Статья:

Пифагорейская школа

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(62)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Закиев И.А., Хафизова А.Р., Хайрутдинова Г.В. Пифагорейская школа // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 11(62). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/62/48982 (дата обращения: 23.04.2021).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Пифагорейская школа

Закиев Ильнар Азгамович
магистрант, Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО К(П)ФУ, РФ, г. Набе-режные Челны
Хафизова Альбина Ринатовна
магистрант, Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО К(П)ФУ, РФ, г. Набе-режные Челны
Хайрутдинова Гузель Вагизовна
магистрант, Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВО К(П)ФУ, РФ, г. Набе-режные Челны

 

Античную философию принято считать одной из первых форм европейской теоретической мысли. Античная философия стала основной почвой развития всех форм мышления, возникших после неё (в рамках средневековой, новой и современной Европы). Временной интервал античной философии принято считать с 6 века до нашей эры до 6 века нашей эры, что составляет порядка 1200 лет.

Античная философия представлена Средиземноморьем. В указанный период времени на Средиземноморье сменились полисная демократия Древней Греции, эллинистические монархии, которая возникла после распада империи Александра Македонского, республиканский Рим и императорский Рим. Языком указанного временного периода являлся греческий язык, несмотря на формирование латыни в роли языка философии.

585 год до нашей эры – год, принятый считать началом античной философии. В это время греческий ученый и мудрец Фалес из Милета предсказал солнечное затмение. 529 год нашей эры – заключительный год античной философии, связанный закрытием последней философской школы в Афинах, а именно, закрытие Платоновской академии в Афинах эдиктом христианского императора Юстинианом. Указанные даты являются весьма условными. В первом случае Фалес является «родоначальником философии», который впервые был так назван Аристотелем в «Метафизике» задолго до появления термина «философия». Во втором случае, историю античной философии принято считать законченной, несмотря на то, что некоторые представители античной философы все еще продолжали свою работу.

Античная философия оказала большое влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации. [1, 2].

Одним из важнейших этапов развития и становления античной философии принято считать деятельность пифагорейской школы. С деятельностью пифагорейской философской школы связано начало формирования первых университетов в истории человечества.

Пифагорейскую школу основал Пифагор. Решение об открытии данной школы было весьма обоснованным, так как до ее основания Пифагор посетил весь древний мир, жил в Египте и Вавилоне, «исследовал» общество того времени, нравы и традиции жителей разных городов древнего мира. Одной из цели создания школы являлась социальная миссия, которой он придавал огромно значение — религиозно-нравственная реформа общества. Имя Пифагора так же имеет глубокий смысл: судя по некоторым источникам, «Пифагор» – является не именем, а прозвищем, которое означает «убеждающий речью».

В пифагорейской школе обучали гимнастике, медицине, музыке, науками, среди которых приоритет отдавался математике.

Именное в этот период философия начинает приобретать научную и педагогическую направленность в развитии, которая ярко отразилась на воспитательном процессе, как учеников пифагорейской школы, так и граждан в целом.

Среди последователей пифагорейской школы формируется свой политический взгляд и определенный образ жизни, который выражается во взгляде на человека, его душу и воспитание.

Пифагорейцы подразделяли разумных существ на три большие сущности:

  1. Бог;
  2. Человек;
  3. Существо, подобное Пифагору.

Таким образом, это является некоторым доказательством того, что его ученики основали своего рода религиозный союз, в котором в центре находился основатель пифагорейской школы – сам Пифагор.

Пифагор был первым, кто назвал философию «философией», любомудрием и назвал своё учение мудростью. Философия – любомудрие и стремление к мудрости. Началами же философии он полагал числа и заключенные в них соразмерности (гармонии). Существует высказывание пифагорейцев, в котором они утверждают следующее: философия – это музыка, и мир образовался по законам гармонии.

Пифагорейская школа имела математическую направленность, математический уклон, что вполне соответствовало греческому духу. Числа, утверждал Пифагор, заключают в себе тайну вещей, а всемирная гармония есть совершенное выражение Бога. Это – математическо-гармоническое устройство мира: семь священных ладов, построенных на семи нотах семиструнника, соответствуют семи цветам света, семи планетам и семи видам существования, повторяющимся во всех сферах материальной и духовной жизни, начиная с самой малой и кончая самой великой.

Ученики пифагорейской школы уделяли внимание нравственной жизни. Жизнь должна была содействовать очищению души и очищению тела. Побеждать свои страсти было первым долгом посвященного юноши или девушки. В понимании пифагорейцев, тот, кто не привел свою собственную природу в гармонию, тот не способен отражать и божественную гармонию.

В пифагорейской школе обучались одновременно 235 учеников, среди которых 217 мужчин и 18 женщин. Пифагор очень ценил добродетель посвященной женщины, но с недоверием относился к женщине обыкновенной. Умеренный обед учащихся в школе состоял, как правило, из хлеба, меда и олив.

Сохранилось множество весьма интересных легенд о пифагорейской школе, об обучении в ней и процедуре поступления в школу философов. Человек, стремящийся попасть в ученики, проходил испытания. Испытания были довольно суровыми. К примеру, предстояло провести ночь в пещере, куда «являлись» чудовища и привидения. Или: ученика заключали в келью, давали доску и требовали найти смысл одного из пифагорейских символов. Следовало объяснить: «Что означает треугольник, вписанный в круг?» Человек проводил 12 часов наедине с этой задачей, имея кружку воды и кусок хлеба; затем его вводили в залу собраний, где были в сборе все ученики, которые должны были провоцировать его на негодование, а он — показать свой разум и воздержанность; многие не выдерживали эмоционального давления; тогда выходил Пифагор и объявлял, выдержал ли испытуемый экзамен и принят ли в школу.

Пифагорейскую школу можно считать некоторым политическим клубом или дружеской общиной, нежели школой. Философия была здесь основным занятием. И она воспринималась учениками пифагорейской школы как особый образ жизни. Те, кто желал войти в этот союз, проходили трехлетний испытательный срок. До наших дней сохранилось выражение «пифагорейское пятилетнее молчание». Эта мыслеформа означала испытание выдержкой для тех, кто не был слишком усердным в учебе. Молчание, ограниченное коротким промежутком времени, считалось необходимым для людей серьезных. Но болтунов карали своего рода изгнанием сроком до пяти лет. Пифагор предполагал, что начало мудрости человека заключатся в умении размышлять и молчать.

В дальнейшем религиозно-нравственная направленность школы встала в противоречие с господствующей греческой демократией и ее принципами, то есть приобрела политическую направленность. В результате пифагорейская школа была сожжена, погибла большая часть последователей пифагорейской школы и сам учитель (существует и другая версия гибли Пифагора: он скрывался, а затем уморил себя голодом).

Пифагорейская философия являлась формой, представляющей собой объективный идеализм. Пифагор называл своих учеников «математиками», так как обучение начиналось с учения о числах. «Священная математика» была у Пифагора наукой принципов, в которой числа означали сущность вещей. Число у Пифагора — не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, то есть Бога, источника мировой гармонии. Наука чисел стала в его учении наукой живых сил, божественных качеств и действий; и в мирах, и в человеке. Таким образом, математика – учение о числах – являлось у Пифагора основой теологии и теогонии.

К III в. до н. э. пифагореизм, как философское направление, исчезло. Он возродился лишь в I в. до н. э. в слиянии с платонизмом и другими объективно-идеалистическими школами религиозно-философского направления. [3]

 

Список литературы:
1 Античная философия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/osobennosti-antichnoy-filosofii.html. (дата обращения: 05.12.2018).
2 Античная философия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASH0194de7848398e285b864994. (дата обращения: 05.12.2018).
3 Античная философия. Пифагорейская школа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://philotime.ru/antichnaya-filosofiya-pifagorejskaya-shkola.html. (дата обращения: 05.12.2018).