузин В. С, Неменский Б. М., Т. Я Шпикалова. Но они рассматривали стили искусства в общих чертах, в рамках направленности программы [3, 4].

Так, например, анализ программы Шпикаловой Т. Я. «Изобразительное искусство» показал следующее. На изучение стилей за 4 года обучения отводится 8 часов. Затрагиваются произведения Древнего Египта, Древней Греции, Романский, Готический стиль, Возрождение на примере фресковой живописи и стиля Модерн. Даже те стили, которые включены в программу, изучаются не в полном объеме, а на примере отдельных произведений или на примере отдельных видов искусства. Например, искусство Древнего Египта и Древней Греции изучается на примере орнамента; Готический и Романский стиль на примере архитектуры; модерн на примере плакатного искусства.

В процессе изучения стилей важное значение имеет проверка знаний обучающихся. В разных программах методисты предлагают разные виды контроля: текущий контроль (тесты, вопросы – ответы, анализ выполненной работы), промежуточный контроль (проверочные тесты по изученному блоку, викторины, просмотры работ), итоговый контроль (просмотры работ, выставки, тесты по всем изученным темам (например, за четверть)).

Так в программе Шпикаловой Т. Я. для контроля используются устные формы проверки (беседы, контрольные вопросы), письменные (вопросы, тесты). Проводятся индивидуальные (работа на карточках, кроссворды), групповые (лото, игры), фронтальные (викторины, опросники, вопросные формы беседы) формы контроля.  Такие формы контроля характерны для многих программ по изобразительному искусству. Например, аналогичные формы и методы проверки знаний используются в программе Б. М. Неменского.

Методики обучения, формы и методы контроля, разработанные Б. М. Неменским, Т. Я. Шпикаловой, С. А. Полищук можно отнести к традиционным.

На сегодняшний день одна из главных задач педагога – поиск новых, эффективных форм, методов, способов обучения, которые будут соответствовать современной динамично изменяющейся ситуации, потребностям личности, общества. И воплощением этих поисков является применение интерактивных методов обучения.

Интерактивные методы – это методы, направленные на взаимодействие с пользователем, слушателем, зрителем, читателем, обучающимся. При такой форме организации процесса познания обучение становится диалоговым, при котором осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающихся.  

Включение интерактивных заданий в образовательный процесс по изучению искусства, в том числе при изучении стилей, рассматривает использование компьютерных технологий как эффективного средства обучения, способного повысить его продуктивность и качество знаний обучающихся. При этом, необходимо отметить, что компьютер на занятиях должен применяться только в образовательных целях.

Одна из главных задач интерактивных заданий – научить ребёнка учиться, развить у него критическое мышление, научить его самого находить нужную информацию. Суть данного метода заключается в том, что все субъекты образовательного процесса оказываются вовлеченными в процесс познания, им необходимо рефлексировать на полученную информацию, знания. Выполняя такие задания, учащиеся сами создают составные части урока, это несомненно способствует повышению интереса к процессу познания и к изобразительному искусству, в частности.

Китайская мудрость гласит «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму» [5]. Эти слова иллюстрируют основной смысл интерактивного метода. С применением этого метода результат действий самого ученика, его личный опыт является основным источником познания.

Использование интерактивных методов обучения при изучении изобразительного искусства, в том числе стилей, меняет привычную роль педагога. Преподаватель не даёт готовые знания, он аккуратно, грамотно направляет учащихся в процессе их самостоятельного поиска информации, стимулирует их познавательную деятельность.

Вопросами, связанными с применением интерактивных методов обучения, занимались многие ученые-педагоги, психологи такие как Т.Н.Добрынина, Л.Н.Куликова, С.С.Кашлев, Д.А.Махотин, Е.В.Коротаева, П.Д.Рабинович, Н.Г.Суворов и др.

Применение данного метода, в том числе при изучении изобразительного искусства, имеет свои плюсы: стимулирует интерес учащихся к процессу обучения; помогает учитывать индивидуальные особенности учащихся при разработке заданий; значительно улучшает качество и скорость усвоения материала; повышает самоконтроль учащихся; позволяет незамедлительно получить результаты выполнения задания; позволяет неоднократно повторять задания для закрепления необходимых навыков; помогает учителю сэкономить время, провести занятие более эффективно, на высоком профессиональном уровне; помогает учащимся снять нервное напряжение, за счет переключения внимания, смены видов деятельности.

Следует отметить что такие методы наиболее близки детям нынешнего поколения, так как их жизнь неразрывно связана с компьютерными технологиями. Для детей такие задания будут интереснее, понятнее, привычнее.

