Статья:

Художественные приемы печатной графики в декоративно – прикладном искусстве России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Пономарёва Е.В. Художественные приемы печатной графики в декоративно – прикладном искусстве России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 20(71). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/71/53109 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Художественные приемы печатной графики в декоративно – прикладном искусстве России

Пономарёва Екатерина Вячеславовна
магистрант Челябинского государственного института культуры, РФ, г. Челябинск

 

Аннотация. В статье рассматриваются приемы и художественные средства, способствующие развитию печатной графики в рамках декоративно – прикладного искусства; интеграция печатной графики в утилитарную среду; связь между печатной графикой и лубком, набойкой, как направлениями в декоративно-прикладном искусстве России.

 

Ключевые слова: печатная графика; гравюра; набойка; ткань; лубок; художественные приемы.

 

Декоративно – прикладное искусство России неизменно остается предметом интереса, как у реципиентов художественного творчества, так и в профессиональной среде художников – прикладников. На декоративно – прикладное искусство, сложившиеся в последнем художественные традиции, оказывают влияние также и происходящие в обществе перемены. Так, например, бывший приоритетным в советский период монументализм заменяется на рубеже XX – XXI в. востребованностью, стремлением к созданию камерного, индивидуального интерьера жилища. Основополагающими элементами в последнем часто становятся произведения декоративно – прикладного искусства в русском стиле. Значительное внимание отводится также текстильному искусству, декорированию ткани с помощью художественных приемов печатной графики (набойки). Предметом нашего рассмотрения является использование печатной графики в декоративно – прикладном искусстве России отмеченного выше периода, возникающих в данном случае художественных особенностей и приемов.

Язык графики основан на выразительных возможностях точки, линии, формы, цветового пятна, с их помощью передается художественный образ и содержание произведения. Взаимодействуя между собой, эти художественные приемы создают визуальное сообщение, следовательно, их можно рассматривать как особого рода знаки. Точка является простейшим средством создания визуального изображения, но, по мнению исследователя семиотики искусства А.П. Лободанова, именно линия является основным знаковым «средством изобразительного выражения формы предмета» [4]. Именно линия дает возможность «фиксирования образного содержания, которое находится в движениях руки проводимых по поверхности изображаемого предмета. Линия, изображаемая на плоскости белого листа или ткани, становится знаком изображения, иными словами, ярким проявлением и обозначением целостной формы предмета.

Художественные приемы печатной графики универсальны, они могут быть использованы как для печати на бумаге, так и на ткани. Техника переноса изображения на бумагу схожа с техниками печати на тканях. Художественные приемы печатной графики с успехом используются при декорировании текстиля.

За весь период своего развития орнаментация тканей накопила большой опыт использования графических средств изображения в текстильном рисунке.

Художественный образ произведения искусства возникает по средствам сформировавшейся системы приемов и средств выразительности. Художественно – графическое изображение текстильного орнамента представляет собой характерную область специального назначения текстильной графики, которая имеет свои цели и свою специфику.

Как в графике, так и в текстильном рисунке, линия – это одно из основных выразительных средств. Узоры с использованием линий или линеарные зачастую применялись в текстиле с незапамятных времен. В русской набойке с использованием линии изображали различные по характеру мотивы: цветы, растения, животных. В действительности каждое линеарное изображение может быть перенесено на ткани. Линия, являясь художественным средством, занимает основополагающее место и участие в создании пластического характера рисунка.

Линия может быть отдельным и самостоятельным элементом композиции (полоса, клетка), или же принимать участие в создании форм, как основной элемент композиции [3, с. 244]. Линеарные изображения внешне производят впечатление простых, но имеют свои преимущества. Их отличительные особенности – это лаконичность, цельность, отсутствие отвлекающих эффектов. Линия служит не только для изображения формы, но и для ее выражения. Линию можно классифицировать на виды, например «легкая», «строгая», «живая». Ее можно использовать для разных целей за счет вариаций с ее толщиной – от тончайших паутинных линий, и до каркасных и толстых. В текстильном рисунке линия зачастую используется в качестве контура, но возможны вариации с участием линии во внутренней разработке орнаментальной формы. Линеарная графика – является сложной техникой. При поверхностном и неграмотном подходе, линия может показаться чрезмерной строгой в рисунке, а так же возникает эффект невыразительной «каркасности» изображения. Возможно присутствие линии в рисунке в качестве штриха, где фактура фона или элементов орнамента выполняется с его помощью. Так же при использовании штрихования появляется возможность накладывать цвет на цвет для создания дополнительных цветовых эффектов. Если линия объединяет форму, определяет ее границы, то штрих выполняет функцию передачи динамики в изображении. Чаще всего композиционное решение опирается на линии, тогда центральным становится их характер, чередование.

