Статья:

К вопросу об особенностях физического развития умственно отсталых детей, среднего школьного возраста

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(55)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Белова Д.В., Максимихина Е.В. К вопросу об особенностях физического развития умственно отсталых детей, среднего школьного возраста // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 4(55). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/55/47038 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу об особенностях физического развития умственно отсталых детей, среднего школьного возраста

Белова Диана Владимировна
магистрант Череповецкого государственного университета РФ, г. Череповец
Максимихина Елена Владимировна
канд. пед. наук, доцент, Череповецкий государственный университет, РФ, г. Череповец

 

Аннотация. В данной статье представлены результаты анализа физического развития умственно отсталых школьников. Для проведения анализа были выбраны достаточно информативные и доступные методы контроля за физическим развитием умственно отсталых детей, проживающих в условиях школы-интернат с ограниченными возможностями здоровья. Выявлено, что у всех испытуемых идет отставание по всем исследуемым показателям.

Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, умственно отсталые дети, здоровье.

 

Введение. В последние годы физическое развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья и развитие в целом, попало под особый контроль государства. Физическое развитие ребёнка является основой формирования активной личности. Вместе с тем основной дефект умственно отсталых детей оказывает влияние не только на познавательную активность, но и на двигательные возможности данной категории детей.

В исследованиях В.А. Нестеровой и других прослеживается тесная взаимосвязь между умственной отсталостью и аномальным развитием двигательной сферы, которая для данной категории детей является одним из главных средств познания окружающего мира, формирования трудовых навыков и социализации в обществе [4].

Гудков Ю.Э., Литош Н.Л., Парыгин Е.П., Дмитриев А.А. и другие отмечают, что у умственно отсталых школьников в показателях физического развития наиболее характерными являются такие нарушения, как отставание в длине и массе тела или ожирение; нарушение осанки и деформация стопы; низкие показатели жизненной ёмкости легких и окружности грудной клетки, также выраженная разнородность двигательных нарушений. К наиболее характерным можно отнести - расстройство координации движений, наиболее низкие показатели выносливости по сравнению со здоровыми сверстниками, недостаточную точность и неадекватность усилий в произвольных движениях, отставание в тонких моторных актах, гипертонус мышц и быструю утомляемость. Все данные нарушения влияют на процесс физического, психического и интеллектуального развития, социальной интеграции детей и наводят на решение специфических задач [1,2,3].

В связи с этим целью исследования явилось выявить особенности физического развития умственно отсталых детей среднего школьного возраста, проживающих в условиях школы-интернат с ограниченными возможностями здоровья.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе МОУ «Шекснинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». В исследовании приняли участие учащиеся 10 лет, в количестве 14 человек.

Оценка физического развития проводилась по следующим показателям:

1.Антропометрическое обследование:

-рост, вес; оценка ИМТ.

2. Оценка физической подготовленности:

- бег на 30 м, 300 м, подъем туловища, наклон из положения стоя, прыжок в длину с места;

3. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системы:

-Проба Руфье;

-Проба Штанге;

-Проба Генчи.

Результаты исследования и их обсуждение.

Результаты проведённого исследования представлены в таблицах и на рисунках.

 

Рисунок 1. Оценка ИМТ испытуемых,%

 

Из данных представленных на рисунке 1 видно, что большинство испытуемых 28,6% имеют избыточный вес и 57,1% ожирение, лишь у 14,3% экспериментальной выборки ИМТ соответствует возрастным нормам. Можно предположить, что лишний вес является последствием медикаментозного сопровождения учащихся с умственной отсталостью. Дети имеющие избыточную массу тела как правило испытывают проблемы при выполнении физических упражнений, что в свою очередь негативно сказывается на функционировании различных систем организма и показателях физического развития.

Таблица 1.

Результаты исследования уровня развития физической подготовленности

Скоростные способности ( бег 30 метров)

Уровень подготовленности

Количество учащихся, чел.

