Статья:

История и основные тенденции развития танцевального спорта на современном этапе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(5)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Губачева Д.А., Сологуб Г.Н. История и основные тенденции развития танцевального спорта на современном этапе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/6/21017 (дата обращения: 22.08.2018).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

История и основные тенденции развития танцевального спорта на современном этапе

Губачева Дарья Александровна
студент 4 курса направления подготовки Спортивная режиссура, Краснодарского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, РФ, г. Краснодар
Сологуб Галина Николаевна
канд. культурологии, доц. Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, РФ, г. Краснодар

 

В настоящей статье рассматривается история развития спортивного бального танца, и делается попытка сформировать основные тенденции в развитии танцевального спорта на современном этапе.

Развитие физической культуры и туризма на современном этапе характеризуется появлением новых, актуальных и нетрадиционных видов спорта. В настоящее время одним из наиболее активно формирующихся видов является спортивный бальный танец. Который в своем историческом развитии представляет с одной стороны хореографическое искусство, а с другой – синтез искусства и спорта [2].

В последние годы проблема баланса спорта и искусства в бальных танцах обрела особенную актуальность и позволила стать массовым видом спорта, который в последние десятилетия пользуется возрастающим вниманием со стороны как теоретиков, так и практиков танцевального искусства (например: П.П. Дорохов, С.В. Акуленок, М.А. Терехова, Е.В. Путинцева) [7].

Цель нашей работы проанализировать историю развития спортивного бального танца и сформировать основные тенденции в развитии танцевального спорта на современном этапе.

Уникальная история бальных танцев во многом определила их популярность, как соревновательного вида спорта, так и способа отдыха.

Слово «бал» пришло в русский язык из французского и, в свою очередь, уходит к латинскому ballare, что в переводе обозначает – «танцевать». Изначально бальные танцы были светскими имеющими народно-исторические корни и исполняемыми знатью во время празднеств и торжеств [1].

Каждая историческая эпоха имела свой танцевальный стиль и репертуар, которому отдавалось предпочтение при проведении балов. В основном, характер бальных танцев, в том виде, в котором мы знаем их в настоящее время, складывался в Англии в период с конца XVIII по начало XIX века. Будучи привилегией великосветского общества, они исполнялись во время танцевальных раутов на приемах в высших кругах. И только в конце XIX начале XX века бальные танцы потеряли свою элитарность и стали популярны среди низших слоев общества, которые посещали публичные танцевальные залы или «общественные ассамблеи». В это же время в европейскую танцевальную культуру начинают проникать латиноамериканские и африканские традиции, что существенно меняет не только зрительный, ритмический ряд, но и особенности движений. Благодаря этому синтезу европейская танцевальная культура обогатилась эксцентрической латиноамериканской чувственностью и африканской оригинальностью. Искусная шлифовка европейской школы не уничтожила самобытные корни, а лишь придала им элегантности и изящества.

Возникновение Совета по бальным танцам в Англии в 20 годах прошлого века привело к тому, что были стандартизированы такие танцы, как вальс и танго, быстрый и медленный фокстрот, стали проводиться конкурсы по специальной программе, а бальные танцы разделились на спортивные и социальные. В дальнейшем, помимо европейской, возникла еще одна программа, включившая пять латиноамериканских танцев. Для проведения соревнований в программы были отобраны те танцы, которые были интересны как эмоциональным и ритмическим музыкальным сопровождением, так и с помощью которых можно было создать неповторимый и оригинальный художественный образ [4].

В связи с появлением и возросшей популярностью танцев, исполняемых индивидуально, бальные танцы постепенно были вытеснены с социальных танцевальных площадок и преимущественно стали существовать как спортивные.

В процессе исторического развития из всего многообразия различных танцев экстрагировалось всего десять, которые на современном этапе составляют конкурсную программу. Сначала это были пять танцев европейской программы (медленный вальс, танго, медленный фокстрот, быстрый фокстрот или квикстеп, позднее присоединился венский вальс), а в конце 40-х гг. ХХ в. к ним подключились пять танцев латиноамериканской программы (ча-ча-ча, самба, румба, пасадобль, джайв) [5].

Для выявления основных тенденций в развитии танцевального спорта на современном этапе нами был проведен анализ творческой деятельности танцевально-спортивного клуба «Парадиз» г. Армавир.

В результате анализа установлено, что основными тенденциями в развитии танцевального спорта на современном этапе являются:

1.  Резкое омоложение. Занятия танцами с раннего возраста дают потенциал детям добиться высоких спортивных результатов в будущем. Однако проблема участия детей в большом спорте неизбежно порождает самые разные оценки. Можно сделать такое предположение: большой спорт, в котором участвуют дети, может оказывать на них как отрицательное, так и положительное влияние.

2.  Значительное удорожание спортивных соревнований, обусловленное оплатой костюмов и вступительными взносами.

3.  Нехватка мальчиков - партнеров в парных танцах.

4.  Рейтинг клуба и тренера. Клуб – это вторая семья и спортсмены очень много времени проводят в его недрах с тренером, который закладывает не только технику, но и прививает любовь к танцам [3].

Таким образом, в заключении хочется отметить, что спортивный танец как элемент искусства тесно связанный с модой, общественными переменами и политической ситуацией представляет собой богатейший вид творчества, отражающий в себе все красоты мира, которые может показать человек, используя лишь один инструмент – собственное тело.

 

Список литературы:
1. Акулёнок С. В. Бал зажигает огни [Текст] / С. В. Акулёнок // Кто есть кто в современном мире; под ред. С.М. Семёнова. – М.: Международный объединенный биографический центр, 2003. – Вып. 5. – Т. 2. – 560 с.
2. Бредихин А.Ю. Вехи истории спортивных бальных танцев и тенденции развития танцевальных программ / Журнал «Знание.Понимание. Умение» / Выпуск №3 / 2012 / С.322–325.
3. Волхонская Г.П., Окунева А.Г.Танцевальный спорт России: история становления и развития/Журнал «Омский научный вестник» / Выпуск №1 (135) / 2015 / С.25–28.
4. Дорохов, П. П. Танцевальный спорт России [Текст] / П. П. Дорохов // Спорт России: федеральный справочник. Специальный выпуск: в 2 т. – М.: Центр стратегического партнерства, 2010. – Т. 2. – С. 420–437.
5. Путинцева Е.В. Структура видов начальной подготовки детей 7–9 лет в спортивных танцах: автореф. дис. … канд. пед. наук / Путинцева Е.В. – М., 2009. – 24 с.
6. Ронь И.Н. Современные танцы как средство пропаганды здорового образа жизни/Интегрированные коммуникации в спорте и туризме: образование, тенденции, международный опыт. / 2016. Т. 1. С. 152–155.
7. Терехова М. А. Средства, методы и организация физической подготовки танцоров на этапе начальной спортивной специализации: монография / – М. А. Терехова, Г. А. Чикалова. – Волгоград: ВГАФК, 2015. – 192 с.
8. Энциклопедия танцев: бальные танцы//http://hnb.com.ua/articles/s-sport-entsiklopediya_tantsa_balnye_tantsy-2562.