Как и в печатной графике, линеарное решение в текстильном рисунке используется при печати как по белым и светлым фонам, так и в вытравном рисунке (печать по цветным фонам). Пятовое, или силуэтное, решение применяется с целью формирования многоцветного рисунка. В зависимости от размера, пятно может быть как точкой, так и крупной формой. Пятновое решение требует тщательного отношения к внешнему виду (форме) пятна, его силуэту. Взаимодействие пятна с фоном является важнейшей задачей, как в отношении пропорций, так и по цвету. Силуэтное решение композиций перманентно диктует художнику: что является главным в изображении – фон или форма, только таким образом можно добиться ясности и цельности художественного образа композиции.

Декорирование ткани имеет глубокие народные корни, и современные художники по текстилю с глубоким уважением относятся к прошлому этого искусства, постоянно черпая из него новые идеи и замыслы. Ремесло ручной росписи тканей появилось практически одновременно с ручным ткачеством. Сначала появился ткацкий рисунок, который создавали особым переплетением нитей. Позднее рисунок стали наносить ручным способом. Еще позднее были изобретены печатные резные деревянные доски. Развитие техник печати на ткани во многом совпадает со временем развития техник печати на бумаге. Это позволяет увидеть взаимосвязь набойки и других направлений в печатной графике, где вполне закономерно трансформация печати на бумаге и ткани.

Ручная набойка узоров на ткани является одним из распространенных ремесел Древней Руси, известным еще в X в. Набивные ткани использовались в качестве материала для изготовления одежды, скатертей, занавесок, платков. Среди народных мастеров секреты оформления тканей масляной и кубовой набойкой на протяжении веков передавались из поколения в поколение. В кустарных артелях и городских мануфактурах по производству набивных тканей работали различные мастера: художники, резчики манер (печатных досок), красильщики, печатальщики тканей. Ткани, использовавшиеся в крестьянском быту, обладали сравнительной дешевизной и поэтому были доступны простым людям.

Начиная с X в. – времени начала производства на Руси набивных тканей и торговли ими, – и до начала XX в., когда ручной способ набойки практически перестал существовать, самыми распространенными и устойчивыми орнаментами были следующие [5]:

  1. Геометрические орнаменты древнего типа, сочетающие в себе круги, прямоугольники, линии, звезды, розетки и т.д.
  2. Растительный орнамент, иногда с включением геометрических форм.
  3. Анималистический орнамент, основанный на использовании зооморфных или мифологических персонажах, часто синтезированный с геометрическими и флоральными формами.

Различные узоры и мотивы, использующиеся в набивных тканях XVI – XIX в., можно наблюдать также в традиционных вышивках, кружеве, крестьянской деревянной резьбе и т.д. Несмотря на определенные законы, народное искусство позволяло мастерам использовать большое количество вариантов в изображении, что способствовало обогащению культуры и декоративно – прикладного искусства.

При изготовлении печатной формы различают продольную обрезную гравюру, вследствие которой появились лубочные картинки, близкие искусству набойки. Гравюру и набойку объединяет старейший способ печати – высокий, где печатные элементы формы, на которые наносится краска, выступают, а пробельные элементы углублены.

По стилистике эти два жанра прикладного искусства тоже очень похожи: преобладание рисунка, лишенного полутонов и основанного на пятне и линии, скупость цветовой гаммы, отсутствие линейной перспективы, плоскостное изображение, условная трактовка композиций, свойственная продольной ксилографии. Но были и существенные различия. Лубочная гравюра – это, прежде всего, тиражированное станковое произведение, выполняющие эстетические, познавательные или воспитательные функции. В оформлении набивных тканей важнейшую роль играло украшательство и орнаментика, достигаемое повторением и чередованием отдельных фрагментов – раппортов композиции.

На протяжении многих веков в русской набойке применялось бесчисленное количество мотивов, орнаментов, интерпретаций, заимствований, переработок. В оформлении набивных тканей большое место занимают разнообразные изображения птиц. Излюбленными персонажами лубочных картинок были райские птицы. Сюжеты с птицами Сирин, Алконост, Феникс, типичные для лубочных эстампов, так же они стали использоваться в оформлении предметов массового обихода.

На развитие искусства набойки повлиял народный лубок. В оформлении текстиля для мастеров были привлекательны лубочные мотивы, по причине их ажурности, вследствие чего их стали использовать. Как в XX в., так и в наши дни можно видеть лубочные мотивы на ситцах, полученные промышленным способом. Внедрение ситцепечатных машин стало важным этапом в развитии производства мануфактуры. Новая технология изготовления ситцев позволяла без потери качества увеличивать скорость изготовления изделий (ситцев) [2]. Естественно изменился весь технологический процесс, теперь для изготовления ситцев мастера – гравировальщики переносили рисунок на медные цилиндры. Новая технология переноса изображения на ткань расширяла художественные возможности в декорировании ситцев. Появилась возможность использовать целые комбинации выразительных средств, в результате чего появились точечные и ажурные изображения. Данная возможность позволяла производить изделия с минимальным пределом цикличности рисунка, что для серийного производства является существенным преимуществом.

