Статья:

Законодательные мероприятия по противодействию употребления табака населением

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(64)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Ейк Е.А., Ефимова С.В. Законодательные мероприятия по противодействию употребления табака населением // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 13(64). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/64/49735 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Законодательные мероприятия по противодействию употребления табака населением

Ейк Екатерина Александровна
студент, Оренбургский Государственный Медицинский Университет, РФ, г.Оренбург
Ефимова Светлана Викторовна
канд. мед. наук, старший преподаватель, Оренбургский Государственный Медицинский Университет, РФ, г.Оренбург

 

Проблема употребления табачных изделий является одной из самой актуальной практически во всех индустриально развитых странах. Многие десятилетия борьбу с табакокурением ведут не только учреждения здравоохранения, но и многие социальные и образовательные организации. Также активно включаются и средства массовой информации, которые в своих источниках непрерывно сообщают о негативном влиянии данной пагубной привычки. Курение – проблема не только здравоохранения, но и государства в целом. Пристрастие к сигаретам несет за собой как массовый вред здоровью нации, так и огромные экономические потери.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время потребление табака является ведущей причиной смерти (10% смертности взрослого населения – почти 6 миллионов смертей в год) и инвалидности в мире, представляет существенную угрозу для здоровья граждан Российской Федерации и несет за собой негативные медицинские, демографические и другие социально-экономическими последствия. В Российской Федерации ежегодно от болезней, связанных с потреблением табака, погибают от 300 тысяч до 400 тысяч граждан.

Глобальное распространение курения среди всех слоев населения, употребление табачных изделий несовершеннолетними, беременными и прочими группами риска подтолкнули государство вмешаться в эту проблему путем создания законодательных мер по борьбе с табакокурением.

В ряде стран борьба с курением принимает разные формы, например:

запрет на рекламу табака, а также продажа табачной продукции лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста;

запрет табакокурения на рабочих местах (ограничение или вообще отказ от приема на работу курящих сотрудников);

предупреждение об опасных последствиях курения от лица ВОЗ и Министерств Здравоохранения;

материальное или моральное стимулирование некурящих;

проведение антикурительных компаний.

В результате одобрения  Правительством РФ законопроекта о запрете курения в местах массового нахождения людей, в социально-политическом сообществе возникло довольно много спорных моментов  по поводу принятия данных законодательных мер, которая повлекла за собой разделение общественности на два лагеря: сторонников подобных нововведений и их противников.

21 мая 2003 г. Всемирная организация здравоохранения утвердила документ, именуемый как «Рамочная Конвенция ВОЗ по борьбе против табака», вступивший в силу 27 февраля 2005 года. Вышеуказанный документ был создан по причине глобализации табачной эпидемии, распространению которой способствуют множество факторов, в числе которых: обширная реклама табачных изделий, либерализация торговли, стимулирование продажи и спонсорства табака, инвестиции иностранных государств в данную отрасль, глобальный маркетинг, а также международные поставки поддельных, а порой и контрабандных сигарет. В настоящее время данная Рамочная конвенция была ратифицирована 168 странами мира, а желание быть Сторонами Конвенции выразили 175 государств. Российская Федерация присоединилась к Конвенции 11 мая 2008 года.

Для защиты граждан от последствий потребления табачных изделий на сегодняшний день необходимы комплексные меры противодействия -  введение на государственном и региональном уровнях инструментов контроля за распространением табака, активная пропаганда здорового образа жизни, введение административной ответственности за табакокурение в местах массового нахождения людей и расширение перечня таких территорий, строгое налоговое регулирование, повышение акцизов на реализацию табака, запрет на рекламу табачной продукции, максимальная ликвидация спонсорства и стимулирования продажи табака, проведение масштабной информационной и рекламной агитации среди населения, которая будет основана на демонстрации заболеваний курящих людей.

В январе 2017 г. в Российской Федерации была утверждена Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2017 - 2022 гг., которая соответствует статье 5 Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (далее – РКБТ). Согласно данной концепции, потребление табака в России должно снизиться до 5% в ближайшие 30 лет, а затем планируется поэтапно выводить табак из легального оборота.

Такими мерами намерены добиться максимального снижения показателей заболеваемости и смертности от болезней, связанных с курением. Особое внимание уделено контролю над электронными сигаретами и доступности жевательного и нюхательного табака. При реализации мер государственной политики, направленной на снижение потребления табачных изделий, в качестве целевых ориентиров к 2022 году должны стать:

- снижение распространенности потребления табака среди населения РФ на 10-15%, недопущение случаев употребления сигарет лицами несовершеннолетнего возраста, а также беременными женщинами;

- доля граждан, подвергающихся воздействию табачного дыма, должна быть снижена на 50 % с последующим достижением полной защиты от пассивного курения на территориях медицинских и образовательных учреждений,  физкультурно-спортивных организаций, мест культуры и отдыха граждан,  а также во всех закрытых помещениях;

- повышение медицинской грамотности населения о рисках для здоровья вследствие потребления табачных изделий и полноценный охват антитабачной пропагандой населения страны;

- постепенное увеличение налога на табачную продукцию, установление равных ставок акцизов для различных видов сигарет с постепенным доведением их рыночной стоимости до среднего уровня среди стран ВОЗ Европейского региона.

Начиная с 1 июня 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", целью которого является защита от воздействия на некурящих лиц табачного дыма и общее снижение употребления табачной продукции жителями РФ. Настоящий закон разработан в целях совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия вышеуказанных факторов, соответствующий положениям Рамочной конвенцией Всемирной Организации Здравоохранения по борьбе против табака (г. Женева, 21.05.2003 г.).

Граждане РФ, как прописано в Законе № 15-ФЗ, имеют право на благоприятную среду жизнедеятельности без влияющего на них табачного дыма. Главный элемент защиты данного права -  установление на законодательном уровне запрета на употребление табачной продукции в общественных местах и в ряде помещений.

