Статья:

Правовое регулирование франчайзинга в странах ближнего и дальнего зарубежья

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(58)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Викторов И.И. Правовое регулирование франчайзинга в странах ближнего и дальнего зарубежья // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 7(58). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/58/47948 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое регулирование франчайзинга в странах ближнего и дальнего зарубежья

Викторов Иван Иванович
магистрант Среднерусского института управления – РАНХиГС при президенте РФ, РФ, г. Орёл

 

LEGAL REGULATION OF FRANCHISING IN THE COUNTRIES OF NEAR AND FAR AWNS

 

Ivan Viktorov

Master student of the Central Russian Institute of Management - RANEPA at the President of the Russian Federation, Russia, Orel

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены правовые акты регулирования франчайзинга в разных странах. Изучены права и обязанности франчайзи и франчайзеров в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Abstract. His article discusses the legal acts regulating franchising in different countries. Studied the rights and obligations of franchisees and franchisors in the countries of near and far abroad.

 

Ключевые слова: франчайзинг; франшиза; франчайзинговые отношения; правовое регулирование франчайзинга.

Keywords: franchising; franchise; franchise relationships; legal regulation of franchising.

 

В настоящее время в современном мире наблюдается повышение интереса к вопросам правового регулирования франчайзинговых отношений.

Франчайзинг достаточно широко распространен, в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья, и пользуется популярностью среди начинающих бизнесменов, так как предлагает простые доступные схемы организации собственного дела на основе ресурсов и опыта компании. В зарубежных странах, по разному регулируют франчайзинговые отношения, но основные принципы франчайзинга везде универсальны. Так же следует отметить, что правовое регулирование франчайзинга осуществляется специальным законодательством, например в Бельгии, Франции, Китае, Молдове и т.д, или же общими нормами гражданского и договорного права, например в России, Германии, Великобритании, такой модели уделяется особое место в правовом регулировании на федеральном уровне.

Следует отметить, что США считают местом, где зародился франчайзинг.

Правовое регулирование франчайзинга в США осуществляют Федеральная торговая комиссия, это независимое правительственное агентство, которое защищает права потребителей. В США регулирование франчайзинга осуществляется на федеральном уровне и на уровне штатов.

Данная организация обязывает каждого франчайзера иметь документ, который раскрывает информацию о франшизе. Потенциальный  франчайзи, обязан ознакомится с данным документом до подписания контракта и перевода средств франчайзеру. Если данное условие не будет соблюдено, то с франчайзером будет судиться федеральное правительство или правительство штата, на территории которого он осуществляет свою деятельность.

Как отмечают некоторые исследователи практики франчайзинга за рубежом, законы штатов о раскрытии информации обычно содержат в своем названии слово «франшиза» или «франчайзинг», но собственно франшизных отношений они не регулируют [1]. Их действие, как правило, ограничивается дофраншизными отношениями сторон и заключением соглашения.

Францию по праву на современном этапе, следует считать одним из лидеров на европейском рынке франчайзинга. Франчайзинг во Франции, ориентирован на  международную деятельность.

Во Франции регулирование франчайзинга осуществляется специализированным нормативным актом – Законом «О развитии коммерческих торговых предприятий и улучшении их экономического, правового и социального окружения», который был принят в 1989 году. В данном законе содержатся два основных требования:

  1. Франчайзер обязан предоставлять потенциальному франчайзи информацию о франшизе, как минимум за 20 дней до подписания франчайзингового договора,
  2. Информация должна содержать исчерпывающие данные о предложенной франшизе, которые позволят другой стороне принять взвешенное и максимально объективное решение [3].

Франчайзер обязан предоставить будущему партнеру список предварительной информации, в данном списке должны содержаться подробные сведения о сети, ее истории, входящих в нее предприятиях, финансовых условиях контракта и так далее. У Франчайзи есть двадцатидневный срок, в течении которого он может подписать либо отвергнуть контракт. Законом также предусмотрен штраф в качестве наказания за несоблюдение правил подачи информации.

Франчайзинг в Японии появился в 1958 году. Япония является одной из немногих стран, где процедура франчайзинга обязательно сопровождается лицензированием и строгим соблюдением законодательства страны. В основе отношений франчайзи и франчайзера лежит договор франчайзинга. Отношения между партнерами регулируются с помощью специального закона «Medium-Small Retail Business Promotion Act». В данном законе прописаны основные правила взаимодействия компании и предпринимателя, основные положения о льготном налогообложении, защите прав франчайзи и франчайзеров, а также прописаны основные положения помощи малому и среднему бизнесу.

Надзор за сферой франчайзинга в Японии осуществляется министерством юстиции, министерством экономики, труда и промышленности, а так же японской ассоциацией франчайзинга. Следует отметить, что большая часть франчайзеров в Японии являются акционерными обществами, они платят налог на прибыль и налог на имущество.

В отношении законодательства о франчайзинге в странах ближнего зарубежья, то рассмотрим опыт Молдавии и Казахстана.

В Молдавии специализированный закон о франчайзинге появился еще в 1997 году – Закон «О франчайзинге». В данном законе франчайзинг определяется как система договорных отношений между организациями, в которых франчайзер, предоставляет франчайзи, право на производство или продажу определенную продукцию, оказание услуг от имени и под товарным знаком франчайзера, а также право на пользование его организационной и технической помощью. В качестве сторон данных отношений могут выступать местные физические и юридические лица, но и иностранные физические и юридические лица. Однако кроме специального закона о франчайзинге в Молдавии эту сферу регулируют ряд других нормативных актов.

Отношения, которые не попадают под действие нормативных актов, регламентируются непосредственно самими договорами франчайзинга, предписания которых не должны противоречить действующему законодательству Республики Молдова.

Франчайзинговые отношения в Казахстане регулируются специальным нормативным актом, Законом Республики Казахстан «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)». Этот документ, содержит в себе несколько положений, которые не встречаются в Российском законодательстве.

Во-первых, определен целый комплекс исключительных прав, это права на объекты интеллектуальной собственности;

Во-вторых, франчайзинг определяется как комплексная предпринимательская лицензия, то есть предпринимательская деятельность, при которой правообладатель комплекса исключительных прав предоставляет его в пользование на возмездной основе другому лицу;

В-третьих, помимо франчайзера и франчайзи в нормативных актах Казахстана есть третье лицо, лицензионный брокер – это юридическое или физическое лицо, которое осуществляет посредническую деятельность при заключении и исполнении договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) [2].

Так же еще одной интересной особенностью данного закона является наличие мер государственной поддержки данной модели бизнеса. Например, субъектам франчайзинговых отношений предоставляются льготы и гарантии; оказываются консультационные услуги по вопросам, связанным с осуществлением франчайзинговой деятельности; регистрация и защита комплекса исключительных прав.

Таким образом, следует отметить, что зарубежный опыт в сфере франчайзинга может быть весьма полезен для совершенствования Российской законодательной системы регулирования франчайзинга.  Однако, нужно признать, что даже самые успешные практики не могут быть внедрены путем простого импорта норм, а нуждаются в существенной адаптации в реалиях бизнес-практики нашей страны и в закреплении в системе действующего Российского законодательства.

 

Список литературы:
1. Енушкевич И.П. Коммерческая концессия (франчайзинг).– М.: Центр, 2016. – 144 с.
2. Сосна, С.А., Васильева, Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. М.: ИКЦ «Академкнига». - 2015. – 94 с.
3. Семений, Ю. Законодательное регулирование франчайзинга в разных странах мира // Информационно-аналитический портал «Commercial Property Online» http://www.konnov.com/file/1170714487092/55-57.pdf  (дата обращения 30.01.2019)