Народный лубок и крестьянская набойка в своем развитии влияли друг на друга, и как следствие, обогащали друг друга. В эпоху Петра I в России появилась западноевропейская гравюра, которая, пройдя все стадии своего развития, получила влияние на производство набойки. При Петре I, во время широкого распространения и использования лубочных картинок, лубок стал оказывать влияние на мотивы украшения тканей.

Набивные ткани пользовались исключительным спросом в городах и деревнях, поэтому промышленный и кустарный способ набойки существовали параллельно, хотя между ними и была конкуренция. Только к середине 30 – х годов XX в. с расширением текстильной индустрии кустарный промысел перестал быть актуален. Использование лубочных мотивов в крестьянской набойке с конца XVII в. вплоть до ее исчезновения являлось одним из многочисленных видов оформления тканей[7].

В пределах одной мастерской происходила вся технология производства набивных тканей: подготовка ткани, набойка, отделка. Каждое ремесло со временем накапливало индивидуальный набор профессиональных приемов и правил, иными словами – результат работы многих поколений. На нем и базировался основной метод обучения – безусловное следование образцам и копирование.

Необычайно богато и разнообразно ремесло набивных тканей, так и в настоящее время, существуют мастера, использующие те, фундаментальные знания и умения в работе с набойкой. Например, Катерина Кондратьева [1], творческий человек из Санкт – Петербурга, в своей работе с тканями стремится воссоздать традиционные русские орнаменты XVIII – XIX в., черпая информацию из этнографических источниках того времени. Для создания набивных рисунков на ткани она применяет технологию верховой и кубовой набойки.

Осознание значимости преподавания народного искусства приводит к принятию преподавателями необходимости создании и реализации образовательной программы, направленной на изучение русской культуры в рамках занятий по изучению художественных приемов печатной графики русской набойки. Приемы печатной графики на ткани (набойка) используются и в современном художественном образовании (например, на занятиях в Снежинской детской художественной школе) Конечным результатом педагогического процесса, согласно разработанной Л.А. Голубкиным программе [6], выступает итоговая коллективная работа – подушка с изображением райских птиц по мотивам традиционных узорчатых тканей России. Данная программа может быть оценена как одно из средств развития творческой активности учащихся детской художественной школы. Она ориентирована на изучение национально – культурных традиций, представляющих значимость для духовно – нравственного воспитания и гражданского становления современного человека.

В рамках дополнительных занятий художественной набойкой дети приобщаются к народному искусству, знакомятся с его особенностями и традициями. В связи с этим, неслучайным является выбор темы для итоговой работы. Райские птицы – Алконост, Сирин и Феникс, это необычные птицы, имеющие богатую историю и воплощение во многих народных лубочных картинках.

Изучение семантики (смыслов) традиционной культуры позволяет погрузить учащихся в самобытные колористические представления людей и развить воображение с учетом традиций, миропонимания предыдущих поколений. Знакомство и изучение народных традиций в декоративно – прикладном искусстве дает возможность увидеть и ощутить ту красоту, которую народный мастер (художник) передавал в своем творчестве во все времена.

Произведения декоративно прикладного искусства отображают художественные традиции нации, мироощущение, мировосприятие, а так же художественный опыт народа, носят историческую память. Значимость произведений народного декоративно – прикладного искусства заключается не только в том, что они олицетворяют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Как видим, в современной культуре возрастает духовная значимость предметов декоративно – прикладного искусства. Простота и лаконичность мотивов, грамотно подобранные масштабы набивных рисунков, цветовая гамма – все это делает набойку важным, значимым явлением в искусстве русских народных промыслов, современном художественном процессе.

 

Список литературы:
1. Зайцева. М. 9 современных мастеров принта по ткани. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://seasons-project.ru/life/nmakers/life-design/9-sovremennyih-masterov-printa-po-tkanihtml (дата обращения: 22.05.2019).
2. Ивановский региональный портал. Механизация ситцепечатания. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.ivanovo.ru/Sitec/mehan.html (дата обращения: 22.05.2019).
3. Куликова М. К. Технические приемы создания изображения печатного рисунка в процессе изучения развития художественного вкуса студентов художников средствами текстильной графики// Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – Toм 7. –№5. –часть 1. – с. 243– 246.
4. Лободанов А.П. Изображение как знаковая система / Семиотика искусства: история и онтология. – М.: Изд– во ГИИ, 2011. – 659 с.
5. Соболев Н. Н. Набойка в России. История и способ работы. / Н.Н. Соболев. М.: Т-во И.Д. Сытин – М.: 1912 – 107 с. 
6. Снежинская детская художественная школа. Сведения об организации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://artschool74.com (дата обращения: 15.05.2019).
7. Якунина Л. И. Русские набивные ткани XVI–XVII вв.– М.: ГИМ, 1954 – 24 с.