Статья:

Образовательный контент в социальной сети Instagram: теория и практика внедрения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(66)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Горюнова С.А. Образовательный контент в социальной сети Instagram: теория и практика внедрения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 15(66). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/66/50640 (дата обращения: 16.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Образовательный контент в социальной сети Instagram: теория и практика внедрения

Горюнова Светлана Александровна
студент РАНХиГС, РФ, г. Москва

 

Я, svetochkagoryunova, или просто Светочка, БЛОГИНЯ ПОЛОСАТОГО РЕЙСА, перекрашу ЧЕРНЫЕ полосы жизни в БЕЛЫЕ, научу продуктивной работе, заставлю поверить в себя. Так, начинается знакомство гостей с моей страничкой в Instagram.

Ежедневно в социальных сетях проводят время миллионы людей: Vk, Instagram, Facebook, Odnoklassniki, Privet, Familyspace и другие стали для них той социокультурной средой, которая соответствует их желаниям и потребностям, здесь происходит усвоение жизненных норм и ценностей [1, с. 66], формирование новых знаний и компетенций.

Страницы в социальных сетях, и в Instagram в частности, можно отнести к электронным образовательным ресурсам (далее - ЭОР), поскольку опубликованный там материал воспроизводится пользователем с помощью электронных устройств (компьютер, мобильный телефон, планшет и др.). Данный ЭОР привлекает подписчиков полезной информацией, аналитическими и экспертными рекомендациями, обзорами, советами, что способствует приобретению новых знаний и жизненных компетенций пользователей, повышает их уровень образованности и культуры. Таким образом, обучающую информацию, размещенную на странице, например, в Instagram, можно отнести к образовательному контенту (далее - ОК), содержание которого может быть наполнено текстовым материалом, видео-, аудиозаписями или картинками) [2, 31].

К структуре ОК предъявляются определенные требования [3]:

информационная насыщенность;

грамотное логическое изложение материала;

компетентные источники информации;

практическая значимость для подписчиков.

Следует отметить, что ОК в Instagram не ограничивается только ведением блогерами образовательных он-лайн курсов и лекций. Мы можем наблюдать появление новых типов контента в данной социальной сети. Например:

трансляции (прямые эфиры), позволяющие напрямую общаться с аудиторией. Возможные разновидности:

презентация новых продуктов, обновлений;

интервью;

подкаст (оригинальные аудио- или видеозаписи, а также теле- или радиопередачи);

бекстейджи (действия, процессы, которые не видит зритель, т. е. «за кулисами», «за сценой», «за кадром»);

образовательные трансляции и вебинары (вещательные курсы);

видеоматериалы с субтитрами [4].

Свои аккаутны в Instagram ведут крупные музеи и галереи не только в России, но и во всем мире. Анна Докучаева в интернет-статье «Учиться можно даже в Instagram: 18 образовательных аккаунтов» [5] подробно об этом рассказывает.

Так, в аккаунте Пушкинского музея авторы регулярно публикуют картины великих художников и рассказывают, как и когда они создавались, что символизируют. Блогеры главного музея Петербурга – Эрмитажа – не только выкладывают удачные фотографии от посетителей, но и просвещают подписчиков относительно реставрации картин, поясняют, чем примечательны их экспонаты. Для посетителей Instagram доступна на соответствующих страничках интересная информация о выставках в Лувре, Британском музее и др. Причем подписчикам предоставляется еще и возможность попрактиковаться в знании иностранных языков.

Официальный аккаунт NASA порадует подписчиков свежими новостями об исследо­ваниях Вселенной, интересными заметками о космических объектах и видеороликами запуска ракет. Марсоход «Curiosity» фотографирует почву Марса и передает снимки на Землю. Робот «Curiosity» работает на планете уже четвертый год, он умудряется делать даже селфи. В этом неофициальном Instagram собраны лучшие кадры его марсианской жизни.

Так же, можно узнать много нового и интересного в областях: архитектуры, истории, литературы, музыки, психологии, педагогики и т.д.

Реализация образовательного контента в социальной сети Instagram имеет не только преимущества, но и некоторые ограничения.