Доля учащихся от общего числа, %

Очень низкий

1

7,1%

Низкий

7

50%

Средний

1

7,1%

Выше среднего

4

28,5%

Высокий

1

7,1%

Выносливость ( бег 300 метров)

Очень низкий

4

21,4 %

Низкий

6

42,8%

Средний

3

21,4%

Выше среднего

1

7,1%

Высокий

1

7,1%

Скоростно-силовые способности

(подъем туловища из положения лежа за 30 с)

Низкий

7

50%

Средний

5

35,7%

Выше среднего

2

14,3%

Прыжок в длину с места

Очень низкий

-

 

Низкий

7

50%

Средний

4

28,5%

Выше среднего

2

14,3%

Высокий

1

7,1%

Гибкость (наклон из положения стоя)

Очень низкий

2

14,3%

Низкий

9

64,3%

Средний

3

21,4%

Выше среднего

-

-

 

Результаты исследования показали, что у испытуемых отмечено отставание по всем показателям, характеризующих физическую подготовленность: так по показателям оценивающем скорость, проявляемую в целостных двигательных действиях 57% учащихся, имеют очень низкий и низкий уровень подготовленности, но в тоже время следует отметить, что 4 человека показали уровень выше среднего и высокий.

Наиболее значительные отставания наблюдаются в показателях, оценивающих общую выносливость и гибкость. Так у 10 детей (64,2 %) очень низкий и низкий уровень общей выносливости. Также это можно объяснить и ярко выраженным избыточным весом экспериментальной выборки. В показателях характеризующих гибкость: 78,6% испытуемых имеют низкий и очень низкий уровень гибкости, лишь 3 человека смогли выполнить в пределах среднего уровня.

По показателям, характеризующим скоростно-силовые способности, в контрольном упражнении - прыжок в длину с места и контрольном упражнении - подъем туловища из положения лежа у 50 % детей преобладает низкий уровень развития.

Результаты анализа функционирования состояния сердечно-сосудистой системы испытуемых можно увидеть на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы испытуемых,%

 

Из данных представленных на рисунке 2, можно отметить, что у большинства детей с интеллектуальными нарушениями работоспособность сердечно-сосудистой системы и тренированность организма в целом на очень низком уровне.

Результаты анализа функционирования состояния дыхательной системы испытуемых можно увидеть в таблице 2.

Таблица 2.

Результаты оценки функционального состояния дыхательной системы испытуемых

Уровень

Проба Штанге

Проба Генчи

Кол-во учащихся, чел

Доля уч-ся от общего числа, %

Кол-во учащихся, чел

Доля уч-ся от общего числа, %

Неудовл-но

6

42,85

9

64,28

Удовл-но

7

50,0

4

28,57

Хорошо

1

7,15

1

7,15

 

По данным таблицы мы видим, что состояние дыхательной системы по пробе Штанге у 7 детей (50%) имеет удовлетворительное состояние, 6 (42,85%) в неудовлетворительном состоянии, 1 ребенок (7,15%) имеет хорошую дыхательную систему.

Проба Генчи показала, что 9 детей (64,28%) имеют неудовлетворительный уровень дыхательной системы, у 4 детей (28,57 %) результаты находятся в зоне удовлетворительного значения, 1 ребенок имеет хорошую дыхательную систему.

Выводы. Оценка физического развития, физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системы умственно отсталых учащихся позволяют сделать следующие выводы:

  • большинство умственно отсталых школьников, участвующих в исследовании имеют избыточный вес, как следствие низкие показатели физической формы. У более 50% испытуемых уровень развития физических качеств находится на низком и очень низком уровне.
  • наши исследования оценки дыхательной системы подтвердили, что у детей с нарушением интеллекта низкие показатели жизненной емкости легких.  

 

Список литературы:
1. Гудков Ю.Э. Обсуждение эффективности процесса физического воспитания младших школьников с отклонениями в поведении в условиях формирующей физкультурно-оздоровительной среды общеобразовательного учреждения школа-интернат//Адаптивная физическая культура. –2011. –№ 1 (45). –С. 20–23. 
2. Дмитриев А.А. Место и роль физической культуры и спорта в комплексной реабилитации умственно отсталых детей / А.А. Дмитриев, Г.Н. Семаева, Е.В. Киселева // Материалы по физической культуре и спорту инвалидов. Махачкала, 1993. - С. 44-70. 
3. Литош Н.Л., Парыгин Е.П. Возрастные закономерности развития двигательных способностей юношей 11-16 лет с нарушением интеллекта // Адаптивная физическая культура. –2011. –№ 1. –С.26–28.
4. Оптимизация психофизического состояния детей с нарушением и отклонением в развитии и девиантным поведением /под общ. ред. В.А. Нестерова. –Хабаровск: ДВГАФК, 2009. –217 с.