Статья:

Социально-педагогическая профилактика правонарушений как актуальное направление работы с несовершеннолетними

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(7)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кирова Н.Д., Данилова М.В. Социально-педагогическая профилактика правонарушений как актуальное направление работы с несовершеннолетними // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 7(7). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/7/22360 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Социально-педагогическая профилактика правонарушений как актуальное направление работы с несовершеннолетними

Кирова Наталья Денисовна
студент, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, РФ, г. Владимир
Данилова Марина Владимировна
канд. пед. наук, доц., Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, РФ, г. Владимир

 

Сегодня из-за нестабильности общества, пренебрежения общечеловеческими ценностями и снижения уровня жизни населения, повысились негативные тенденции, которые предъявляют повышенные требования к самоопределению и стабильности личности, а также провоцируют её девиантное поведение, отклонение в развитии и, нередко, деградацию и саморазрушение. Это связано с интенсивными социально-экономическими и политическими переменами, что резко обострило социальные проблемы, в том числе противоправного характера.

Психологи, педагоги и криминологи главную роль отводят профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Именно в подростковом возрасте развивается личность индивида, его характер, интересы и ценностные ориентации. Профилактика правонарушений несовершеннолетних представляет собой одно из важнейших направлений всей борьбы с преступностью в социуме. Их выявление является существенным условием охраны нравственного здоровья растущего поколения.

Под правонарушением понимается противоправное, общественно – вредное и виновное деяние личности по отношению к другим. Нарушение требований норм права в социуме носит массовый характер, причиняет значительный вред как физический, так и психологический, что позволяет считать правонарушения явлением асоциальным [2]. П. С. Самыгин выделяет черты правонарушений несовершеннолетних: 1) высокая латентность (частичность выявленных правонарушений); 2) групповой характер; 3) реагирование на меры борьбы, контролю со стороны ближайшего окружения (семьи), образовательных учреждений, общественности и социальных служб [4].

Проведя анализ специальной литературы, можно сделать вывод, что основными причинами правонарушений несовершеннолетних являются неблагополучная социализация в семье, сплочение подростков с досуговой, криминогенной товарищеской группой, социально-экономические и морально-этнические факторы, рост агрессивности в социуме, дефекты учебно-воспитательной работы общеобразовательных учреждений, дефекты в организации трудоустройства несовершеннолетних, подстрекательство со стороны взрослых преступников, проникновение в подростковую среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными нормами и ценностями, беспризорность и безнадзорность детей и подростков.

Под профилактикой правонарушений понимают гуманное средство борьбы с преступностью подростков, средство, подразумевающее не наказание, а непосредственно воспитание, предостережение несовершеннолетних от преступлений, поддержание, сохранение и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей [1]. Профилактика правонарушений соотноситься с запланированным предупреждением нежелательного события, то есть с ликвидацией причин, которые могут повлечь за собой нежелательные последствия [3]. Л.В. Мардахаев рассматривает профилактику как использование совокупности мер, разработанных для предотвращения каких–либо отклонений в развитии, воспитании и обучении личности [7].

Социально–педагогическую профилактику Р.В. Овчарова определяет как систему мер социального воспитания, целенаправленных на создание оптимальной ситуации развития детей и подростков, способствующих проявлению разных видов его активности [1]. Социально–педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних обладает существенными особенностями. Наличие данных особенностей определяется спецификой правового и фактического положения несовершеннолетних как социально–возрастной группы социума, которая находится на стадии интенсивного развития, а также личных качеств несовершеннолетних правонарушителей [6].

В социально–педагогической профилактике правонарушений несовершеннолетних выделяют три вида профилактической деятельности:

1)  первичная профилактика, направленная на установление обстоятельств, отрицательно влияющие на формирование личности несовершеннолетних и недопущение их перехода на беззаконный путь. Именно первичная профилактика является важнейшим видом превентивных, предупредительных мероприятий в сфере предотвращения отклонений в поведении несовершеннолетних. На данной стадии решаются проблемы занятости подростков. Выявление несовершеннолетних, склонных к нарушению норм и правил, нарушению дисциплины, отстающих в учебной деятельности, и определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, так же вовлечение подростков в различные виды положительной деятельности проводится коллективно с социальным педагогом, классным руководителем и другими специалистами образовательных, социальных учреждений. На этом этапе важно проводить работу по изменению условий семейного воспитания. Соответственно поэтому, оперативно ведется профилактическая работа с родителями, ведущими аморальный образ жизни;