Отметим преимущества реализации ОК:

  • характеризуется минимальными системными требованиями к ЭОР;
  • гибкость системы образования (подписчик не посещает образовательное учреждение, проходит обучение в любом месте и в любое удобное для него время);
  • позволяет получать новые знания и формировать жизненные компетенции в рамках непрерывного образования;
  • повышает степень усвоения информации за счет отсутствия необходимости постоянного конспектирования получаемых сведений;
  • обеспечивает возможность неоднократного возвращения к непонятному, неосвоенному материалу необходимое количество раз, обращения за помощью к справочно-информационным материалам в сети Интернет;
  • имеет возможность обучения неограниченного количества посетителей аккаутна в Instagram.

Несмотря на большое количество явных преимуществ, можно выделить и некоторые ограничения:

  • отсутствие у многих блогеров базового профессионального образования, опыта разработки образовательного контента (содержание часто лишено целостности, в изложении не соблюдаются принципы последовательности и преемственности);
  • не всегда существует обратная связь со всеми участниками обучения;
  • возникновение технических сложностей при организации и проведении он-лайн- или оф-флайн-трансляций занятий через сеть Интернет;
  • зачастую, высокая стоимость изучения предлагаемого образовательного курса, просмотра вебинара.

Ведя свой аккаунт в Instagram, я, как начинающий блогер, при создании ОК стараюсь избегать отмеченных выше недостатков. Мои сториз, посты, образовательные курсы и лекции, в большей степени, имеют четко выстроенную содержательную траекторию, информационную насыщенность и практическую значимость. В качестве примера, я представлю лишь малую часть опубликованного мной материала.

Первая страница блога позволяет гостю сразу определиться с направлением и содержанием моих сториз и постов, которые направлены на приобретение новых знаний, продуктивную работу, саморазвитие, мотивацию.

Мои тематические сториз: трекер мудрости, трекер привычек, книги, советы, рецепты, вопрос/ответ, картины (творческие увлечения), мой магазин (творческие подарки), РАНХиГС позволяют сформировать любовь к прекрасному, рассказать об увлечениях, занятиях, обучении [1, 68].

 

Рисунок 1. Сториз «Трекер мудрости» рассчитан на ежедневное обновление цитат и афоризмов

 

Пост с отзывом о прочитанной мной книге «15 секретов управлением временем» поможет подписчикам систематизировать свои дела, грамотно распланировать свободное время.

 

Рисунок 2. Пост о прочитанной книге

 

Обучающий курс о ведении блога в Instagram позволит сориентироваться в виртуальном пространстве этой социальной сети, позволит грамотно и четко выстроить траекторию развития и ведения своего блога.

 

Рисунок 3. Обучающий курс о ведении блога в Instagram

 

В заключении, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что информация, размещенная в социальных сетях, и в Instagram в частности, должна быть содержательной, интересной, запоминающейся, носящей обучающий, развивающий, а также воспитывающий характер. Только тогда посетители соцсетей смогут не только воспроизводить готовую информацию, но и включаться в ее понимание, осознавание, осмысление, что приведет к усвоению новых знаний, принятию своей жизненной позиции, формированию ключевых компетенций.

До скорой встречи в Instagram на странице svetochkagoryunova, жду ваших комментариев, советов, новых идей!

 

Список литературы:
1. Горюнова С.А. Особенности ведения блога в Instagram: социальный аспект // Материалы LXVI студенческой международной научно-практической конференции. 2019. № 7 (66). Новосибирск. – 178 с.
2. Павленко Т.С. Понятие «контент»: типология, виды и технология получения дидактического контента в образовательном процессе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 2. Волгоград. – 96 с.
3. URL: https://texterra.ru/blog/obrazovatelnyy-kontent-mekhanizm-sozdaniya-loyalnogo-polzovatelya.html (дата обращения: 15.04.2019).
4. URL: https://netology.ru/blog/new-content-instagram (дата обращения: 16.04.2019).
5. URL: http://www.izbrannoe.com/news/otdykh/uchitsya-mozhno-dazhe-v-instagram-18-obrazovatelnykh-akkauntov/ (дата обращения: 16.04.2019).