О государственной поддержке развития фермерского сектора АПК
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(7)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(7)
О государственной поддержке развития фермерского сектора АПК
Сельское хозяйство в настоящее время испытывает немало трудностей, которые обусловлены главным образом недостаточным вниманием к проблемам агропромышленного комплекса. При этом на законодательном уровне ведется работа для урегулирования возникающих проблем.
14 июля 2012 г. утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 717 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, реализация которой позволит обеспечить продовольственную независимость России в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.
Ряд правовых актов, такие как Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 г. № 120, а также Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р и Методические указания Минэкономразвития России по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 № 690 послужил нормативной базой для разработки данной программы.
К основным целям государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы относятся:
· обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;
· повышение эффективности использования и воспроизводство в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов Российской Федерации, экологизация производства;
· устойчивое развитие сельских территорий;
· повышение инвестиционной привлекательности отрасли, повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, создания благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности;
· обеспечение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей.
Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» Госпрограммы.
Основными целями мероприятий по поддержке малых форм хозяйствования являются:
поддержка и дальнейшее развитие сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования;
улучшение качества жизни в сельской местности;
увеличение доходов и снижение издержек малых форм сельскохозяйственных товаропроизводителей через их участие в сельскохозяйственных потребительских кооперативах.
Рисунок 1. Объем финансирования мероприятий подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» из федерального бюджета, млрд руб.
Достижение цели обеспечивалось через реализацию следующих задач:
· создание условий для увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства;
· повышение эффективности использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
· повышение уровня доходов сельского населения;
· модернизация материально-технической базы сельскохозяйственных
потребительских кооперативов как средство обеспечения качества и конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции.
Целевыми индикаторами являлись:
· количество крестьянских (фермерских) хозяйств начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки;
· количество построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм;
· количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов,
развивших свою материально-техническую базу с помощью государственной поддержки;
· площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.
Государственная поддержка по компенсации из федерального бюджета расходов крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2011 г. № ВП-П11-1436.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2011 г. № 874 (далее – Правила).
Освоение средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств при оформлении земли в собственность, по годам реализации Государственной программы представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Освоение средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств при оформлении земель в собственность (% от предусмотренных бюджетных ассигнований)
Снижение объемов государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств по оформлению земель в собственность отразилось на динамике площади оформленных земельных участков.
Рисунок 3. Динамика изменения площади земель сельскохозяйственного назначения, оформленных в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств, тыс. га
Низкий процент освоения средств федерального бюджета и невыполнение показателя, предусмотренного Государственной программой, по данному виду государственной поддержки обусловлены следующими причинами:
отсутствие заявок крестьянских (фермерских) хозяйств;
· несоответствие документов, предоставленных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, установленным требованиям предоставления субсидии;
· низкое качество планирования в субъектах Российской Федерации
реализации мероприятия (заявленные в начале финансового года показатели к концу года претерпевают существенные изменения), которое в конце года приводит к отказу от средств федерального бюджета;
· длительность процедуры кадастровых работ и образования земельных участков;
· недостаточная степень разъяснительной работы и консультационной поддержки фермеров местными органами власти.
По итогам реализации мероприятий по оформлению земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств в 2015 году можно сделать следующие выводы:
1. Внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1522 изменения в Правила способствовали усовершенствованию порядка предоставления субсидий, а также расширению круга лиц, отвечающих установленным требованиям получения государственной поддержки.
2. Принятые меры позволили повысить в 2015 году показатели освоения средств федерального бюджета и достижения индикатора данного вида государственной поддержки по сравнению с предыдущим годом.
Вместе с тем анализ результатов реализации указанного вида государственной поддержки в последние годы показывает снижение числа фермерских хозяйств, обращающихся за предоставлением бюджетных средств при оформлении в собственность используемых земельных участков, в связи с чем не достигается установленный Госпрограммой показатель результативности (индикатор), характеризующий эффективность реализации мероприятия. Указанное свидетельствует, что подавляющим большинством крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, заинтересованных в получении субсидии, в основном завершен процесс оформления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность.
Всего за время реализации данного вида государственной поддержки, начиная с 2011 года, более 2 100 крестьянских (фермерских) хозяйств оформили в собственность около 660 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения.
С учетом вышеизложенного было принято решение завершить в 2015 году поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Однако следует отметить, что площадь земель сельскохозяйственного назначения не поставленных на кадастровый учет по-прежнему составляет около 85%.
Кроме того, снижение числа фермерских хозяйств, заинтересованных в предоставлении субсидии связано с недостатком у них денежных средств и сравнительно длительным процессом оформления документов, необходимых для предоставления указанного вида поддержки.
Следует отметить, что большинство субъектов Российской Федерации приняли решение о реализации данного вида поддержки за счет своих бюджетов, что свидетельствует об актуальности этого вида поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств.
Полагаем что, государственную поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств при оформлении в собственность земельных участков за счет средств федерального бюджета следует восстановить, но при ее осуществлении необходимо одновременно существенно улучшить технологию ее реализации. В частности следует:
· нужно провести консультационную работу о реализации данного вида поддержки;
· удешевления кадастровых работ;
· взять под контроль кадастровые и землеустроительные структуры.
Кроме этого вида поддержки развития крестьянских (фермерских) хозяйств необходимо обеспечить их доступ к кредитам на приемлемых условиях, содействовать развитию межфермерской кооперации, развивать систему агроконсалтинга, способствовать выходу на рынки ресурсов и произведенной продукции и др.