История и основные тенденции развития танцевального спорта на современном этапе
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(5)
Рубрика: Искусствоведение
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(5)
История и основные тенденции развития танцевального спорта на современном этапе
В настоящей статье рассматривается история развития спортивного бального танца, и делается попытка сформировать основные тенденции в развитии танцевального спорта на современном этапе.
Развитие физической культуры и туризма на современном этапе характеризуется появлением новых, актуальных и нетрадиционных видов спорта. В настоящее время одним из наиболее активно формирующихся видов является спортивный бальный танец. Который в своем историческом развитии представляет с одной стороны хореографическое искусство, а с другой – синтез искусства и спорта [2].
В последние годы проблема баланса спорта и искусства в бальных танцах обрела особенную актуальность и позволила стать массовым видом спорта, который в последние десятилетия пользуется возрастающим вниманием со стороны как теоретиков, так и практиков танцевального искусства (например: П.П. Дорохов, С.В. Акуленок, М.А. Терехова, Е.В. Путинцева) [7].
Цель нашей работы проанализировать историю развития спортивного бального танца и сформировать основные тенденции в развитии танцевального спорта на современном этапе.
Уникальная история бальных танцев во многом определила их популярность, как соревновательного вида спорта, так и способа отдыха.
Слово «бал» пришло в русский язык из французского и, в свою очередь, уходит к латинскому ballare, что в переводе обозначает – «танцевать». Изначально бальные танцы были светскими имеющими народно-исторические корни и исполняемыми знатью во время празднеств и торжеств [1].
Каждая историческая эпоха имела свой танцевальный стиль и репертуар, которому отдавалось предпочтение при проведении балов. В основном, характер бальных танцев, в том виде, в котором мы знаем их в настоящее время, складывался в Англии в период с конца XVIII по начало XIX века. Будучи привилегией великосветского общества, они исполнялись во время танцевальных раутов на приемах в высших кругах. И только в конце XIX начале XX века бальные танцы потеряли свою элитарность и стали популярны среди низших слоев общества, которые посещали публичные танцевальные залы или «общественные ассамблеи». В это же время в европейскую танцевальную культуру начинают проникать латиноамериканские и африканские традиции, что существенно меняет не только зрительный, ритмический ряд, но и особенности движений. Благодаря этому синтезу европейская танцевальная культура обогатилась эксцентрической латиноамериканской чувственностью и африканской оригинальностью. Искусная шлифовка европейской школы не уничтожила самобытные корни, а лишь придала им элегантности и изящества.
Возникновение Совета по бальным танцам в Англии в 20 годах прошлого века привело к тому, что были стандартизированы такие танцы, как вальс и танго, быстрый и медленный фокстрот, стали проводиться конкурсы по специальной программе, а бальные танцы разделились на спортивные и социальные. В дальнейшем, помимо европейской, возникла еще одна программа, включившая пять латиноамериканских танцев. Для проведения соревнований в программы были отобраны те танцы, которые были интересны как эмоциональным и ритмическим музыкальным сопровождением, так и с помощью которых можно было создать неповторимый и оригинальный художественный образ [4].
В связи с появлением и возросшей популярностью танцев, исполняемых индивидуально, бальные танцы постепенно были вытеснены с социальных танцевальных площадок и преимущественно стали существовать как спортивные.
В процессе исторического развития из всего многообразия различных танцев экстрагировалось всего десять, которые на современном этапе составляют конкурсную программу. Сначала это были пять танцев европейской программы (медленный вальс, танго, медленный фокстрот, быстрый фокстрот или квикстеп, позднее присоединился венский вальс), а в конце 40-х гг. ХХ в. к ним подключились пять танцев латиноамериканской программы (ча-ча-ча, самба, румба, пасадобль, джайв) [5].
Для выявления основных тенденций в развитии танцевального спорта на современном этапе нами был проведен анализ творческой деятельности танцевально-спортивного клуба «Парадиз» г. Армавир.
В результате анализа установлено, что основными тенденциями в развитии танцевального спорта на современном этапе являются:
1. Резкое омоложение. Занятия танцами с раннего возраста дают потенциал детям добиться высоких спортивных результатов в будущем. Однако проблема участия детей в большом спорте неизбежно порождает самые разные оценки. Можно сделать такое предположение: большой спорт, в котором участвуют дети, может оказывать на них как отрицательное, так и положительное влияние.
2. Значительное удорожание спортивных соревнований, обусловленное оплатой костюмов и вступительными взносами.
3. Нехватка мальчиков - партнеров в парных танцах.
4. Рейтинг клуба и тренера. Клуб – это вторая семья и спортсмены очень много времени проводят в его недрах с тренером, который закладывает не только технику, но и прививает любовь к танцам [3].
Таким образом, в заключении хочется отметить, что спортивный танец как элемент искусства тесно связанный с модой, общественными переменами и политической ситуацией представляет собой богатейший вид творчества, отражающий в себе все красоты мира, которые может показать человек, используя лишь один инструмент – собственное тело.