Статья:

Перспективы развития медиаобразования в дошкольной среде (на примере Липецкой области)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(7)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Сдобникова А.Ю., Дякина А.А. Перспективы развития медиаобразования в дошкольной среде (на примере Липецкой области) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 7(7). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/7/21936 (дата обращения: 25.09.2018).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Перспективы развития медиаобразования в дошкольной среде (на примере Липецкой области)

Сдобникова Алёна Юрьевна
студент, 4 курс, институт филологии, кафедра философии и социальный наук, направление подготовки «периодическая печать», ЕГУ им. И.А. Бунина, РФ, г. Елец
Дякина Анжелика Александровна
доктор филологических наук, профессор, ЕГУ им. И.А. Бунина, РФ, г. Елец

 

В данной статье рассматривается современное состояние медиаобразования в Липецкой области, выявляются перспективы развития данного направления. В России этот вид деятельности получил развитие в 20-е годы прошлого века. На современном этапе важным становится внедрение медиаобразования в дошкольную среду. Липецкую область можно назвать одним из лидеров в развитии данного направления, основываясь на анализе деятельности журналистов и педагогов региона.

Отечественное медиаобразование на современном этапе проходит стадию становления, на которой формируется понимание его сути, основные принципы и приоритеты. Сейчас это процесс понимается как развитие личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью создания культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык экранных искусств [2, с.11]. Международная организация ЮНЕСКО декларирует данную сферу как «часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получения информации, оно способствует поддержке демократии» [2, с. 17], тем самым приравнивая ее к естественным правам человека.

В России медиаобразование начало развиваться в 1920-х годах, когда возникли движения юнкоров и деткоров. Именно в нашей стране оно стало одним из направлений деятельности журналистов, в ходе реализации которого профессионалы обучали детей азам своей деятельности. Существовали издания, редакционный коллектив которых состоял полностью из юных граждан, киноклубы и кружки. К 1990-м годам на отечественном телевидении появились передач, созданные детьми при поддержке наставников («Сорока») [1].

Пройдя длинный путь становления в эпоху СССР, российское медиаобразование получило активное развитие в век информационных технологий. Несмотря на это, в дошкольной среде подобные практики появлялись крайне редко, в основном стихийно, что обусловлено особенностями медиапространства и содержанием контента СМИ в нашем государстве. Большинство информационных продуктов непригодно для демонстрации детям в возрасте 0-6 лет, рассчитаны они лишь на взрослую аудиторию. Лишь к концу 2000-х годов в стране стали появляться медиа, ориентированные на дошкольников: телеканалы «Карусель», «Детский мир», «Мульт», радиостанция «Детское радио», сайты «Почемучка», «Солныщко» и др. Они наполнены продукцией, доступной для детского восприятия, информация о событиях в материалах этих СМИ излагается доступно, некоторые тексты созданы детьми.

Контент-анализ российских медиа, ориентированных на дошкольную аудиторию, позволяет говорить о возрастающем интересе журналистов и педагогов к развитию медиаграмотности на ранних этапах становления личности, что обусловлено общественными процессами и развитием информационно-коммуникационных технологий. Несмотря на возникновение специальных электронных СМИ для детей, целостная система медиаобразовательных ресурсов в России не сформирована, а деятельность подобного рода в дошкольной среде слабо прослеживается. Лишь в некоторых регионах воспитатели реализуют в детских садах проекты «Мы-журналисты», «Журналистика для дошкольников» и др., причем чаще всего подобные программы создаются в провинциальных ДОУ.

Рассматривая состояние медиаобразования в конкретном регионе – Липецкой области, можно говорить о положительных тенденциях, поскольку во многих дошкольных учреждениях областного центра и районов в процессе обучения и воспитания используются медиа. Целью их внедрения липецкие воспитатели считают развитие познавательных интересов у дошкольников, получение коммуникативных навыков, развитие критического мышления. Помимо этого, по мнению педагогического коллективов области, СМИ транслируют морально-этические нормы, которые необходимо заложить в самом маленьком возрасте. Региональные медиаобразовательные проекты объединяет общая концепция, направленная не только на обучение дошкольников ориентации в информационном обществе, но и на их непосредственное участие в создании журналистских продуктов, пусть и в рамках конкретного детского сада, например МБДОУ детский сад комбинированного типа №12 г. Липецка, в котором результатом реализации проекта «Мы – журналисты» стал выпуск газеты «Вот как мы живем». Данный регион можно считать одним из лидеров в сфере дошкольного медиаобразования. Этому способствует заинтересованность местных СМИ в привлечении всех возрастных категорий к взаимодействию. Так, телеканал «Липецкое время» и областная детская газета «Золотой ключик» активно участвуют в образовательных процессах. Телепередача «Будильник», в рамках которой существуют рубрики «Детский лепет», «Детский маршрут» и «Сами с усами» [5], позволяют маленьким гражданам участвовать в процессах коммуникации, выступать в роли корреспондентов, репортеров, интервьюеров, что позволяет не только ознакомиться с азами профессии, но и лучше ориентироваться в информационном обществе, поскольку прямое участие в создании информационных продуктов способствует развитию критического мышления и аналитических навыков.

На основе изучения медиаобразовательной сферы данного региона можно выявить цели данного направления в целом. Они заключаются развитии коммуникативных способностей у детей, обучении их основам журналистики, ознакомлении с типологией СМИ, причинами и особенностями функционирования массовых информационных потоков. Это делает медиаобразование одним из перспективных направлений современной науки. Его развитие обусловлено проникновением информационных технологий и коммуникационных процессов в общественную жизнь, что делает необходимым обучение населения взаимодействию с медиа и ориентации в его пространстве.

Внедрение медиаобразования в дошкольные учреждения является неизбежным, поскольку именно дети более всего подвержены рискам негативного влияния массовой информации и нуждаются в защите, сильнее всего поддаются внушению и неспособны самостоятельно анализировать получаемые данные, формировать собственное мировоззрение, абстрагируясь от навязываемых установок. Деятельность, направленная на развитие медиаграмотности позволит исключить подобные риски, сделав дошкольников полноправными участниками процессов коммуникации, научит их создавать собственные информационные продукты и выражать личную позицию.

 

Список литературы:
1. Федоров А. В., Челышева И. В. Медиаобразование в России: краткая история развития. Таганрог: Познание, 2002. – 266 с. 
2. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Кучма, 2004. – 340 с.
3. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://12.lipetskddo.ru/pages/proekti (дата обращения: 07.05.2017).
4. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // goldkey.lpgzt.ru/(дата обращения: 07.05.2017).
5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // lipetsktime.ru/budilnik/(дата обращения: 07.05.2017).