Законодательные мероприятия по противодействию употребления табака населением
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(64)
Рубрика: Медицина и фармацевтика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(64)
Законодательные мероприятия по противодействию употребления табака населением
Проблема употребления табачных изделий является одной из самой актуальной практически во всех индустриально развитых странах. Многие десятилетия борьбу с табакокурением ведут не только учреждения здравоохранения, но и многие социальные и образовательные организации. Также активно включаются и средства массовой информации, которые в своих источниках непрерывно сообщают о негативном влиянии данной пагубной привычки. Курение – проблема не только здравоохранения, но и государства в целом. Пристрастие к сигаретам несет за собой как массовый вред здоровью нации, так и огромные экономические потери.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время потребление табака является ведущей причиной смерти (10% смертности взрослого населения – почти 6 миллионов смертей в год) и инвалидности в мире, представляет существенную угрозу для здоровья граждан Российской Федерации и несет за собой негативные медицинские, демографические и другие социально-экономическими последствия. В Российской Федерации ежегодно от болезней, связанных с потреблением табака, погибают от 300 тысяч до 400 тысяч граждан.
Глобальное распространение курения среди всех слоев населения, употребление табачных изделий несовершеннолетними, беременными и прочими группами риска подтолкнули государство вмешаться в эту проблему путем создания законодательных мер по борьбе с табакокурением.
В ряде стран борьба с курением принимает разные формы, например:
запрет на рекламу табака, а также продажа табачной продукции лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста;
запрет табакокурения на рабочих местах (ограничение или вообще отказ от приема на работу курящих сотрудников);
предупреждение об опасных последствиях курения от лица ВОЗ и Министерств Здравоохранения;
материальное или моральное стимулирование некурящих;
проведение антикурительных компаний.
В результате одобрения Правительством РФ законопроекта о запрете курения в местах массового нахождения людей, в социально-политическом сообществе возникло довольно много спорных моментов по поводу принятия данных законодательных мер, которая повлекла за собой разделение общественности на два лагеря: сторонников подобных нововведений и их противников.
21 мая 2003 г. Всемирная организация здравоохранения утвердила документ, именуемый как «Рамочная Конвенция ВОЗ по борьбе против табака», вступивший в силу 27 февраля 2005 года. Вышеуказанный документ был создан по причине глобализации табачной эпидемии, распространению которой способствуют множество факторов, в числе которых: обширная реклама табачных изделий, либерализация торговли, стимулирование продажи и спонсорства табака, инвестиции иностранных государств в данную отрасль, глобальный маркетинг, а также международные поставки поддельных, а порой и контрабандных сигарет. В настоящее время данная Рамочная конвенция была ратифицирована 168 странами мира, а желание быть Сторонами Конвенции выразили 175 государств. Российская Федерация присоединилась к Конвенции 11 мая 2008 года.
Для защиты граждан от последствий потребления табачных изделий на сегодняшний день необходимы комплексные меры противодействия - введение на государственном и региональном уровнях инструментов контроля за распространением табака, активная пропаганда здорового образа жизни, введение административной ответственности за табакокурение в местах массового нахождения людей и расширение перечня таких территорий, строгое налоговое регулирование, повышение акцизов на реализацию табака, запрет на рекламу табачной продукции, максимальная ликвидация спонсорства и стимулирования продажи табака, проведение масштабной информационной и рекламной агитации среди населения, которая будет основана на демонстрации заболеваний курящих людей.
В январе 2017 г. в Российской Федерации была утверждена Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2017 - 2022 гг., которая соответствует статье 5 Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (далее – РКБТ). Согласно данной концепции, потребление табака в России должно снизиться до 5% в ближайшие 30 лет, а затем планируется поэтапно выводить табак из легального оборота.
Такими мерами намерены добиться максимального снижения показателей заболеваемости и смертности от болезней, связанных с курением. Особое внимание уделено контролю над электронными сигаретами и доступности жевательного и нюхательного табака. При реализации мер государственной политики, направленной на снижение потребления табачных изделий, в качестве целевых ориентиров к 2022 году должны стать:
- снижение распространенности потребления табака среди населения РФ на 10-15%, недопущение случаев употребления сигарет лицами несовершеннолетнего возраста, а также беременными женщинами;
- доля граждан, подвергающихся воздействию табачного дыма, должна быть снижена на 50 % с последующим достижением полной защиты от пассивного курения на территориях медицинских и образовательных учреждений, физкультурно-спортивных организаций, мест культуры и отдыха граждан, а также во всех закрытых помещениях;
- повышение медицинской грамотности населения о рисках для здоровья вследствие потребления табачных изделий и полноценный охват антитабачной пропагандой населения страны;
- постепенное увеличение налога на табачную продукцию, установление равных ставок акцизов для различных видов сигарет с постепенным доведением их рыночной стоимости до среднего уровня среди стран ВОЗ Европейского региона.
Начиная с 1 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", целью которого является защита от воздействия на некурящих лиц табачного дыма и общее снижение употребления табачной продукции жителями РФ. Настоящий закон разработан в целях совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия вышеуказанных факторов, соответствующий положениям Рамочной конвенцией Всемирной Организации Здравоохранения по борьбе против табака (г. Женева, 21.05.2003 г.).
Граждане РФ, как прописано в Законе № 15-ФЗ, имеют право на благоприятную среду жизнедеятельности без влияющего на них табачного дыма. Главный элемент защиты данного права - установление на законодательном уровне запрета на употребление табачной продукции в общественных местах и в ряде помещений.
