Статья:

Роль ислама в политическом развитии арабского региона после второй мировой войны

Конференция: CXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Кихтенко А.Е. Роль ислама в политическом развитии арабского региона после второй мировой войны // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(111). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(111).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль ислама в политическом развитии арабского региона после второй мировой войны

Кихтенко Анастасия Евгеньевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Назаров Сергей Васильевич
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

После окончания Второй мировой войны, получившие независимость арабские страны, начали пытаться справиться со своими внутренними и внешними проблемами самостоятельно. Для более успешного восстановления и развития государств, было принято решение о начале ведения интеграционных процессов, что способствовало бы повышению политического авторитета и развитию социально-экономических отношений. Но это не могло быть осуществлено, так как у каждой страны были свои, отличные от других, проблемы, и решить каждую из них вместе просто не представлялось возможным. Да и методов интеграции стран еще не было разработано.

В регионе наблюдалось развитие арабского национализма сразу же после окончания Второй мировой войны. На его основе и планировалось начать объединительные процессы. Но позже стало ясно, что сам арабский национализм не только не смог объединить арабов, но и столкнулся с рядом проблем, связанных с самим понятием «национализм», выступающим как камень преткновения.

Так 29 ноября 1947 г. Генеральной Ассамблеей ООН было принято решение, на основе национального признака, на территории Палестины создать два государства. Одно еврейское, а другое арабское. Иерусалим переходил под контроль ООН. И в 1948 г. образовалось новое государство под названием Израиль [1, с. 34]. Но тут же была начата первая арабо- израильская война, которая была проиграна арабами.

Поэтому еще после распада Объединенной Арабской республики в 1961 г., поражения в шестидневной войне 1967 г., стало ясно, что национализм не оправдывает возложенных на него надежд [5, с. 381]. Союз Египта и Сирии не был успешен, что, в свою очередь, также дало понять о неготовности арабского национализма к интеграции. В Сирии и Ираке фактором нестабильности выступили курды, а в Северной Африке сложным был «берберский» вопрос. Справиться с таким количеством проблем было просто невозможно. Поэтому арабский национализм постепенно стал страновым.

Первым событием, подтверждающими это, стало заключение сепаратного мира Египта и Сирии. Другим случаем был раскол партии Ирака на сирийскую и иракскую, что стало больше похоже на характеристику режима, чем на политику укрепления единства. Еще одним событием стало то, что большинство арабских стран обратило свое внимание на сторону Черной Африки, что априори не могло являться добрым намерением.

Именно в 1970-1980 гг.  при изменении ведущей тенденции политики с арабского национализма на страновую и появляются исламские политические силы, призывающие к порядку на основе своей веры. Эти годы стали временем появления политического ислама. И первой крупной, а соответственно, и наиболее известной организацией были «Братья-мусульмане» (Ихван аль-Муслимун) («Братья-мусульмане», террористическая организация, деятельность которой запрещена в России).

Свою деятельность на арабском Востоке «Братья-мусульмане» Братья-мусульмане», террористическая организация, деятельность которой запрещена в России)начали еще в 1928 г., а отцом-основателем стал учитель Хасан аль-Банна в Исмаилии (Египет) [4, с. 117]. Спустя 26 лет, в 1954 году ими была осуществлена неудачная попытка покушения на президента Гамаля Абдель Насера. После чего религиозно- политическое движение «Братьев-мусульман» в Египте было запрещено законом.

Пройдет еще 30 лет, и все та же организация уже будет избираться в парламент. Но было одно обстоятельство, не позволяющее им выступать открыто – это был закон о запрете организации, опубликованный в 1954 г. Поэтому отсутствие легального статуса вынуждало их выступать по спискам зарегистрированных партий, либо независимыми кандидатами.

Мусульмане стремились к утверждению исламского порядка и подчинения, а также осуществлению, как и планировалось раньше, объединения исламских государств. У них было свое видение ситуации вокруг, поэтому начиная с 1970 гг. они активизируют пропаганду и вооруженную борьбу против действующего правительства, опираясь на силы граждан, недовольных проведением безуспешной экономической политикой и секуляризмом. Позднее радикально настроенные активисты «Братьев-мусульман» создали палестинское исламистское движение ХАМАС, правящее в секторе Газа [3, с. 93].

Вообще исламское движение получило выражение в двух направлениях: суннитском и шиитском, в зависимости от принадлежности и формы правления. Такие объединения, находящиеся в оппозиции и называющиеся НРПО (неправительственные религиозно-политические организации), ставят перед собой задачу: свержения, либо политико-государственного самоопределения мусульман с помощью насильственных или вооруженных действий. Среди населения такие организации пользовались поддержкой и имели высокий авторитет, поэтому довольно быстро становились популярны. В число таковых организаций входили, например, Братья-мусульмане Братья-мусульмане», террористическая организация, деятельность которой запрещена в России)(во многих арабских странах), Хезболла (в Ливане), ХАМАС (Палестина) и другие.

Радикализм исламских группировок был направлен не только в сторону Запада, либо какой-то отдельной страны. Он распространялся больше по идеологическим принципам и методам реализации политического курса. Например, салафиты и ваххабиты придерживались установок «свой-чужой», пользуясь методом «такфира» (обвинения в безбожии) и провозглашая смерть за «куфр» (неверие), причисляя к таковым всех верующих, исповедующих не ислам. Такое направление в исламском движении породило множество радикальных террористических организаций, в том числе одну из самых известных - Аль-Каиду.

В настоящее время на арабском востоке наблюдается активизация сил политического ислама, что связывается с внутренним обострением противоречий в социально-экономическом и политическом развитии стран, а также нерешенности проблемы арабо-израильского конфликта [2, с. 198]. И эту ситуацию довольно сложно разрешить, потому что она требует больших затрат и четко сформулированного плана по повышению уровня доходов местного населения, а также снятию агрессии со стороны оппозиции и приведению их в умеренное сопротивление.

Таким образом, в послевоенный период страны арабского региона получили независимость, что побудило их к началу решения своих внутренних и внешних проблем. Рассмотренные методы интеграции стран и направление их политического развития. В условиях складывающейся политической ситуации на арабском востоке довольно сложно определить направление политики в ближайшем будущем. На данный момент власть этих государств опирается на мощный аппарат спецслужб и армию, которые осуществляют контроль за политической деятельностью как внутри, так и за пределами государства, в том числе за исламскими организациями. Поэтому очень важно руководителям стран определить, что же может принести наибольший вред их власти и государству: политическое сотрудничество с «умеренным» исламом, либо наоборот противодействие ему.

 

Список литературы:
1. Hirschkind, Charles The ethical soundscape: cassette sermons and Islamic counterpublics / Charles Hirschkind. - New York: Columbia univ. press, cop. 2006. - 270 с.
2. Борисов А. Б. Арабский мир: прошлое и настоящее. - М.: ИВ РАН, 2002. -253 с.
3. Модестов С. А. Геополитика ислама. - М.: Молодая гвардия, 2003. – 190 с.
4. Труевцев К.М. Арабский мир в ХХ веке: развитие национальной идеи // Полития. 2003. №3. С. 104-118.
5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон; Пер. с англ. Т. Велимеева. Ю. Новикова. — М: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 603с.