Формирование доступной среды ДОО для детей с ограниченными возможностями здоровья
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(55)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(55)
Формирование доступной среды ДОО для детей с ограниченными возможностями здоровья
Модернизация российской социальной политики, требования Международной Конвенции о правах инвалидов актуализировали проблему создания доступной (безбарьерной) среды.
Доступная среда – не просто снятие архитектурных преград в передвижении, но, прежде всего, наличие условий, необходимых для удовлетворения трудовых, образовательных, культурных потребностей инвалидов в контексте обеспечения равных возможностей, что отражено в государственной программе «Доступная среда на 2011–2020гг.».
На сегодняшний день в России наблюдается интенсивное развитие практики инклюзивного образования, которая изменяет образовательные условия и образовательную среду в учреждениях общего образования так, чтобы любой ребенок с особыми образовательными потребностями мог обучаться вместе с другими детьми.
Практика инклюзии вызывает много острых споров и дискуссий в педагогических и научных кругах.
В данный момент в этой сфере возникает множество нерешённых проблем и трудностей, которые предстоит преодолеть.
В условиях модернизации дошкольного образования, реализации Федерального государственного образовательного стандарта, разнообразии программ и типов дошкольных образовательных организаций все острее встает необходимость решения проблемы целостного развития ребенка в вариативном пространстве форм, средств, способов организации его воспитания, обучения, образования.
Формирование доступной среды в условиях дошкольной образовательной организации способствует получению детьми качественного дошкольного образования и повышению уровня адаптации, и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников.
На сегодняшний день создание доступного образовательного пространства является приоритетной задачей государственного значения.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной среде.
В перечне характеристик предметно-пространственной среды мы встречаем понятие доступности.
Доступность среды предполагает:
- Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- Свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды детской активности
- Исправность и сохранность материалов и оборудования.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
В современных условиях в понятии «доступность» наблюдается смещение ориентиров в сторону увеличения детских мест в ДОО.
На наш взгляд, понятие доступной среды для дошкольников включает в себя организацию специальных условий для детей с ОВЗ – от организационного обеспечения, содержания образовательных программ до материально-технического (включая архитектурное) обеспечения, а также материалов и оборудования в группах.
Таким образом, нами выделены следующие показатели для оценки качества работы ДОО по организации доступной среды.
I. Показатели, характеризующие открытость и доступность информации о ДОО:
1. Полнота и актуальность информации об организации на информационных ресурсах.
2. Соответствие информации о деятельности ДОО реализуемым программам.
3. Наличие способов взаимодействия с ДОО (телефон, электронная почта, электронные сервисы и т.д.)
II. Показатели, характеризующие комфортность условий пребывания детей в ДОО:
1. Доступность условий беспрепятственного доступа ко всем помещениям и объектам.
2. Оборудование территории с учетом требований доступности для детей в ОВЗ.
3. Доля финансирования, направленная на обеспечение доступной среды в ДОО.
III. Показатели, характеризующие специалистов ДОО:
1. Укомплектованность дошкольной образовательной организации специалистами с базовым образованием.
2. Доля работников прошедших повышение квалификации/профессиональную переподготовку по проблемам инклюзивного образования в условиях дошкольной образовательной организации.
3. Наличие доли родительской общественности в управлении образовательной организацией.
IV. Показатель, характеризующий удовлетворенность качеством образования в ДОО.
1. Доля родителей положительно оценивающих качество образования.
Таким образом, можно провести анализ данных по организации в ДОО доступной среды.
Данный анализ направлен на:
- Систематизацию выявленных проблем деятельности образовательной организации;
- Сопоставление исследуемых параметров деятельности ДОО по созданию доступной среды;
- Выявление особенностей исследуемых параметров деятельности ДОО;
- Анализ динамики исследуемых параметров и показателей (если таковые имеются в предыдущем году);
- Расчет интегральной оценки качества работы ДОО.
В итоге, собранные по описанным критериям данные позволят оценить готовность ДОО к внедрению доступной среды, дать оценку качества организации уже имеющихся специальных условий для детей с ОВЗ, а значит помочь усовершенствовать их.