Статья:

Проблемы отграничения нарушения неприкосновенности жилища от смежных составов преступления

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(56)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Акьюлова Г.Р. Проблемы отграничения нарушения неприкосновенности жилища от смежных составов преступления // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 5(56). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/56/47275 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы отграничения нарушения неприкосновенности жилища от смежных составов преступления

Акьюлова Гульназ Рифовна
магистрант Юридического института ЮУрГУ, РФ, г. Челябинск

 

Неприкосновенность жилища — гарантированное Конституцией Российской Федерации право человека и гражданина (ст. 25), именно поэтому требуется уголовная защита данного права, которая находит отражение в ст. 139 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение неприкосновенности жилища».

При рассмотрении данного состава выделяются следующие элементы:

Основным объектом преступного посягательства выступают общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на неприкосновенность жилища.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 139 УК РФ, выражается в нарушении неприкосновенности жилища, при этом под нарушением следует понимать любое незаконное проникновение в чужое жилище. В связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод ст. 139 УК РФ была дополнена примечанием, которое раскрывает, что следует понимать под словом «жилище». Жилищем признается индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания.

Преступление будет оконченным с момента противоправного вторжения в жилое помещение любым способом (открыто или тайно), то есть состав является формальным, характеризуется прямым умыслом.

Статья 139 УК состоит из трех частей, предусматривающих основной, квали­фицированный и особо квалифицированный составы. Деяния, предусмотренные ч. 1 и 2, относятся к преступлениям небольшой тяжести, а ч. 3 — к преступлениям средней тяжести. Квалифицированный состав образован признаками применения насилия или угрозы его применения. Особо квалифицированный состав характеризуется наличием специального субъекта — лица, использующего свое служебное положение [3, с. 153].

Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации содержит ряд составов преступлений, которые близки по своим признакам к составу нарушения неприкосновенности жилища. При этом никак нельзя умалить значение квалификации преступлений, которая путем всесторонней юридическрй оценки содеянного, анализирует всю совокупность фактических обстоятельств дела и позволяет установить точное соответствие между признаками совершенного деяния и и признаками состава преступления, предусмотренного конкретной уголовно-правовой нормой [4, с. 9].

Ст. 137 УК РФ и ст. 139 УК РФ соотносятся в той части, когда незаконное собирание сведений о частной жизни лица, составляющих его личную и семейную тайну, происходит при незаконном проникновение в жилище. Объектом преступления, предусмотренного ст. 137 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие реализацию права человека на неприкосновенность его частной жизни. Предметом преступления могут быть любые сведения, информация о частной жизни, которое лицо желает сохранить в тайне [3, с. 151]. Однако сведения о частной жизни включает в себя личные и семейные тайны, а также сведения, которые лицо не скрывает. Жилище может быть использовано и для профессиональной деятельности человека, в нем проживающего. Так, например, жилище может быть использовано в профессиональных целях адвокатом, частным практикующим врачом, психологом, преподавателем и т. д. Несомненно, в жилище может храниться информация, связанная с профессиональной деятельностью и являющаяся профес­сиональной тайной. Данной нормой не охватывается незаконный сбор информации о частной жизни человека, не являющейся его личной или семейной тайной, а также информации о деловой и профессиональной сферах его жизни. Следовательно, при сборе информации в жилище, составляющей личную и семейную тайну, преступное деяние должно квалифицироваться по совокупности составов преступлений, предусмотренных ст. 137 УК РФ и ст. 139 УК РФ, так как указанное деяние не охватывается каким-либо одним составом, а содержит признаки обоих составов преступлений, а именно: нарушение неприкосновенности жилища, а также, незаконное собирание информации, составляющей личную и семейную тайну. Однако если осуществляется видеонаблюдение за жилищем извне (квазипроникновение), то данное деяние будет являться идеальной совокупностью, так как в одном действии содержатся признаки преступлений, предусмотренных ст. 137 УК РФ и 139 УК РФ. Если же преступное деяние выражается в проникновении в жилище с целью сбора информации о частной жизни человека, не относящейся к его личной и семейной тайне, то деяние должно квалифицироваться по ст. 139 УК РФ. Данный состав преступления, является смежным с составом преступления, предусмотренного ст. 137 УК РФ [1, c. 112].

Смежные преступления могут отличаться между собой по разным категориям признаков: по непосредственному объекту, форме вины, цели, мотиву, способу действий, последствий и т. д. Составы преступлений, предусмотренные ст. 139 УК РФ и ст. 137 УК РФ, различаются по непосредственному объекту преступления, так как видовой объект этих составов преступлений общий - общественные отношения, обеспечивающие конституционные права и свободы человека и гражданина. Данные составы различаются также по предмету преступления: в статье 137 УК РФ - личная и семейная тайна, в ст. 139 УК РФ — жилище и иные объекты домовладения. Кроме того, составы преступлений, предусмотренные ст. 137 УК РФ и ст. 139 УК РФ, являются смежными в случае, когда неприкосновенность частной жизни осуществляется через проникновение в помещение, являющееся местом пребывания, с целью сбора информации о личной и семейной тайне. В данном случае деяние квалифицируется по ст. 137 УК РФ, так как признак проникновения в жилище и иные объекты домовладения отсутствует.

К реальной совокупности, в которой незаконное проникновение в жилище является способом совершения другого преступления, относится наибольшее количество случаев. Например, в целях незаконного лишения свободы виновный незаконно проникает в жилое помещение. Незаконное лишение свободы совершается при помощи незаконного проникновения в жилище, после чего потерпевшего лишают возможности свободно передвигаться, например, связывают либо запирают. Данные преступления сопряжены не только с посягательством на личную свободу человека, но и с нарушением права на неприкосновенность жилища. Учитывая это, при квалификации рассматриваемых посягательств должны применяться самостоятельно нормы УК РФ о незаконном лишении свободы (ст. 127 УК РФ) и нарушении неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ). Налицо реальная совокупность преступлений: умысел виновного направлен на незаконное лишение свободы конкретного человека, но для этого необходимо проникнуть в жилое помещение, где тот находится. Однако если лицо вошло в жилище на законных основаниях, а затем совершило противоправное лишение свободы лица, то содеянное должно квалифицироваться только по ст. 127 УК РФ. Следовательно, для квалификации реальной совокупности обязательным требованием будет являться наличие всех признаков (незаконное проникновение в жилище и незаконное лишение свободы), необходимых для квалификации преступлений, предусмотренных ст. 139 УК РФ и 127 УК РФ [1, с. 112].

При квалификации нарушения неприкосновенности жилища по совокупности преступлений необходимо исключать наличие случаев учтенной в законе совокупности преступлений. Так, составы преступлений, предусмотренные ч. 2 и ч. 3 ст. 139 УК РФ, ч. 3 ст. 162 УК РФ, являются случаями учтенной в законе идеальной совокупности преступлений (преступное деяние совершается одним действием, но с наступлением разных последствий), состав преступления, предусмотренный п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, п. «в» ч. 2 ст. 161 УК РФ - учтенной в законе реальной совокупности.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в зависимости от наличия признаков, характеризующих преступное деяние, подпадающее одновременно под действие двух или несколько составов преступлений, оно может быть оценено по – разному, поэтому очень важно применение правил квалификации преступлений для правильной оценки содеянного. Если в деянии, нарушающем неприкосновенность жилища, содержатся признаки двух и более составов преступлений, содеянное квалифицируется по совокупности данных составов.

 

Список литературы:
1. Айдиев И.М. Проблемы отграничения нарушения неприкосновенности жилища от смежных составов преступления [Текст] / И.М. Айдиев // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2007. - № 4. - С. 112 — 113.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 20.10.2018, с изм. от 25.04.2018) // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»;
3. Уголовное право России. Особенная часть. Учебник / под ред. В. Н. Бурлакова, В. В. Лукьянова, В. Ф. Щепелькова; 2-е изд., перераб. — СПб.: Издательство СПбГУ, 2014. — 765 с.
4. Черненко Т. Г. Квалификация преступлений: Вопросы теории и практики: монография. - 2-е изд., перераб. и доп. / Т. Г. Черненко; Кемеровский государственный университет, 2012. - 188 с.