Статья:

Перспективы и современные тенденции развития резьбы по кости

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(60)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Савицкий И.Я. Перспективы и современные тенденции развития резьбы по кости // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 9(60). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/60/48388 (дата обращения: 27.02.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Перспективы и современные тенденции развития резьбы по кости

Савицкий Иван Ярославович
студент Челябинского государственного института культуры, РФ, г. Челябинск

 

Художественная обработка кости – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, интерес к которому в последнее время возрастает, в этой связи представляется важным понимание ведущих тенденций, направлений и перспектив развития костерезного искусства.

При определении источниковой базы по данной проблематике (в частности, нами привлекался ресурс elibrary.ru), было выявлено 30 источников, в которых косвенно упоминаются отдельные аспекты современной художественной обработки кости и рога.

Детальный анализ проблемы развития костерезного искусства (на примере п-ова Таймыр) представлен в одном источнике – публикация М.М. Бронштейна [2].

Цивилизационные процессы, как единодушно отмечают авторы изученных нами публикаций, изменили представление о предметах данного вида декоративно-прикладного творчества.

В настоящее время изделия из кости и рога сохраняют свое утилитарное назначение преимущественно в ограниченных ареалах сохранения традиционных форм хозяйствования и уклада жизни коренного населения Севера, Сибири, Кавказа, что способствует сохранению как семантики, так и технологических приемов обработки сырья и делает особо значимым сохранение традиций [7; 16; 17].

В качестве активно развивающегося направления, отмечается изготовление сувенирной продукции по традиционным мотивам.

Однако в массовых изделиях все отчетливее проявляется потеря традиционной точности, выразительности, основанных на доскональном знании натуры; утрата исконного, «сакрального» смысла орнаментов, сюжетов, тематики, образного строя, изобразительного языка, отражающих картину мира этноса, важные для его существования принципы, утрату этнических черт, которые во многом определяют особый облик традиционной резной кости. Данная тенденция, к сожалению, культивируется стремлением на местах не только возродить древний промысел, но и сделать его главным брендом территории без должного научного обоснования, увеличивая риск «скатывания» костерезного промысла в сувенирную псевдоэкзотику [2; 4; 8].

Востребованным остается направление резьбы по кости, в рамках которого произведения резчиков выступают как самодостаточные произведения искусства, отличающиеся возрастанием декоративного начали виртуозностью исполнения (которая нередко становится самоцелью). 

Анализ источниковой базы позволил обозначить ряд тенденций в развитии художественной обработки кости:

  • появление новых сюжетов, образов, условность деления тематики работ (персонажи разных тем перекликаются между собой, демонстрируя устойчивые связи и сочетания), продолжающееся формирование «гуманистического» направления, в рамках которого ведущими являются образы современников и анималистические образы, выступающие одушевленными существами, во многом похожими на людей;
  • стилевое разнообразие, быстрая смена стилистических и образных систем;
  • сложные композиционные решения; апеллирование многозначностью каждого объекта, «перетекание» одного значения в другой (руки превращаются в ветви, трава в птиц и т. д.), что дает возможность его перевода в поэтический образ-символ;
  • синкретичность, позволяющая подчеркнуть и расширить содержание изображаемого события;
  • использование мотивов и приемов резьбы по дереву, бересте, художественного литья;
  • расширение арсенала изобразительных приемов и комбинирование техник обработки костно-рогового сырья;
  • возрастающая стилизация изобразительных включений;
  • одновременное сосуществование разных стилей, синтез разных этнических культур;
  • разнообразие художественных решений от буржуазного шика до нарочитой простоты;
  • цитирование стилей, образов и форм предшествующих эпох – от точного воспроизведения до полноценной авторской художественной реплики;
  • стремление к новаторству;
  • использование современных технологий стабилизации сырья, его обработки с использованием современного оборудования, в том числе, с ЧПУ, компьютерного моделирования;
  • экспериментирование с материалом, использование деталей, выполненных из дерева, кожи, меха, металла, поделочных и драгоценных камней, полимерных материалов [2; 3; 5; 10; 14; 18].
  • стремление быть ближе к природе и натуральности. Современные художники-костерезы все больше «доверяются» материалу (как это делали древние мастера), стремятся максимально использовать его живую естественную фактуру, цвет, пластику и форму, меньше вмешиваться в те «произведения искусства», которые создала сама природа. Включая их в общее стилистическое решение, добавляют несколько штрихов (цветная гравировка, рельеф и др.), чтобы подчеркнуть и придать больше выразительности образу.

Опора на свойства материала позволяет мастерам, с одной стороны, экспериментировать с образами-типажами, делая их потенциально интересными для различных категорий потребителей, с другой – максимально доверять зрителю в его способности домысливать, ассоциировать, делая обладателя творцом наряду с автором, пробуждая его творческий потенциал, приближая его к уникальному искусству [1; 11].

С учетом смены поколений, а большинство современных резчиков по кости имеют профильное образование, указанные изменения имеют выраженную тенденцию к ускорению процессов эволюции промысла.

Современный костерезный промысел отличают новые варианты организации производства, взаимодействия художника и рынка. В рамках реализации федеральных и региональных программ возрождения, сохранения и развития народных художественных промыслов создаются Центры ремесел и промыслов, объединяющие выставочные площади, постоянно действующие экспозиции, магазины декоративно-прикладного искусства, образовательные площадки, малые ремесленные предприятия в отдаленных территориях, которые позиционируются и развиваются как центры LLL туризма, экспедиционную и научную деятельность [9; 12].

Однако эффективность мер государственной поддержки недостаточна – по ряду территорий бытования промысла сокращается число мастеров-костерезов, а интерес молодежи к профессии художника костерезного промысла остается на стабильно низком уровне, в этих условиях традиции художественной обработки кости поддерживаются отдельными, как правило, возрастными мастерами, что означает фактическое исчезновение уникальных явлений промысла [13, с. 44].

В развитии искусства художественной обработки кости в ЯНАО следует выделить

  • органичное соединение традиций и творческих экспериментов;
  • апеллирование мастеров для решения пластических задач к культурному ядру этносов, традиционным ценностям, обычаям, целостному философскому восприятию и отражению мира, стремление аккумулировать память поколений, побудить прикоснуться к ним современников. Обращение к традиционной культуре, к мифологии и делает произведения резчиков более образными и художественно выразительными;
  • сохранение ведущих позиций «звериного» стиля;
  • преодоление межгенерационного отчуждения обеспечивает максимально точное воспроизводство традиций промысла, в том числе, в технологии работы с костью, а также сохранение утилитарной значимости изделий из кости;
  • активная экспедиционная и музейная работа способствует

а) восстановлению и тиражированию в современных изделиях традиционной символики, орнаментации, «узорной письменности», отражающих мироощущение коренных народов ЯНАО, идеи гармоничного сосуществования человека и природы. Одновременно на основе сакральной мифологии по­являются новые образы и декоративные решения;

б) реконструкции утраченных технологических приемов работы с костным материалом [6, с. 5];

  • активное знакомство и обмен опытом с мастерами других регионов и зарубежных коллег из Северной Европы, Китая, Японии.

В качестве перспективного направления развития промысла видится освоение рыночной ниши эксклюзивных ювелирных украшений в ценовом диапазоне от 50 до 500 $, выполненных в национальных традициях и традициях складывающейся самобытной школы ямальской резьбы по кости. Реализация данного направления представляется вполне реалистичной благодаря целевым программам подготовки специалистов по ДПИ и дизайну в системе СПО и ВПО.

Таким образом, неразработанность на теоретико-методологическом уровне ключевых аспектов современного состояния промысла делает проблемным составление прогноза на будущее развитие данного направления ДПИ, не позволяет отчетливо представить тенденции и перспективы отечественного косторезного искусства на ближайшую перспективу, факторы, способные существенным образом повлиять на его эволюцию.

 

Список литературы:
1. Баякина Л.С. Материал как средство образного решения в косторезных произведениях Л.С. Баякина // Актуальные направления гуманитарных и социально-экономических ис-следований сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Под общ. ред. Е.П. Ткачевой. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ) – 2018. – С. 11–14.
2. Бронштейн М.М. Современное косторезное искусство Таймыра в общесибирском худо-жественном контексте (по материалам государственного Музея Востока)/ М.М. Брон-штейн // Культура. Наука. Производство. – 2018. № 2. – С. 7–12.
3. Зябнева О.А., Шапошник Т.А. Возрождение старинного косторезного промысла на осно-ве современных технологий / О.А. Зябнева, Т.А. Шапошник // сборник «Технологии: вчера, сегодня, завтра». – М.: МИЭРА, 2017. – С.51–53.
4. Кистова А. В. Современное состояние декоративно-прикладного искусства эвенков – коренных народов Сибирской Арктики / А.В. Кистова, Н.Н. Пименова, М.И. Букова // Северные Архивы и Экспедиции. – 2018. – T. 2. – № 1. – С. 49–56.
5. Корольков С.В. Традиции северной резьбы по кости у современных мастеров/ С.В. Ко-рольков // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2012. – Т. 18. – № 4. – С. 71–75.
6. Корольков С.В. Традиции и регионально-национальные особенности прикладного ис-кусства Ямало-ненецкого автономного округа / С.В. Корольков Современная наука: ак-туальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 11–12. – С. 3–5.
7. Корольков С.В. Резьба по кости в народной художественной традиции севера / С.В. Ко-рольков // Культура и искусство. – 2018. – № 8. – С. 1–7.
8. Либакова Н.М. Формирование позитивной этнической идентичности индигенных наро-дов посредством декоративно-прикладного искусства (резьба по кости) / Н.М. Либакова// Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №1-1. – С.1887– 1895.
9. Ломанова Т.М. Резная кость Таймыра: возрождение промысла /Т.М. Ломанова // Куль-турное наследие Сибири. – 2016. – № 2. – С. 173–183.
10. Лукина Н.В. Исторические формы орнамента восточных хантов / Н.В. Лукина // Вестник угроведения. – 2017. – № 1 (28). – С. 105–118.
11. Макарова И.В. Выразительные возможности материалов и изделий декоративно-прикладного искусства народа Коми / И.В. Макарова // Человек. Культура. Образование. – 2014. – № 4 (14). – С. 196–211.
12. Москвина М. В., Октябрьская И. В. Художественные промыслы Республики Алтай: со-временный этап развития / М. В. Москвина, И. В. Октябрьская //Развитие территорий. – 2016. – № 1 (4). – С. 80–86.
13. Паникарова С.В. Предпринимательство в сфере народных промыслов как важнейшая составляющая этноэкономики /С. В. Паникарова, М. В. Власов//Этноэкономика. – 2016. – № 15. – С.40–48.
14. Пантюшкина Н.П., Костко О.Ю. Использование приемов деревянной резьбы Тобольска и Тюмени для изготовления ювелирных изделий из кости / Н.П. Пантюшкина, О.Ю. Кост-ко О.Ю. //Архитектура и архитектурная среда: вопросы исторического и современного развития материалы международной научно-практической конференции. Тюмень: изда-тельство Тюменского индустриального университета, 2017. – С. 258–261.
15. Родионов Г.Н. Истоки формирования косторезного искусства и ремесла якутов/ Г.Н. Ро-дионов// Наука и образование. – 2008. – № 4. – С. 124–126.
16. Родионов Г.Н. Народные художественные промыслы современного Алтая/ Г.Н. Родио-нов// Археология, этнография и антропология Евразии. – 2009. – № 1 (37). – С. 129–135.
17. Резникова К.В. Рекомендации по развитию декоративно- прикладного искусства корен-ных малочисленных народов Красноярского края /К.В. Резникова, Н.Н. Середкина, Ю.С. Замараева // Сибирский антропологический журнал. 2017. – Т. 1. – № 3. – С. 23-41.
18. Смекалова А.А Современные и традиционные техники в ювелирном искусстве: имита-ция и инкрустация природных материалов / А.А. Смекалова// Декоративно-прикладное искусство и образование. – 2017. – № 2 (21). – С.1–6.