Статья:

Теоретико-методологические основы исследования памяти

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Парфёнова Е.А., Репринцева Ю.С. Теоретико-методологические основы исследования памяти // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 20(71). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/71/53106 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Теоретико-методологические основы исследования памяти

Парфёнова Евгения Александровна
студент Благовещенского государственного педагогического университета, РФ, г. Благовещенск
Репринцева Юлия Сергеевна
канд. пед. наук, доцент, Благовещенского государственного педагогического университета, РФ, г. Благовещенск

 

«Без памяти, – писал С.Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом». Если разобраться, то действительно, в основе способностей человека лежит память. Она является условием приобретения знаний, научения, формирования навыков и умений. Благодаря памяти и ее постоянному совершенствованию человек выделился среди животных и достиг невероятных высот. И постоянное улучшение ее функций способствует дальнейшему прогрессу человечества, так как память отвечает за способность к обучению и развитию [1, с. 218].

Памятью издавна интересовались философы, психологи и физиологи. О явлениях памяти много уже изучено и доказано, но также есть и то, что еще следует узнать. Мы уточним то, что уже известно и начнем с определения.

Достаточно много разнообразных определений «памяти», которые дополняют друг друга. Есть ученые, которые определяют память как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Также говорят что память – это сложный психологический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных с друг другом.

А вот в психологии дают такое определение: память – это нейро-психофизиологический процесс, обуславливающий преемственность всех психических процессов и заключается в сохранении и воспроизведении полученного опыта.

Как мы видим, все определения по-разному сформулированы, но их объединяет то, что в каждом из них говориться о памяти как о процессе. Проанализировав различные определения можно сформулировать понятие: «Память» – это сложный психологический процесс, который включает в себя три основных процесса: запоминание (запечатление) с последующим узнаванием или воспроизведением. Это определение краткое, но оно четко дает понять, какими процессами характеризуется память.

Память обладает определёнными характеристиками, как и любой познавательный психологический процесс. Основными характеристиками являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

Все это характеристики присущи всем процессам, которые объединяет понятие «память» и это запоминание, узнавание и воспроизведение [2, с. 263].

Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Это достаточно сложный процесс, который включает в себя различные характеристики, такие как заучивание, степень осмысления запоминаемого материала (делится на осмысленное и механическое запоминание) и сохранение.

Извлечение из памяти материала, который сохранился, осуществляется с помощью двух процессов – узнавание и воспроизведение. Воспроизведение – это процесс восстановления образа предмета, воспринимаемого ранее, но не в данный момент. В отдельных случаях человек сталкивается с таким явлением как узнавание, это представление воспринятого объекта, которое сформировалось у человека или на основе личных впечатлений, а именно представления памяти, или же на основе словесных описаний, а это представление воображения. Но существует еще одна характеристика, и это забывание информации. Это невозможность восстановить ранее воспринятую информацию. Оно развивается из-за отсутствия подкрепления [3, с. 220].

Как мы видим, память это достаточно сложный процесс, который строится на сложных механизмах. Но также существуют различные виды памяти, и различные подходы к их классификации.

Самая распространённая классификация по времени (продолжительности) сохранения материала и выделяют: мгновенная или иконическая, кратковременная, оперативная, долговременная, генетическая.

Другие ученые выделяют по характеру психологической активности: двигательная или моторная, зрительная, слуховая, эмоциональная, образная, словесно-логическая, обонятельная, осязательная.

Существует еще одна классификация по характеру целей и выполняемости деятельности: произвольная и непроизвольная.

Многие зарубежные и отечественные психологи такие, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ф.И. Зинченко, П.П. Блонский, А.А. Смирнов, Г. Мюллер, П. Жане, Г. Эббингауз и многие другие занимались изучением памяти. Долгое время вопросы психологии памяти оставались предметом теоретических столкновений различных концепций и теорий.

Еще Аристотель пытался ввести принципы, которые могут впоследствии стали назваться принципами ассоциации. И основой для этих принципов стала первая психологическая теория памяти, которая является актуальной и сейчас, это ассоциативная теория, которая возникла в XVII в.

Основой данной теории является понятие ассоциации – связи между различными психическими феноменами, которое разрабатывали Г. Эббингаузом, Э. Крепелин, Г. Мюллером и другие. Здесь память выступает как сложная система кратковременной, долговременной и устойчивой ассоциации. В дальнейшем теория столкнулась с основной проблемой, это объяснение избирательности человеческой памяти.

В конце XIX в. вместо ассоциативной теории памяти появляется гештальттеория. В этой теории первым понятием и при этом главным принципом является не ассоциация первичных элементов, а целостная организация – гештальт. Сторонники этой теории, считают, что память определяют законы формирования гештальта. Гештальт в переводе на русский язык означает «целое», «структура», «система». Термин был предложен представителями направления, которое возникло в Германии в первой трети XX в. В этом направлении была выдвинута программа изучения психики с точки зрения целостных структур или гештальтов. Но эта теория не смогла ответить на вопрос: как формируется и развивается память человека в фило- и онтогенезе.

Также не нашли ответа о генезисе памяти и представители двух других направлений, бихевиоризма и психоанализа. Бихевиористы выделяли роль подкреплений в запоминании информации, а также уделяли внимание работе памяти в процессах научения.

Основателем психоанализа стал Зигмунд Фрейд, который выявил роли положительных и отрицательных эмоций, мотивов и потребностей в запоминании и забывании, что стало его заслугой.

В начале XX в. возникает смысловая теория памяти. Сторонники данной теории утверждали, что работа соответствующих процессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. Самыми выдающимися представителями этого направления были А. Бине и К. Бюлер, которые доказали, что на первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала.

Впервые систематическое изучение высших форм памяти у детей повел выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский, который в конце 1920 гг. приступил к исследованию вопроса о развитии высших форм памяти и вместе со своими учениками показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению.

Работы Выготского явились дальнейшим развитием исследований французского ученого, как П. Жане, которым было положено начало изучению памяти как деятельности.

Отечественные психологи продолжали изучение сложных форм произвольной мнемической деятельности, где процессы памяти связывали с процессами мышления. Исследования, которые проводили А.А Смирнов и П.И. Зинченко с позиции психологической теории деятельности, позволили раскрыть законы памяти как осмысленной человеческой деятельности.

Также в последние 30 лет были проведены исследования, которые показали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связанны с биохимическими процессами, в частности с модификацией РНК. Были даже сделаны попытки выделить области мозга, необходимые для сохранения следов, и неврологические механизмы. Лежащие в основе запоминания и забывания.

Обобщив все сказанное, можно сделать вывод, что память характеризуется достаточно сложными процессами, которые включают в себя свои механизмы. Также существуют различные виды памяти и их достаточно много. Каждый вид уникален, имеет свои особенности, но самое главное, каждый из них значим и необходим для полного развития умственных способностей человека. Несмотря на многолетний опыт исследования, и изучения памяти многие вопросы остаются не решёнными, но сейчас психология располагает обширным материалом по этой проблеме, и этого вполне достаточно, чтобы понять, что такое память, как она развивалась, и узнать различные подходы к изучению процессов памяти.

 

Список литературы:
1. Немов Р.С., Психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
2. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 583 с.
3. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я., Психология памяти. – М.: ЧеРо, 2000. – 816 с.