Согласно отдельным положениям статьи 12 «Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах» Федерального закона № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», устанавливается запрет на табакокурение в нижеперечисленных местах:
организации здравоохранения и санатории;
образовательные учреждения и организации, культурные и спортивные объекты; места досуга и отдыха;
общественный транспорт (а также воздушный и водный транспорт, за исключением персонала судов дальнего плавания);
транспортные узлы (вокзалы, аэропорты, речные порты, станции метро и пр.);
жилые помещения, отели и гостиницы;
места торговли и бытовые учреждения, включая рынки;
организации общественного питания (столовые, кафе и рестораны - за исключением специально оборудованных для курения мест);
организации государственной власти и муниципалитетов;
рабочее место;
лифты, площадки и подъезды многоквартирного дома, детские площадки;
автозаправочные станции.
Перечень мест, где можно законно покурить, невелик:
улица;
специализированные изолированные помещения для курящих;
автомобиль личного пользования, собственная квартира, подъезды многоквартирных домов (которые оборудованы вентиляционными системами);
транспортные узлы (на свежем воздухе, но не ближе чем 15 метров ко входу в вокзалы, аэропорты, станции метрополитена, речные порты и пр.);
рабочее место (исключительно в специально отведенном и оборудованном помещении).
В целях исполнения изложенной обязанности работодатель в силу ст. 12 ФЗ N 15-ФЗ имеет право ввести запрет на курение табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства может применить меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.
Для сотрудников, которые не в состоянии побороть вредную привычку, рациональнее всего будет организовать специально отведенные места для курения, обязательно обозначенные специальным знаком “Место для курения”. Это место должно согласовано с пожарным инспектором и отвечать пожарным требованиям безопасности.
Необходимо также обозначение знаками “Курение запрещено” тех мест, где обычно сотрудники употребляют табачные изделия. Требования к знаку о запрете курения и к порядку его размещения утверждены Приказом Минздрава России от 12.05.2014 N 214н “Об утверждении Требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения”.
В последнее время под пристальное внимание не только работников здравоохранения, но и государства в целом попадают ныне модные кальяны, электронные сигареты и вейпы. Общественность интересуется, распространяется ли действие антитабачного закона на них, разрешено ли пользование данных никотинзаменяющих устройств в общественных местах. Во всемирной сети существует множество точек зрения на этот счет этого вопроса.
Если обратиться к положениям антитабачного закона, то можно заметить, что его запреты распространяются только на табачные изделия. С конца 2018 года на рассмотрении парламента находится законопроект, говорящий о необходимости ограничения или полного запрета употребления испарительных смесей, которые в последнее время стали отличной заменой привычному для всех табаку. Проблема кроется в постоянно открывающихся магазинов по торговле вышеупомянутыми устройствами, вейп-баров и кальянных.
Данная проблема не имела бы столь пристального внимания со стороны общественности и правительства, если бы основными посетителями подобных заведений не были бы несовершеннолетние граждане Российской Федерации. И поэтому в законопроекте ведущее место занимает пункт о запрете продажи электронных сигарет, вейпов, кальянов и прочих альтернатив сигаретам несовершеннолетним лицам, а также ограничении использования перечисленной продукции в общественных местах. Перечень территорий идентичен антитабачному закону 2013 года: образовательные организации, спортивные объекты, медицинские организации, культурные заведения, общественный транспорт, офисы и другие рабочие места, а также пляжи и детские площадки.
Находящийся в настоящее время на рассмотрении новый законопроект о запрете продажи никотинзаменяющих устройств несовершеннолетним, а также ограничение их использования в общественных местах предусматривает постепенное расширение перечня запрещенных для курения территорий и ужесточение административного наказания за несоблюдение закона.
Минимальный штраф для физических лиц будет составлять 500 рублей. Юридические лица и индивидуальные предприниматели за нарушение закона ответят серьезнее: при отсутствии у ИП знака “курение запрещено” он обязуется выплатить штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей. За реализацию табачной продукции лицам, не достигшим 18 летнего возраста, юридическим лицам грозит штраф до 100 тысяч рублей.
Данные по Оренбургской области:
Запрет на продажу лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста, вейпов и жидкостей для электронных систем, а также ограничение потребления кальянов в Оренбургской области предложено закрепить законодательно, что позволит защитить несовершеннолетних от совсем небезопасных вейпов и кальянов.
Изменения, направленные на урегулирование вопросов порядка разработки и утверждения клинических рекомендаций, их применения и разработки стандартов медицинской помощи, будут внесены в закон «Об охране здоровья граждан на территории Оренбургской области». Таким образом, региональное законодательство будет приведено в соответствие с федеральным законодательством.
Вывод: Решением такой острой проблемы, как табакокурение, занимается не только медицинские и социальные учреждения, но и государство в целом, а также гражданское общество и различные общественные институты. Основными мероприятиями для борьбы с этой пагубной привычкой становятся: эффективная профилактика и активная пропаганда здорового образа жизни, наглядные примеры не только медицинских, но и социальных последствий курения. Эти меры довольно эффективно воздействуют на сознание граждан любого возраста.
Сегодня большую роль в решении проблемы употребления табака населением берет на себя государство, активно внедряя законодательные акты. Все эти меры с каждым годом доказывают свою эффективность, способствуя ограничению столь широкого распространения курения, в особенности среди молодежи, как одной из основных угроз всей нации.