Статья:

Роль социологического образования в профессиональном становление молодого специалиста

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(59)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Филиппова А.В. Роль социологического образования в профессиональном становление молодого специалиста // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 8(59). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/59/48066 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль социологического образования в профессиональном становление молодого специалиста

Филиппова Алина Викторовна
магистрант, Российский государственный социальный университет, РФ г. Москва

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам профессионального становления молодых специалистов - выпускников высших учебных заведений.

 

Ключевые слова: выпускник, молодой специалист, профессиональная подготовка, становление.

 

В современных условиях образование является одним из самых важных процессов в обществе. 

Образование, сохраняет за собой  роль в сохранении фундаментальной науки, развитии прикладных наук, формировании гармонично развитых личностей, необходимых для устойчивого развития общества.  Сегодня социология является той сферой знаний, которая даёт разъяснения в вопросах насущной жизни, глобальных проблемах, в целом об обществе и его будущем развитие.

Любая другая наука не может сравниться с социологией, по тому качеству исследований, которые проводятся в различных сферах жизни людей и общественных отношений.

В высших учебных заведениях за рубежом, гуманитарным дисциплинам отдоится более четверти времени, вне зависимости от профессиональной сферы.

О значимости социологического образования говорили еще такие классики как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.

В настоящее время современные исследователи отмечают, что социологические знания необходимы для преодолении острых кризисов социальной системы.

Сегодня перед Российским обществом  поставлен ряд задач по модернизации общества, в соответствие со стратегией развития информационного общества, главными задачами являются: повышение качества образования; развитие науки, техники и технологий; подготовка квалифицированных кадров, а также  сохранение многонациональной культуры народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитие системы культурного и гуманитарного просвещения.

Предполагается, что после решения выделенных задач с помощью определённых направленных программ произойдёт модернизация экономики и общественных отношений, будут предоставлено обеспечение конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития.

Именно здесь социология необходима, так как она направлена на достижение определенных целей. Целями выступают определенные ресурсы, капиталы, а именно — экономический, политический, культурный и научный.

Основным препятствующим фактором считается социальная структура российского общества, проявляющаяся в слабости социальных идентичностей. В частности, это выражается в высокой степени социального расслоения, приводящего к разобщенности людей, невозможности сформулировать общие интересы (в рамках различных социальных групп наблюдается большая степень дифференциации подгрупп). [2,60]

Оценку готовности российского общества к модернизации, авторы аналитического доклада сделали вывод, что в российском обществе нет единства в интерпретации направления и основной идеи предстоящей модернизации. [2,19]
На российском рынке труда «информациональные» профессионалы составляют меньшинство, но при этом социальное обесценивание профессионалов «индустриального» типа уже налицо.

Оно проявляется, прежде всего, в низком престиже профессий, связанных с материальным производством. [2,68]

Высшее учебное заведение создает капитал общества в его интеллектуальном значение. По мнению Жака Делора, университеты в 21 веке обретают свою первоначальную функцию, сохранение универсальных ценностей и наследия культуры. Важно, что учебные заведения выполняют важные культурные функции, а именно изучение теории и прикладных аспектов науки, работа над научными исследованиями, развитие личности студента.

В образовательном процессе профессионального обучения в вузе отношение «человек - профессия», которое до сих пор определялось только представлениями личности о выбранной профессии (не всегда исчерпывающими, часто инфантильными, идеализированными), начинает осваиваться необходимостью включения этой личности в активную, практическую деятельность, формирования себя как профессионала, субъекта профессионального отношения.

На этом этапе начинает складываться образ «Я - как профессионал, развивается», формируется профессиональная самоидентичность.

Однако в современной отечественной высшем образовании, по мнению специалистов, имеет место кризис профессиональной идентичности студенческой среды. Это проявляется в определенных способах адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности, а также в повышенной тревожности и неуверенности в себе, своем профессиональном будущем выпускников вузов и молодых специалистов.

Влияние на мировоззрение личности студента, на его менталитет оказывается в образовательном процессе как непосредственно с помощью гуманитарных дисциплин, так и опосредованно. [1,37]

Подчеркивается, что изучение гуманитарных дисциплин является незаменимым средством формирования ценностно-смысловой базы будущего специалиста, социально важных свойств личности. [4,14]

Гуманитарные науки, на взгляд Шафигуллиной Е. В., обладают большим потенциалом в формировании социальной ответственности студентов. [6,306]

Современному российскому обществу нужен не конкурентный товар на международном рынке труда, а патриот, способный внести вклад в развитие отечественной экономики.

Исходя из этого, формируется роль гуманитарных дисциплин: «они дают основу научного мировоззрения, понимание содержания общественной жизни и ее закономерностей, формируют патриотизм, гражданственность и правовое сознание, развивают способность к самостоятельному творческому мышлению и общению, определяют общий культурный уровень технической интеллигенции». [3,50]

Сегодня в ряде высших учебных заведений происходит недооценка гуманитарных дисциплин, несмотря на то, что это дисциплины, формирующие человека, его идеалы, мировоззрение, являются фундаментом, на базе которого формируется основа интеграции общекультурных и профессиональных компетенций, общая и профессиональная культура специалиста, общекультурные навыки трудовой деятельности. 

Обобщая рассмотрение теорий, отражающих особенности профессионального становления личности, стоит отметить, что профессионализация традиционно интерпретируется как длительный, многоаспектный процесс, детерминированный особенностями биологического, психического, социального и собственно личностного развития человека.

Сегодня российское общество находится на стыке преобразований.

Эти преобразования затрагивают в меньшей доле экономическую сторону жизни, чем культурно-нравственную и идеологическую.

Именно в такое время, решающую роль играет социологическая наука, так как она рассматривает значимые вопросы и дает те необходимые сведения.

Таким образом, можно сделать вывод что, профессиональное становление несет комплексный характер, и успех молодого специалиста зависит не только от качества полученных в ходе образования знаний,  но и от условий, где выпускники-молодые специалисты начинают строить свою карьеру.

По мнению многих исследователей, выявлены объективные трудности на первичном этапе профессиональной деятельности молодых специалистов, и также проблемы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в вузе.

Существует необходимость взаимодействия практических органов и высших учебных заведений, недостатки в государственно-правовом регулировании закрепления молодых выпускников в современных организациях, не совершенность систем поощрения и наказания, слабое использование социальных методов воспитания молодых специалистов.

 

Список литературы:
1. Бабошина Е.Б. Культурологические ориентиры высшего профессионального образования (на примере естественнонаучного образования) // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2005. № 1 (7). С. 37.
2. Горшков М.К., Тихонова Н.Е., Крумм Р. Готово ли российское общество к модернизации? / Под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, Н.Е. Тихоновой. М. : Издательство «Весь Мир», 2010. - 344 с.
3. Ольштынский, Л.И. Место гуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения // Высшее образование сегодня. 2008. № 4. С. 50-53.
4. Пиралова О.Ф. Социально-гуманитарные дисциплины и социально-профессиональное становление инженеров // Инновационные технологии в высшем и профессиональном образовании: матер. науч. межд. конф. – о. Тенерифе (Испания). 2009. С. 14–16.
5. Смирнова 3. В. Университетская гуманитарная среда как условие воспитания личности будущего специалиста: Авт. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Саратов, 2001.-25 с.
6. Шафигуллина Е. В. Значимость дисциплин гуманитарного цикла в современном образовательном пространстве // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.  Издательство: Научно-информационный издательский центр и редакция журнала "Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук" (Москва). 2010. № 3. С. 305-308.