Статья:

Судебная система, особенности ее развития в России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(55)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Усольцев И.С. Судебная система, особенности ее развития в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 4(55). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/55/47070 (дата обращения: 09.04.2020).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Судебная система, особенности ее развития в России

Усольцев Иван Сергеевич
магистрант Челябинский государственный университет – ЧелГУ, РФ, г. Челябинск

 

The judicial system, features of its development in Russia

 

Ivan Usoltsev

Undergraduate Chelyabinsk state University – ChelGU, Russia, Chelyabinsk

 

Аннотация. В статье рассмотрены организация судебной системы, механизм ее осуществления и особенности судебной власти в РФ. Проанализирована роль судебной системе в структуре государственной власти. Изучена структура и принципы построения судебной власти в РФ.

Abstract. The article discusses the organization of the judicial system, the mechanism for its implementation, and the specifics of the judiciary in the Russian Federation. The role of the judicial system in the structure of state power is analyzed. The structure and principles of building judicial authority in the Russian Federation are studied.

 

Ключевые слова: судебная система, суды, особенности системы, законность, правосудие.

Keywords: judicial system, courts, features of the system, legality, justice.

 

Судебная система Российской Федерации это сложный организм. В котором работают взаимосвязанные, имеющие свою определенную направленность государственные органы — суды, которые осуществляют на территории Российской Федерации правосудие. Деятельность всей судебной системы в Российской Федерации регламентируется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Вопросы, касающиеся судоустройства, находятся в исключительном ведении РФ.

Судебная власть может существовать только как государственно-правовой институт, призванный удовлетворять потребности граждан, общества и государства в законном, быстром, справедливом разрешении споров о праве, появляющихся в процессе реализации прав и обязанностей сторон правоотношений.

Судебная система РФ включает в себя: Конституционный суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов РФ; суды общей юрисдикции; арбитражные суды.

Судебная власть в Российской Федерации реализуется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Любые другие органы и лица не вправе принимать на себя реализацию правосудия.

«Одной из особенностей судебной системы РФ является то, что судебную систему России образуют 4 самостоятельных вида судов: Конституционный Суд и Уставной Суд, суды общей юрисдикции (территориальные, военные, и специализированные) Арбитражные Суды, Дисциплинарное Судебное присутствие». [1]

Основная часть судов организована с учётом федеративного устройства, и административно территориального деления Российской Федерации. Исключение являются военные суды, которые организованы в соответствии со структурой Вооруженных Сил РФ и других войск по равнозначным воинским формированиям, в исключение попадают арбитражные суды округов и арбитражные апелляционные суды организованные по судебным арбитражным округам, которые не совпадают ни с федеративным устройством, ни с административно территориальным делением Российской Федерации.

«Еще одной особенностью судебной системы является то, что судьями являются лица, наделённые в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия». [2]

«Главной особенностью судебной системы РФ является коллегиальное осуществление судебной власти по многим делам, это является гарантией справедливости, объективности принятого решения. Единолично решают два мировых судьи, но и в этом случае они действуют в рамках судебного процесса. Вне процесса судья может осуществлять иные полномочия, например, издавая судебный приказ. Такие акты могут иметь временный характер и с обращением стороны могут быть оспорены в судебном заседании». [3]

«Законность выступает в качестве универсального правила. Она относится не только напрямую к правосудию, но и к деятельности других государственных органов. Этот принцип указывает на то, что любое разбирательство в любой организации должно осуществляться в соответствии с нормами права. Согласно данному положению, судебная система РФ должна осуществлять свою деятельность с соблюдением последовательности юридических предписаний. При наличии коллизии это становится очень важно. При этом система судебных органов РФ обязана сначала руководствоваться нормами Конституции, затем предписаниями ФЗ и в последнюю очередь – прочими актами, если они не противоречат положениям, имеющим большую силу». [4]

Судебная система любого государства имеет свои особенности. Такие отличительные черты возникают с историческим развитием государства, спецификой правовой системы, формой территориального устройства, политическим режимом и т. п. Российская Федерация относится к романо-германской системе права, в отличие, например, от США, которая относится к англосаксонской. При этом, правовой статус судебной власти обеих стран закреплён в основном законе государства. В Конституции определены правовые основы судебной системы, принципы судебной деятельности и судебных органов. «Помимо Конституции деятельность судебной системы регламентируется специальными законами, в которых закреплены организационные основы судебных органов, состав и полномочия судов. Отличительной чертой Российской Федерации является наличие большого количества законов, регулирующих судебную систему: Конституция РФ 1993 года, ФКЗ-№ 1 от 31.12.1996 «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ-№ 3 от 05.02.2014 «О Верховном Суде Российской Федерации»; ФКЗ-№ 1 от 21.07.1994 «О Конституционном Суде Российской Федерации»; ФКЗ-№ 1 от 28.04.1995 «Об арбитражных судах в Российской Федерации», -№ 30 от 10.02.1999 «О финансировании судов Российской Федерации»; ФЗ-№ 30 от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах сообщества в Российской Федерации»; ФЗ-№ 113 от 20.08.2004 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»; ФЗ-№ 188 от 17.12.1998 «О мировых судьях в Российской Федерации»; закон № 3132-1 от 26.06.1992 «О статусе судей в Российской Федерации». [5]

Вопрос структуры судебной системы является спорным. До 2014 года в структуру судебной системы РФ входил орган конституционного контроля — Конституционный Суд Российской Федерации, а также два высших судебных органа — Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. После реформы была образована единая судебная система и объединены Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации объедены, которую возглавляет созданный Верховный Суд Российской Федерации. [6]

Подводя итоги можно сделать следующий вывод. Судебная система – совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с её Конституцией судов, объединенная общностью задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов. Судебную систему Российской Федерации выстраивают следующие суды: федеральные суды; конституционные суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части судебной системы. Все они имеют единые задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем, реализации законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. Его основные компоненты должны быть связаны с соответствующими нормативными актами. Правосудие предполагает такую деятельность судебной системы, при которой рассмотрение дел осуществляется в соответствии с юридическими предписаниями и по справедливости.

 

Список литературы:
1. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
2. Федеральный конституционный закон от 03.02.2014 N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и признании утратившей силу статьи 41 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации"
3. Конституция РФ
4. Батыршина З.Р., Шорохова А.А. Формирование кадрового резерва Государственной и муниципальной службы, Экономика и социум. 2014. 661-664 с.
5. Клишас А. А.. Гребенников В. В.. Грудцына Л. Ю. Теория судебного права и организации судебных систем: учебник. — Москва: ИНФРА-М. 2018.-312 с.
6. Решетникова Е. В. Сравнительно-правовой анализ судоустройства России, США и Китая // Государственная власть и местное самоуправление. — М.: Юрист, 2015, № 1. — С. 56–59