Использование интерактивных заданий не означает отказ от классических методов обучения, они должны дополнять друг друга.

Как уже было отмечено такие задания можно применять и для проверки знаний, и для изучения нового материала по стилям искусства.

Например, для предварительной проверки знаний можно использовать онлайн-тест, которую может создать каждый педагог самостоятельно, или использовать уже готовые. Если педагог самостоятельно готовит анкету, он может составить любое количество вопросов, вставить картинки, диаграммы, графики, карты. Есть возможность создавать обязательные вопросы: если ученик не даёт ответ на данный вопрос, он не сможет продолжать отвечать на другие вопросы теста. Электронная форма анкеты позволяет получить результат намного быстрее, так как все ответы обрабатываются компьютерной программой, и педагог сразу получает готовый результат, не тратя время на проверку вручную. По результатам анкеты можно посмотреть общий уровень знаний учащихся группы, уровень подготовленности каждого ученика в отдельности. Результаты могут быть представлены в процентном соотношении, в виде диаграммы [6].

Такие онлайн задания предполагают использование интернет ресурсов. Вопросы для анкет могут быть разного типа.

Например, представлен перечень стилей, необходимо выбрать лишнее из списка: А) готика; Б) возрождение; В) кубизм; Г) модерн

Верно ли данное утверждение? Большие художественные стили объединяют изобразительное искусство, архитектуру, дизайн: А) да; Б) нет; В) не знаю

 

 

К какому стилю относится это изображение?

А) классицизм;

Б) барокко;

В) модерн

Для проверки знаний так же можно использовать задание «соотнесите изображение и утверждение». (рис. 1) Педагог может сам создавать такое задание с использованием компьютерных программ [7]. Можно создавать свое задание на базе уже имеющихся подобных заданий, либо по шаблону. При такой системе обучения искусству задание можно выполнять на любом компьютере. Учащиеся выполняют задание в интерактивной форме, сразу видя результат, что выполнено верно, а что нет. Педагогу не надо тратить время на проверку задания.

 

Рисунок. 1. Соотнесите изображение и утверждение

 

Для учеников, которые только начинают знакомиться со стилями искусства, можно предложить собрать интерактивный пазл. (рис. 2) По пройденной теме выбирается изображение, загружается в онлайн-программу. Программа сама разбивает изображение на пазлы, и ученики в интерактивной форме собирают картинку. Педагог может выбрать количество пазлов из предложенных вариантов, для маленьких детей картинку можно разбить на 10 пазлов, для детей постарше на 30 и так далее.  Выполнив такое задание ученики скорее всего запомнят картинку намного лучше, так как их внимание было намного больше сконцентрировано, чем просто при просмотре изображения, к тому же им будет интересно увидеть готовый результат своей работы [8].

 

Рисунок. 2. Собрать пазлы

 

Это лишь небольшая часть интерактивных заданий, которые можно использовать на занятиях изобразительного искусства при изучении стилей.

Исходя из вышесказанного можно сделать следующий вывод. Учащимся важно изучать художественные стили. Так как эти знания способствует развитию эстетического вкуса, нравственному и духовному развитию, закладывают основу художественной грамотности, полезны для практической деятельности художника и т. д.

Чтобы сделать процесс обучения стилям искусства наиболее эффективным, необходимо применять как традиционные, так и современные методы. К таким методам относятся интерактивные задания. Они близки, понятны и интересны современному поколению, помогают учителю провести работу в более короткое время, и быстро получить результат. Так же данные задания можно применять и при дистанционном обучении, что несомненно является только плюсом такого рода заданий.

 

Список литературы:
1. Айзенштейн А. К. Стиль в искусстве / - М.: Высшая школа, 2006- 198 с.
2. Власов В. Г. Теоретико-методологические концепции искусства и терминология дизайна: Санкт-Петербург 2009.
3. Неменский Б. М. и др. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 191 с.
4. Шпикалова, Т.Я. и др. Изобразительное искусство. Программы общеобразовательных учреждений. 5—9 класс. — М.: Издательство «Просвещение», 2009
5. Исследовательская и проектная деятельность обучающихся и педагогов [Электронный ресурс] / Калиничева // Дополнительное образование и воспитание. — 2016. — №8. — С. 20-22. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/501647
6.https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeJtSajVSTG3Kga3N6ZXQElPqp-KWNE0ytik7hB1BY9qQnSTw/viewform?usp=sf_link
7. https://gallerix.ru/code/puzzle2/?f=199659
8. https://learningapps.org.