Роль социологического образования в профессиональном становление молодого специалиста
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(59)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(59)
Роль социологического образования в профессиональном становление молодого специалиста
Аннотация. Статья посвящена вопросам профессионального становления молодых специалистов - выпускников высших учебных заведений.
Ключевые слова: выпускник, молодой специалист, профессиональная подготовка, становление.
В современных условиях образование является одним из самых важных процессов в обществе.
Образование, сохраняет за собой роль в сохранении фундаментальной науки, развитии прикладных наук, формировании гармонично развитых личностей, необходимых для устойчивого развития общества. Сегодня социология является той сферой знаний, которая даёт разъяснения в вопросах насущной жизни, глобальных проблемах, в целом об обществе и его будущем развитие.
Любая другая наука не может сравниться с социологией, по тому качеству исследований, которые проводятся в различных сферах жизни людей и общественных отношений.
В высших учебных заведениях за рубежом, гуманитарным дисциплинам отдоится более четверти времени, вне зависимости от профессиональной сферы.
О значимости социологического образования говорили еще такие классики как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.
В настоящее время современные исследователи отмечают, что социологические знания необходимы для преодолении острых кризисов социальной системы.
Сегодня перед Российским обществом поставлен ряд задач по модернизации общества, в соответствие со стратегией развития информационного общества, главными задачами являются: повышение качества образования; развитие науки, техники и технологий; подготовка квалифицированных кадров, а также сохранение многонациональной культуры народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитие системы культурного и гуманитарного просвещения.
Предполагается, что после решения выделенных задач с помощью определённых направленных программ произойдёт модернизация экономики и общественных отношений, будут предоставлено обеспечение конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития.
Именно здесь социология необходима, так как она направлена на достижение определенных целей. Целями выступают определенные ресурсы, капиталы, а именно — экономический, политический, культурный и научный.
Основным препятствующим фактором считается социальная структура российского общества, проявляющаяся в слабости социальных идентичностей. В частности, это выражается в высокой степени социального расслоения, приводящего к разобщенности людей, невозможности сформулировать общие интересы (в рамках различных социальных групп наблюдается большая степень дифференциации подгрупп). [2,60]
Оценку готовности российского общества к модернизации, авторы аналитического доклада сделали вывод, что в российском обществе нет единства в интерпретации направления и основной идеи предстоящей модернизации. [2,19]
На российском рынке труда «информациональные» профессионалы составляют меньшинство, но при этом социальное обесценивание профессионалов «индустриального» типа уже налицо.
Оно проявляется, прежде всего, в низком престиже профессий, связанных с материальным производством. [2,68]
Высшее учебное заведение создает капитал общества в его интеллектуальном значение. По мнению Жака Делора, университеты в 21 веке обретают свою первоначальную функцию, сохранение универсальных ценностей и наследия культуры. Важно, что учебные заведения выполняют важные культурные функции, а именно изучение теории и прикладных аспектов науки, работа над научными исследованиями, развитие личности студента.
В образовательном процессе профессионального обучения в вузе отношение «человек - профессия», которое до сих пор определялось только представлениями личности о выбранной профессии (не всегда исчерпывающими, часто инфантильными, идеализированными), начинает осваиваться необходимостью включения этой личности в активную, практическую деятельность, формирования себя как профессионала, субъекта профессионального отношения.
На этом этапе начинает складываться образ «Я - как профессионал, развивается», формируется профессиональная самоидентичность.
Однако в современной отечественной высшем образовании, по мнению специалистов, имеет место кризис профессиональной идентичности студенческой среды. Это проявляется в определенных способах адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности, а также в повышенной тревожности и неуверенности в себе, своем профессиональном будущем выпускников вузов и молодых специалистов.
Влияние на мировоззрение личности студента, на его менталитет оказывается в образовательном процессе как непосредственно с помощью гуманитарных дисциплин, так и опосредованно. [1,37]
Подчеркивается, что изучение гуманитарных дисциплин является незаменимым средством формирования ценностно-смысловой базы будущего специалиста, социально важных свойств личности. [4,14]
Гуманитарные науки, на взгляд Шафигуллиной Е. В., обладают большим потенциалом в формировании социальной ответственности студентов. [6,306]
Современному российскому обществу нужен не конкурентный товар на международном рынке труда, а патриот, способный внести вклад в развитие отечественной экономики.
Исходя из этого, формируется роль гуманитарных дисциплин: «они дают основу научного мировоззрения, понимание содержания общественной жизни и ее закономерностей, формируют патриотизм, гражданственность и правовое сознание, развивают способность к самостоятельному творческому мышлению и общению, определяют общий культурный уровень технической интеллигенции». [3,50]
Сегодня в ряде высших учебных заведений происходит недооценка гуманитарных дисциплин, несмотря на то, что это дисциплины, формирующие человека, его идеалы, мировоззрение, являются фундаментом, на базе которого формируется основа интеграции общекультурных и профессиональных компетенций, общая и профессиональная культура специалиста, общекультурные навыки трудовой деятельности.
Обобщая рассмотрение теорий, отражающих особенности профессионального становления личности, стоит отметить, что профессионализация традиционно интерпретируется как длительный, многоаспектный процесс, детерминированный особенностями биологического, психического, социального и собственно личностного развития человека.
Сегодня российское общество находится на стыке преобразований.
Эти преобразования затрагивают в меньшей доле экономическую сторону жизни, чем культурно-нравственную и идеологическую.
Именно в такое время, решающую роль играет социологическая наука, так как она рассматривает значимые вопросы и дает те необходимые сведения.
Таким образом, можно сделать вывод что, профессиональное становление несет комплексный характер, и успех молодого специалиста зависит не только от качества полученных в ходе образования знаний, но и от условий, где выпускники-молодые специалисты начинают строить свою карьеру.
По мнению многих исследователей, выявлены объективные трудности на первичном этапе профессиональной деятельности молодых специалистов, и также проблемы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в вузе.
Существует необходимость взаимодействия практических органов и высших учебных заведений, недостатки в государственно-правовом регулировании закрепления молодых выпускников в современных организациях, не совершенность систем поощрения и наказания, слабое использование социальных методов воспитания молодых специалистов.