2)  вторичная профилактика, упреждающая обстоятельства, уже повлекшие совершению конкретных правонарушений несовершеннолетними. Вторичная профилактика подразумевает комплекс медицинских, социально – психологических, юридических мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение. Главными задачами этого этапа являются предотвращение совершения подростками более тяжелого правонарушения, предоставление своевременной социально–психологической поддержки несовершеннолетнему, находящемуся в сложной жизненной ситуации. Важно осознать, понять интересы, стремление подростка, дать возможность развиваться его индивидуальности. Это в определенной степени способствует предотвращению правонарушений;

3)  третичная профилактика, направленная на предупреждение рецидива правонарушений несовершеннолетними. Третичная профилактика представляет собой комплекс социально–психологических и юридических мер, имеющих цель недопущение совершения повторного преступления несовершеннолетним, вышедшим из мест лишения свободы. В настоящее время данный вид профилактической деятельности наименее развит. На этом этапе несовершеннолетним оказывается помощь в вопросах обеспечения жильем, трудоустройства, психологического консультирования[6].

На всех этих уровнях реализовывается целенаправленная работа по определению недостатков в сфере трудового и семейного воспитания несовершеннолетних, организации их досуга, а также повышение эффективности работы специализированных органов, ведущих борьбу с правонарушениями [5].

В отечественной литературе выделяют несколько направлений социально–педагогической деятельности по профилактике правонарушений среди подростков: 1) повышение роли семьи в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних; 2) повышение воспитательной роли образовательных учреждений в организации и проведении мероприятий, направленных на профилактику правонарушений; 3) использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение несовершеннолетних от их негативного влияния; 4) приобщение несовершеннолетних к участию в общественной деятельности в различных центрах, организациях (театральных, спортивных, культурно–досуговых); 5) активизация самовоспитательной деятельности по преодолению и исправлению негативных качеств и привычек.

Отечественные исследователи выделяют несколько принципов социально–педагогической работы с несовершеннолетними: конфиденциальность (информация, полученная в ходе реализации программы, без разрешения несовершеннолетнего не разглашается); адресность (направленность профилактической работы на целевую группу); законность (в своей работе социальный педагог руководствуется законодательством Российской Федерации); комплексность (все действия социально–педагогической службы носят целевой характер); добровольность (все виды профилактической деятельности социального педагога подвластны праву выбора подростка, получающего помощь); непрерывность (профилактические, коррекционные мероприятия проводятся ежегодно, ежемесячно, ежеквартально).

Таким образом, под социально–педагогической профилактикой понимают систему мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития несовершеннолетних и способствующих проявлению различных видов его активности. Важным направлением усовершенствования работы с подростками в рамках социально–педагогического аспекта является организация работы по преодолению неблагоприятных воздействий окружающей его среды, важнейшим элементом которой является ближайшее окружение подростка (семья). При организации социально–педагогической профилактики необходимо учитывать принципы социально–педагогической работы, основные направления социально-педагогической деятельности по предотвращению и преодолению совершения правонарушений.

 

Список литературы:
1. Бедулина Г.Ф., Погодина Е.К. Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения: учеб.-метод. комплекс. – Минск: БГПУ, 2013. – 216 с. 
2. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2014. – 192с.
3. Романова Л. Л., Вечканова О. Ф. Социальная профилактика как технология социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями//вестник Амурского государственного университета. – 2014. – Вып. 64: Сер. Гуманитар. науки. – С. 111–114.
4. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи / П.С. Самыгин. – Ростов н/д.: Феникс, 2006. – 246 с.
5. Фатеев И. В. Социальные аспекты причин девиантного и деликвентного поведения подростков // Общество: политика, экономика, право. – 2008. – № 2. – С. 69–73.
6. Холостова Е.И. Зарубежный опыт социальной работы / Е.И. Холостова, А.Н. Дашкина, И.В. Малофеев. – М.: Дашков и К, 2013. – 365с.
7. Чечулин B.Л. Основания методики социальной работы с несовершеннолетними дезадаптированными детьми и правонарушителями / B.Л. Чечулин, Е.А. Соромотина, Е.А. Пузракова // Вестник Пермского университета. – 2012. – № 4 (12). – С. 85–92.