Согласно отдельным положениям статьи 12 «Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах» Федерального закона № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», устанавливается запрет на табакокурение в нижеперечисленных местах:

организации здравоохранения и санатории;

образовательные учреждения и организации, культурные и спортивные объекты; места досуга и отдыха;

общественный транспорт (а также воздушный и водный транспорт, за исключением персонала судов дальнего плавания);

транспортные узлы (вокзалы, аэропорты, речные порты, станции метро и пр.);

жилые помещения, отели и гостиницы;

места торговли и бытовые учреждения, включая рынки;

организации общественного питания (столовые, кафе и рестораны - за исключением специально оборудованных для курения мест);

организации государственной власти и муниципалитетов;

рабочее место;

лифты, площадки и подъезды многоквартирного дома, детские площадки;

автозаправочные станции.

Перечень мест, где можно законно покурить, невелик:

улица;

специализированные изолированные помещения для курящих;

автомобиль личного пользования, собственная квартира, подъезды многоквартирных домов (которые оборудованы вентиляционными системами);

транспортные узлы (на свежем воздухе, но не ближе чем 15 метров ко входу в вокзалы, аэропорты, станции метрополитена, речные порты и пр.);

рабочее место (исключительно в специально отведенном и оборудованном помещении).

В целях исполнения изложенной обязанности работодатель в силу ст. 12 ФЗ N 15-ФЗ имеет право ввести запрет на курение табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства может применить меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

Для сотрудников, которые не в состоянии побороть вредную привычку, рациональнее всего будет организовать специально отведенные места для курения, обязательно обозначенные специальным знаком “Место для курения”. Это место должно согласовано с пожарным инспектором и отвечать пожарным требованиям безопасности.

Необходимо также обозначение знаками “Курение запрещено” тех мест, где обычно сотрудники употребляют табачные изделия. Требования к знаку о запрете курения и к порядку его размещения утверждены Приказом Минздрава России от 12.05.2014 N 214н “Об утверждении Требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения”.

В последнее время под пристальное внимание не только работников здравоохранения, но и государства в целом попадают ныне модные кальяны, электронные сигареты и вейпы. Общественность интересуется, распространяется ли действие антитабачного закона на них, разрешено ли пользование данных никотинзаменяющих устройств в общественных местах. Во всемирной сети существует множество точек зрения на этот счет этого вопроса.

Если обратиться к положениям антитабачного закона, то можно заметить, что его запреты распространяются только на табачные изделия. С конца 2018 года на рассмотрении парламента находится законопроект, говорящий о необходимости ограничения или полного запрета употребления испарительных смесей, которые в последнее время стали отличной заменой привычному для всех табаку. Проблема кроется в постоянно открывающихся магазинов по торговле вышеупомянутыми устройствами, вейп-баров и кальянных. 

Данная проблема не имела бы столь пристального внимания со стороны общественности и правительства, если бы основными посетителями подобных заведений не были бы несовершеннолетние граждане Российской Федерации. И поэтому в законопроекте ведущее место занимает пункт о запрете продажи электронных сигарет, вейпов, кальянов и прочих альтернатив сигаретам несовершеннолетним лицам, а также ограничении использования перечисленной продукции в общественных местах. Перечень территорий идентичен антитабачному закону 2013 года: образовательные организации, спортивные объекты, медицинские организации, культурные заведения, общественный транспорт, офисы и другие рабочие места, а также пляжи и детские площадки.

Находящийся в настоящее время на рассмотрении новый законопроект о запрете продажи никотинзаменяющих устройств несовершеннолетним, а также ограничение их использования в общественных местах предусматривает постепенное расширение перечня запрещенных для курения территорий и ужесточение административного наказания за несоблюдение закона.

Минимальный штраф для физических лиц будет составлять  500 рублей. Юридические лица и индивидуальные предприниматели за нарушение закона ответят серьезнее: при отсутствии у ИП знака “курение запрещено” он обязуется выплатить штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей. За реализацию табачной продукции лицам, не достигшим 18 летнего возраста, юридическим лицам грозит штраф до 100 тысяч рублей.

Данные по Оренбургской области:

Запрет на продажу лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста, вейпов и жидкостей для электронных систем, а также ограничение потребления кальянов в Оренбургской области  предложено закрепить законодательно, что позволит защитить несовершеннолетних от совсем небезопасных вейпов и кальянов.

Изменения, направленные на урегулирование вопросов порядка разработки и утверждения клинических рекомендаций, их применения и разработки стандартов медицинской помощи, будут внесены в закон «Об охране здоровья граждан на территории Оренбургской области». Таким образом, региональное законодательство будет приведено в соответствие с федеральным законодательством.

Вывод: Решением такой острой проблемы, как табакокурение, занимается не только медицинские и социальные учреждения, но и государство в целом, а также гражданское общество и различные общественные институты. Основными мероприятиями для борьбы с этой пагубной привычкой становятся: эффективная профилактика и активная пропаганда здорового образа жизни, наглядные примеры не только медицинских, но и социальных последствий курения. Эти меры довольно эффективно воздействуют на сознание граждан любого возраста.

Сегодня большую роль в решении проблемы употребления табака населением берет на себя государство, активно внедряя законодательные акты. Все эти меры с каждым годом доказывают свою эффективность, способствуя ограничению столь широкого распространения курения, в особенности среди молодежи, как одной из основных угроз всей нации.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" от 23.02.2013 N 15-ФЗ
2. http://rosminzdrav.ru - Проект «Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2017 - 2022 годы и дальнейшую перспективу»
3. http://zaksob.ru – Законодательное Собрание Оренбургской области
4. http://who.int  - Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака