Статья:

Условия и предпосылки становления профессионального образования в России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(56)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Ерошенко О.В. Условия и предпосылки становления профессионального образования в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 5(56). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/56/47317 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Условия и предпосылки становления профессионального образования в России

Ерошенко Ольга Вадимовна
магистрант, Северного арктического Федерального университета им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

Многие данные, добытые историками, этнографами и т.д. помогают воссозданию полной картины, показывающей роль профессионального обучения в процессе становления общества, социализации индивида, воспитания подрастающего поколения. Сущность профессионального обучения можно разглядеть, рассматривая взаимоотношения мастера и ученика, при передаче мастерства и даже жизненного опыта.

Генезис профессионального образования невозможно рассматривать как процесс, проходящий самостоятельно, без влияния множества факторов. Развитие проходило стадии в прямой взаимосвязи с политическим, экономическим, социальным развитием государства.

Начальный период становления профессионального образования характеризуется появлением нескольких уровней профессионального обучения. Возникают первые школы, подготавливающие квалифицированные кадры. Начинается осмысление теоретической части обучения.

Семнадцатый век в истории России занимает особое место. Его называют началом нового периода в русской истории, так как во всех сферах появились новые тенденции. С появлением капиталистических явлений: возникновением мелкотоварного производства, ростом городского населения, специализацией районов, ростом числа ремесленных специальностей, появлением мануфактур, – меняется и само явление профессионального обучения. Проблема подготовки квалифицированных кадров начинает стоять наиболее остро. Появляются посольские, лекарские, типографские школы.

Ускоренному развитию промышленности и торговли способствовала внутренняя и внешняя политика правительства с ее характерными чертами; покровительством мануфактурщикам и купцам, ограждением их от иностранной конкуренции, строительством государственных заводов, которые играли роль носителей производственной и технической культуры. Уже несколько веков в Россию приглашались иностранные специалисты, но вскоре и они не могли полностью удовлетворить потребности государства.

Итак, выделяется противоречие между возросшими потребностями в трудовых кадрах и способностью государства обеспечить их необходимую подготовку. Решение возникшей из данного противоречия проблемы определяет настоятельную необходимость реформы образования.

Многое в истории России меняется с приходом XVIII века. Для политической, экономической, социальной и культурной сферы данный период является переломным. Происходит довольно резкий переход к гражданскому обществу. Петр I «прорубил окно в Европу», освободив тем самым путь к достижениям европейской культуры и образования. В русском государстве получают признание образованность и ученость. Начинается развитие педагогической мысли.

Огромную роль в развитии профессионального образования отводят Петру I. Именно благодаря его инициативе появлялись первые учебные заведения. Он также определил цели и задачи, связанные с развитием образовании в России в целом.

Военная обстановка, в которой находилась Россия в начале XVIII века, требовала преобразование армии и флота. Для данных преобразований требовалось создание государственной системы профессионально-технического образования.

Указом Петра I от 14 января 1701 года была создана Навигацкая школа. Она стала одним из первых учебных заведений, сочетавших в себе не только специальную подготовку, но и достаточный перечень общеобразовательных дисциплин. Учебные заведения, основанные позднее, вели свою подготовку по принципу данной школы [4].

Отечественная промышленность также требовала квалифицированные кадры. Петр I для этого сделал несколько шагов: началась подготовка кадров из числа русских людей за рубежом, дал толчок для развития профессионального и реального образования [3].

Университетского образования в России еще не существовало, и развитие шло по пути, для которого требовались специалисты, способные к определенной практической деятельности.

Мануфактурное производство достигает своего пика в XVIII веке. Именно при мануфактурах начинают возникать ремесленные школы. Открывали профессиональные школы в России и иностранцы [1].

В первой половине XVIII века началось грандиозное строительство горных предприятий, находившихся по большей части на Урале. Вместе с ними возникают горнозаводские училища. Первые профессиональные горнозаводские школы открыл В.И. Геннин. В своем труде он подробно описал процесс организаций данных учебных заведений [2].

В 1725 году Петр Великий умирает, после чего наступает эпоха, прозванная историками эпохой дворцовых переворотов. Власть сменяется моментально, перекочевывая из рук в руки. Многие вопросы в Российской империи не удостаиваются должного внимания. В том числе и вопрос профессионального образования. Большинство учреждений было закрыто, не хватало бюджетных средств. К середине XVIII века работоспособными оставались лишь двадцать процентов учреждений. Количество человек, окончивших профессиональные учреждения, упало почти в 10 раз по сравнению с 1716-1722 годом.

Приемники Петра проводили политику, ограничивающую доступ к образованию. Нередко происходило так, что в учебное заведения поступали только лица титулованные. Не была выстроена законодательная база, которая смогла бы контролировать данный процесс.

Государственная власть не проявляла инициативы, не предпринимала особых действий, для изменения сложившейся ситуации. Господствующие классы имели доступ к образовательным услугам, для низших слоев оно оставалось малодоступным. Некоторые передовые деятели общества были обеспокоены таким положением дел. Но в тот момент общественная инициатива была почти незаметна.

Формирование внутреннего рынка и дальнейшее создание мануфактур были факторами, определяющие тенденции экономического развития Российской империи во второй половине XVIII века. Все более четко вырисовывалась картина отставания Российской империи от европейских государств. Нарастал кризис крепостной системы.

После вступления на престол Екатерины II, начался подъем школьного образования. Появляется множество проектов, которые направлены на развитие народного образования, на открытие новых учебных заведений: народных школ и училищ. Большое влияние в тот период оказывало французское просвещение, переносящее французскую педагогическую традицию. Немалую роль играла и немецкая школа, в то время развивающаяся несколько быстрыми темпами.

Появление общественных инициатив также сыграло свою роль. Некоторые промышленники обращались с просьбами открыть специальные учебные заведения. Особенно потребность в кадрах ощущалась в такой индустрии как горное дело. Промышленники обязывались выплачивать определенную сумму на содержание данных учебных заведений, в виде специального налога. Такими примерами могут послужить училища, открытые в Петербурге и в городе Барнаул.

Росло количество мануфактурных производств. К концу XVIII века число мануфактур перевалило за тысячу. Дворянство начинает проявлять инициативу в создании новых предприятий. В последствии начинают образовываться новые промышленные центры такие как Башкирия, Сибирь, Урал. И данные предприятия в основном имели частный характер.

Также за время правления Екатерины II в разы увеличилось количество главных училищ. С ростом числа училищ, востребованы стали учительские кадры, дефицит которых заметно ощущался. Так как данный вопрос стоял наиболее остро, императрица лично занималась им. Именно Екатерине второй принадлежит заслуга в начале становления педагогического образования. По ее инициативе в 1786 году была открыта Учительская семинария в Москве, на базе Московского университета [5].

В целом реформы, проходившие в течение XVIII века, значительно повлияли на развитие системы образования в целом. Начался переход к такому типу образования, который отвечал экономическому состоянию государства и социальным потребностям. Но все также остро стояла проблема элитарно-сословного характера образования. Самые низшие слои так и не имели полный доступ ко всем его ступеням. Несмотря на все проблемы, тормозящие процесс распространения профессионального образования в массах, начинает складываться сословно-профессиональное образование. Каждое сословие имело возможность начать обучение в своих образовательных учреждениях. Также к концу XVIII века так и не была создана единая система народного образования и должным образом не выстроена система административного управления учебными учреждениями.

 

Список литературы:
1. Вашкау Н.Э. Школы в немецких колониях Поволжья 1764-1917 гг. - Волгоград, 1998
2. Геннин В.И. Описание Уральских и Сибирских заводов. - М., 1937. - С.101
3. Гусев К.В., Розов С. Кадры советской науки. - М., 1982. - С.5; Очерки школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII - XIX в. / Отв. ред. М.Ф. Шабаева. - М., 1973. - С. 88-90 
4. ПСЗ. - Т.З. - № 1674, №1675.30 января 1699 г.
5. Рождественский С.В. Из истории учебных реформ императрицы Екатерины II. - СПб., 1909. - С. 137.