Статья:

Формирование доступной среды ДОО для детей с ограниченными возможностями здоровья

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(55)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Соломина В.В. Формирование доступной среды ДОО для детей с ограниченными возможностями здоровья // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 4(55). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/55/46984 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование доступной среды ДОО для детей с ограниченными возможностями здоровья

Соломина Валерия Валерьевна
магистрант Педагогического института, Бурятский Государственный Университет, РФ, г. Улан-Удэ

 

Модернизация российской социальной политики, требования Международной Конвенции о правах инвалидов актуализировали проблему создания доступной (безбарьерной) среды.

Доступная среда – не просто снятие архитектурных преград в передвижении, но, прежде всего, наличие условий, необходимых для удовлетворения трудовых, образовательных, культурных потребностей инвалидов в контексте обеспечения равных возможностей, что отражено в государственной программе «Доступная среда на 2011–2020гг.».

На сегодняшний день в России наблюдается интенсивное развитие практики инклюзивного образования, которая изменяет образовательные условия и образовательную среду в учреждениях общего образования так, чтобы любой ребенок с особыми образовательными потребностями мог обучаться вместе с другими детьми.

Практика инклюзии вызывает много острых споров и дискуссий в педагогических и научных кругах.

В данный момент в этой сфере возникает множество нерешённых проблем и трудностей, которые предстоит преодолеть.

В условиях модернизации дошкольного образования, реализации Федерального государственного образовательного стандарта, разнообразии программ и типов дошкольных образовательных организаций все острее встает необходимость решения проблемы целостного развития ребенка в вариативном пространстве форм, средств, способов организации его воспитания, обучения, образования.

Формирование доступной среды в условиях дошкольной образовательной организации способствует получению детьми качественного дошкольного образования и повышению уровня адаптации, и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников.

На сегодняшний день создание доступного образовательного пространства является приоритетной задачей государственного значения.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной среде.

В перечне характеристик предметно-пространственной среды мы встречаем понятие доступности.

Доступность среды предполагает:

  • Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • Свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды детской активности
  • Исправность и сохранность материалов и оборудования.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.

В современных условиях в понятии «доступность» наблюдается смещение ориентиров в сторону увеличения детских мест в ДОО.

На наш взгляд, понятие доступной среды для дошкольников включает в себя организацию специальных условий для детей с ОВЗ – от организационного обеспечения, содержания образовательных программ до материально-технического (включая архитектурное) обеспечения, а также материалов и оборудования в группах.

Таким образом, нами выделены следующие показатели для оценки качества работы ДОО по организации доступной среды.

I. Показатели, характеризующие открытость и доступность информации о ДОО:

1. Полнота и актуальность информации об организации на информационных ресурсах.

2. Соответствие информации о деятельности ДОО реализуемым программам.

3. Наличие способов взаимодействия с ДОО (телефон, электронная почта, электронные сервисы и т.д.)

II. Показатели, характеризующие комфортность условий пребывания детей в ДОО:

1. Доступность условий беспрепятственного доступа ко всем помещениям и объектам.

2. Оборудование территории с учетом требований доступности для детей в ОВЗ.

3. Доля финансирования, направленная на обеспечение доступной среды в ДОО.

III. Показатели, характеризующие специалистов ДОО:

1. Укомплектованность дошкольной образовательной организации специалистами с базовым образованием.

2. Доля работников прошедших повышение квалификации/профессиональную переподготовку по проблемам инклюзивного образования в условиях дошкольной образовательной организации.

3. Наличие доли родительской общественности в управлении образовательной организацией.

IV. Показатель, характеризующий удовлетворенность качеством образования в ДОО.

1. Доля родителей положительно оценивающих качество образования.

Таким образом, можно провести анализ данных по организации в ДОО доступной среды.

Данный анализ направлен на:

  1. Систематизацию выявленных проблем деятельности образовательной организации;
  2. Сопоставление исследуемых параметров деятельности ДОО по созданию доступной среды;
  3. Выявление особенностей исследуемых параметров деятельности ДОО;
  4. Анализ динамики исследуемых параметров и показателей (если таковые имеются в предыдущем году);
  5. Расчет интегральной оценки качества работы ДОО.

В итоге, собранные по описанным критериям данные позволят оценить готовность ДОО к внедрению доступной среды, дать оценку качества организации уже имеющихся специальных условий для детей с ОВЗ, а значит помочь усовершенствовать их.

 

Список литературы:
1. О правах инвалидов: Международная Конвенция от 13 декабря 2006 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/2565085/ (дата обращения: 25.01.2019)
2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы: постановление от 1 декабря 2015 г. № 1297 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/71265834/ (дата обращения: 25.01.2019)