К вопросу об особенностях физического развития умственно отсталых детей, среднего школьного возраста
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(55)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(55)
К вопросу об особенностях физического развития умственно отсталых детей, среднего школьного возраста
Аннотация. В данной статье представлены результаты анализа физического развития умственно отсталых школьников. Для проведения анализа были выбраны достаточно информативные и доступные методы контроля за физическим развитием умственно отсталых детей, проживающих в условиях школы-интернат с ограниченными возможностями здоровья. Выявлено, что у всех испытуемых идет отставание по всем исследуемым показателям.
Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, умственно отсталые дети, здоровье.
Введение. В последние годы физическое развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья и развитие в целом, попало под особый контроль государства. Физическое развитие ребёнка является основой формирования активной личности. Вместе с тем основной дефект умственно отсталых детей оказывает влияние не только на познавательную активность, но и на двигательные возможности данной категории детей.
В исследованиях В.А. Нестеровой и других прослеживается тесная взаимосвязь между умственной отсталостью и аномальным развитием двигательной сферы, которая для данной категории детей является одним из главных средств познания окружающего мира, формирования трудовых навыков и социализации в обществе [4].
Гудков Ю.Э., Литош Н.Л., Парыгин Е.П., Дмитриев А.А. и другие отмечают, что у умственно отсталых школьников в показателях физического развития наиболее характерными являются такие нарушения, как отставание в длине и массе тела или ожирение; нарушение осанки и деформация стопы; низкие показатели жизненной ёмкости легких и окружности грудной клетки, также выраженная разнородность двигательных нарушений. К наиболее характерным можно отнести - расстройство координации движений, наиболее низкие показатели выносливости по сравнению со здоровыми сверстниками, недостаточную точность и неадекватность усилий в произвольных движениях, отставание в тонких моторных актах, гипертонус мышц и быструю утомляемость. Все данные нарушения влияют на процесс физического, психического и интеллектуального развития, социальной интеграции детей и наводят на решение специфических задач [1,2,3].
В связи с этим целью исследования явилось выявить особенности физического развития умственно отсталых детей среднего школьного возраста, проживающих в условиях школы-интернат с ограниченными возможностями здоровья.
Методы и организация исследования. Исследование проводилось на базе МОУ «Шекснинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». В исследовании приняли участие учащиеся 10 лет, в количестве 14 человек.
Оценка физического развития проводилась по следующим показателям:
1.Антропометрическое обследование:
-рост, вес; оценка ИМТ.
2. Оценка физической подготовленности:
- бег на 30 м, 300 м, подъем туловища, наклон из положения стоя, прыжок в длину с места;
3. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системы:
-Проба Руфье;
-Проба Штанге;
-Проба Генчи.
Результаты исследования и их обсуждение.
Результаты проведённого исследования представлены в таблицах и на рисунках.
Рисунок 1. Оценка ИМТ испытуемых,%
Из данных представленных на рисунке 1 видно, что большинство испытуемых 28,6% имеют избыточный вес и 57,1% ожирение, лишь у 14,3% экспериментальной выборки ИМТ соответствует возрастным нормам. Можно предположить, что лишний вес является последствием медикаментозного сопровождения учащихся с умственной отсталостью. Дети имеющие избыточную массу тела как правило испытывают проблемы при выполнении физических упражнений, что в свою очередь негативно сказывается на функционировании различных систем организма и показателях физического развития.
Таблица 1.
Результаты исследования уровня развития физической подготовленности
Скоростные способности ( бег 30 метров) |
||
Уровень подготовленности |
Количество учащихся, чел. |
Доля учащихся от общего числа, % |
Очень низкий |
1 |
7,1% |
Низкий |
7 |
50% |
Средний |
1 |
7,1% |
Выше среднего |
4 |
28,5% |
Высокий |
1 |
7,1% |
Выносливость ( бег 300 метров) |
||
Очень низкий |
4 |
21,4 % |
Низкий |
6 |
42,8% |
Средний |
3 |
21,4% |
Выше среднего |
1 |
7,1% |
Высокий |
1 |
7,1% |
Скоростно-силовые способности (подъем туловища из положения лежа за 30 с) |
||
Низкий |
7 |
50% |
Средний |
5 |
35,7% |
Выше среднего |
2 |
14,3% |
Прыжок в длину с места |
||
Очень низкий |
- |
|
Низкий |
7 |
50% |
Средний |
4 |
28,5% |
Выше среднего |
2 |
14,3% |
Высокий |
1 |
7,1% |
Гибкость (наклон из положения стоя) |
||
Очень низкий |
2 |
14,3% |
Низкий |
9 |
64,3% |
Средний |
3 |
21,4% |
Выше среднего |
- |
- |
Результаты исследования показали, что у испытуемых отмечено отставание по всем показателям, характеризующих физическую подготовленность: так по показателям оценивающем скорость, проявляемую в целостных двигательных действиях 57% учащихся, имеют очень низкий и низкий уровень подготовленности, но в тоже время следует отметить, что 4 человека показали уровень выше среднего и высокий.
Наиболее значительные отставания наблюдаются в показателях, оценивающих общую выносливость и гибкость. Так у 10 детей (64,2 %) очень низкий и низкий уровень общей выносливости. Также это можно объяснить и ярко выраженным избыточным весом экспериментальной выборки. В показателях характеризующих гибкость: 78,6% испытуемых имеют низкий и очень низкий уровень гибкости, лишь 3 человека смогли выполнить в пределах среднего уровня.
По показателям, характеризующим скоростно-силовые способности, в контрольном упражнении - прыжок в длину с места и контрольном упражнении - подъем туловища из положения лежа у 50 % детей преобладает низкий уровень развития.
Результаты анализа функционирования состояния сердечно-сосудистой системы испытуемых можно увидеть на рисунке 2.
Рисунок 2. Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы испытуемых,%
Из данных представленных на рисунке 2, можно отметить, что у большинства детей с интеллектуальными нарушениями работоспособность сердечно-сосудистой системы и тренированность организма в целом на очень низком уровне.
Результаты анализа функционирования состояния дыхательной системы испытуемых можно увидеть в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты оценки функционального состояния дыхательной системы испытуемых
Уровень |
Проба Штанге |
Проба Генчи |
||
Кол-во учащихся, чел |
Доля уч-ся от общего числа, % |
Кол-во учащихся, чел |
Доля уч-ся от общего числа, % |
|
Неудовл-но |
6 |
42,85 |
9 |
64,28 |
Удовл-но |
7 |
50,0 |
4 |
28,57 |
Хорошо |
1 |
7,15 |
1 |
7,15 |
По данным таблицы мы видим, что состояние дыхательной системы по пробе Штанге у 7 детей (50%) имеет удовлетворительное состояние, 6 (42,85%) в неудовлетворительном состоянии, 1 ребенок (7,15%) имеет хорошую дыхательную систему.
Проба Генчи показала, что 9 детей (64,28%) имеют неудовлетворительный уровень дыхательной системы, у 4 детей (28,57 %) результаты находятся в зоне удовлетворительного значения, 1 ребенок имеет хорошую дыхательную систему.
Выводы. Оценка физического развития, физической подготовленности и функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системы умственно отсталых учащихся позволяют сделать следующие выводы:
- большинство умственно отсталых школьников, участвующих в исследовании имеют избыточный вес, как следствие низкие показатели физической формы. У более 50% испытуемых уровень развития физических качеств находится на низком и очень низком уровне.
- наши исследования оценки дыхательной системы подтвердили, что у детей с нарушением интеллекта низкие показатели жизненной емкости легких.