Статья:

Основания лишения родительских прав

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(70)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Кругова Е.И. Основания лишения родительских прав // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 19(70). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/70/52934 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основания лишения родительских прав

Кругова Екатерина Игоревна
магистрант Саратовской государственной юридической академии, РФ, г. Саратов

 

Государство заинтересовано в создании благоприятных условий для развития и надлежащего воспитания детей, они должны быть готовы к активному участию в деятельности своего государства. Этот интерес выражается в закрепленных в Семейном Кодексе Российской Федерации (далее – СК РФ) принципах приоритета заботы о благосостоянии и развитии детей, обеспечения приоритетной защиты их прав и интересов.

Формирование здоровых, образованных, законопослушных детей и, соответственно, поколения происходит в семье. Однако встречаются случаи, когда родители не исполняют или ненадлежаще исполняют свои права. В сложившейся ситуации, для обеспечения нормальных условий воспитания детей, государство отходит от принципа приоритета воспитания в семье и вправе применить к родителям определенные меры.

Особой и наиболее радикальной мерой выступает лишение родительских прав. Статья 69 СК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для лишения родителей родительских прав:

1) уклонение от выполнения родительских обязанностей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

Это может быть выражено в отсутствии заботы об обучении детей, их здоровья, нравственном, физическом и духовном развитии, не предоставлении материального содержания без уважительных причин. В данной ситуации ребенок не получает того набора благ, который необходим ему для нормального развития. Подобный дефицит может порождать неблагоприятные последствия в виде: приобщения ребенка к алкогольным напиткам, одурманивающим веществам, ведения им аморального и антисоциального образа жизни.

При злостном уклонении от уплаты алиментов родителя (родителей) лишают родительских прав не только, когда он привлечен к уголовной ответственности по соответствующей статье, но и при систематической неуплате алиментов на ребенка без объективных причин. В частности, о злостности могут свидетельствовать: образовавшаяся по вине плательщика задолженность по уплате алиментов, непредоставление реальных сведений о заработке или ином доходе, из которых происходит удержание алиментов, привлечение родителя к административной ответственности по статье 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2) еще одним основанием для лишения родительских прав может быть отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного, социального учреждения и организации или из других аналогичных учреждений.

Отказ может быть выражен как в устной, так и в письменной форме. Порой об отказе можно судить исходя из поступков родителей, которые просто не забирают ребенка домой. В этом положении обобщенным основанием для лишения родительских прав выступает некое отречение от ребенка. Однако отказом не будет являться данное родителем согласие на усыновление ребенка без указания усыновителя (п. 3 ст. 129 СК РФ), т.к. при сложившейся обстановке женщина, родившая ребенка, юридически не приобретает родительских прав.

В этих условиях лишение родительских прав представляет собой попытку пресечения неприемлемого поведения родителя, который не желает забрать ребенка (оставляет его в родильном доме, больнице и т.д.).

СК РФ и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 ноября 2017 г. № 44 (далее – Постановление) не содержат перечня обстоятельств, дающих оправдание такому поступку родителей (родителя). Но, тем не менее, на практике встречаются ситуации, когда содержание ребенка представляется невозможным (хронические заболевания, инвалидность родителей и т.п.) По этим причинам нельзя априорно полагать, что отказ неправомерен.

Зачастую к уважительным причинам, препятствующим лишению родительских прав, причисляют отсутствие жилья или условий для проживания [3, с. 261-262].

3) следующее основание для лишения родительских прав - злоупотребление своими родительскими правами, выраженное в различных формах.

Злоупотребление возникает, когда родителями реализуются права вразрез с правами и законными интересами детей, например, приобщение их к попрошайничеству, воровству, азартным играм, употреблению одурманивающих средств, алкогольных и иных спиртосодержащих напитков. Бывают случаи, когда один из родителей препятствует вывозу ребенка за границу, без объективных причин, с целью навредить или испортить жизнь другому супругу. При этом происходит игнорирование интересов и потребностей несовершеннолетнего, другого родителя, который старается обеспечить необходимое лечение или достойное образование. Со схожим явлением можно столкнуться при использовании ребенка для совершения преступления, вовлечении его в занятие проституцией или деятельность различных сект. Нередко злоупотреблению сопутствуют использование беспомощного состояния ребенка, применение к нему физического или психического принуждения, которые подрывают здоровье и развитие ребенка.

4) жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического и психического насилия над ними, покушение на их половую неприкосновенность.

Помимо перечисленного в самом пункте примерами жестокого обращения могут служить побои, истязания, лишении пищи, воды, одежды.

Согласно ч. 1 ст. 65 СК РФ родители, при осуществлении своих прав не должны наносить вред психическому и физическому здоровью детей, а также их нравственному развитию. Используемые ими способы воспитания детей не должны включать в себя грубое, унижающее человеческое достоинство обращение или оскорбление детей.

5) наличие у родителей хронического алкоголизма или наркомании.

Для подтверждения наличия хронического алкоголизма или наркомании необходимо соответствующее медицинское заключение. При этом не имеет значения признание родителей ограниченно дееспособными [1].

Вина родителей, страдающих хроническим алкоголизмом и наркоманией, прослеживается через их сознательное поведение, результатом которого и стала подобная зависимость. Однако на практике вопрос виновности не рассматривается, ввиду отнесения алкоголизма и наркомании к категории заболеваний, вызывающих поражение воли. В данной ситуации опасность может исходить не только от родителей, но и от самой обстановки (частое пребывание посторонних лиц, оставление ребенка без присмотра на длительное время, состояние голода и жажды, нездоровая семейная атмосфера).

6) совершение родителями умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Как справедливо отмечено А.О. Заботкиным, данное обстоятельство должно быть подтверждено «вступившим в законную силу обвинительным приговором суда либо постановлением (определением) суда или постановлением органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела по нереабилитирующему основанию» [2, с. 9]. Конкретными примерами таких преступлений против жизни и здоровья, как правило, служат: убийство или покушение на него, доведение до самоубийства, причинение вреда различной тяжести, оставление в опасности, истязание [3, с. 262].

Еще одним условием необходимым для применения этого пункта, является наличие вины в форме умысла (прямого и косвенного). Также законодателем был установлен предел в виде круга лиц, в отношении которых может быть совершено преступление. В него входят: дети, супруг (который может и не быть родителем), другой родитель и иные члены семьи (бабушки, дедушки и т.п.). В случае, когда объектом посягательства выступает не жизнь и здоровье ребенка, а жизнь и здоровье другого упомянутого лица, круг преступлений ограничивается до особо тяжких, таких как: убийство, изнасилование, причинение тяжкого вреда. Присутствие ребенка при совершении преступления не обязательно.

В силу здравого смысла лицо, которое совершило такое преступление, не может быть носителем родительских прав и представлять интересы ребенка.

В п. 18 Постановления содержится указание на крайность меры лишения родительских прав. К сожалению, зачастую это обстоятельство обходят стороной. Ошибочно полагать, что исключительно при наличии одного из оснований эта мера имеет место. Кроме того, проблема возникает при определении необходимости ее применения.

Многие авторы выделяют условия лишения родительских прав – это различные обстоятельства, совместное наличие которых свидетельствует о возможности применения меры ответственности. Предлагаемые в научной литературе вариации условий, как правило, отличаются друг от друга несущественно. Минимальные требования включают: наличие минимум одного предусмотренного законом основания (деяние), дееспособность правонарушителя и его вину.

Недееспособный гражданин, в силу психического расстройства не в состоянии осознавать своих действий (в частности давать им оценку) и (или) руководить ими. Это порождает вопрос о возможности установлении его виновности. Положения п. 17 Постановления разрешает этот вопрос в пользу невиновности недееспособного лица, указывая, что оно не может быть лишено родительских прав. Однако, если оставление ребенка у родителей влечет угрозу, суд, при наличии оснований, вправе вынести решение об ограничении в родительских правах.

Часто авторы делают акцент еще на одном условии, а именно: несовершеннолетии ребенка [2, с. 10]. Это формулировка не совсем корректна ввиду того, что родительские права могут прекращаться и до совершеннолетия в случаях, предусмотренных законом (эмансипация, вступление в брак). Правильнее было бы указывать на достижение полной дееспособности, как на более общее основание.

В судебной практике встречаются ситуации, когда ребёнок в ходе судопроизводства достигает совершеннолетия, вследствие чего родительские права прекращаются. В таких случаях суд даже при наличии всех необходимых условий обязан отказать в удовлетворении иска. Примером может служить следующий случай: Гусар О.В. обратилась в суд с иском к Гусар Р.Н. о лишении родительских прав Гусар Р.Н. в отношении их дочери, передаче ребенка на ее воспитание.  При этом истец указала, что она состояла в браке с Гусар Р.Н. От брака с ответчиком у нее родилась дочь. На основании решения городского суда г. Холмска брак между ней и ответчиком расторгнут. Одновременно с расторжением брака с ответчиком, истец подала заявление о взыскании с него алиментов на содержание ребенка. Судьей городского суда г. Холмска был выдан судебный приказ о взыскании с ответчика алиментов. Алименты на содержание ребенка ответчик платил нерегулярно и только по принуждению судебных приставов, а с 2009 года вообще прекратил уплату алиментных обязательств. Согласно постановлению о расчете задолженности ОСП по г. Южно-Сахалинску по исполнительному листу задолженность по алиментам составляет 471 957 рублей 70 копеек. В настоящее время истец проживает со своим ребенком в благоустроенной квартире, принадлежащей ее матери, в которой созданы все необходимые условия для нормального роста и развития ребенка: имеется место для сна, отдыха, игр и развития. Воспитанием, лечением и материальным содержанием ребенка занимается истец и ее мать. Ответчик воспитанием ребенка не занимается, денежные средства на его содержание не выделяет, алименты не выплачивает. Кроме того, ответчик официально нигде не работает, в центре по трудоустройству устраиваться отказывается и к судебным приставам - исполнителям на вызовы не является. За весь период с 1999 года по 2015 год ответчик ни разу не предпринял попытки встретиться с дочерью, каким-либо образом пообщаться, единственным знаком внимания являются несколько оценок под фотографиями дочери на её страничке в социальной сети. 

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности, представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям: в силу статьи 56 СК РФ - ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. В рассматриваемом случае иск в защиту интересов несовершеннолетнего ребенка заявлен ее матерью – Гусар О.В. Однако на момент вынесения решения по иску о лишении его родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери, последней исполнилось 18 лет, она достигла совершеннолетия. Из системного толкования норм семейного и гражданского законодательства следует, что при достижении гражданином совершеннолетия он перестает быть ребенком и приобретает гражданскую дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, и, как следствие, в указанный момент прекращаются права и обязанности родителей в отношении данного гражданина, следовательно, родители могут быть лишены родительских прав только в отношении несовершеннолетних детей. В исковом заявлении Гусар О.В. к Гусар Р.Н. о лишении родительских прав было отказано [6].

Представляется интересным положение об учете характера поведения, личности и иных обстоятельств дела. То есть, наличия основания, предусмотренного статьей 69 СК РФ, недостаточно для удовлетворения иска, необходимо также учитывать отношения между родителями и ребенком, их личные качества, намеченные тенденции исправления.

Таким образом, основания лишения родительских прав перечислены в СК РФ и Постановлении, однако в теории и на практике вопрос о том, что является условием лишения родительских прав вызывает много споров. Учитывая, что лишение родительских прав является крайней мерой ответственности, можно сделать вывод о том, что ее применение возможно только при наличии различных обстоятельств, совместное наличие которых свидетельствует о возможности применения данной меры. Иначе говоря, для того, чтобы лишить родителя (родителей) родительских прав, недостаточно только лишь наличия одного из оснований.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) / Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301.
2. Заботкин А.О. Лишение родительских прав: некоторые аспекты правоприменения // Государственный Советник. 2014. №4. с. 10
3. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) / З.А. Ахметьянова, Е.Ю. Ковалькова, О.Н. Низамиева [и др.]; отв. ред. О.Н. Низамиева. М.: Проспект, 2011. 560 с.
4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав»
5. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2011. 848 с.
6. Решение Прикубанского районного суда г Краснодара №2-6128/2016 от 28 апреля 2016 года. URL: https://sudact.ru/regular/doc/tKd2IN3hc2H5/?regular-txt=&regular-case_doc=%E2%84%96+2-6128%2F2016&regular-lawchunkinfo=&regular-doc_type=&regular-date_from=&regular-date_to=&regular-workflow_stage=&regular-area=1001&regular-court=&regular-judge=&_=1557054467065 (дата обращения: 30.05.2019)
7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации, 01.01.1996, №1, ст. 16.