Статья:

Савва Мамонтов: предприниматель и меценат

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Дергунова М.О. Савва Мамонтов: предприниматель и меценат // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 20(71). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/71/53116 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Савва Мамонтов: предприниматель и меценат

Дергунова Мария Олеговна
студент, УЛГТУ, РФ, Ульяновск

 

Современники прозвали Мамонтова Саввой Великолепным и московским Медичи. С флорентийским правителем Лоренцо Медичи Великолепным его сближали любовь к искусству и государственный ум.

Как импресарио Мамонтов явил миру талант Федора Шаляпина, а как человек, sдействующий во благо страны, построил Донецкую и Архангельскую железные дороги.

Железные дороги играли исключительную роль в российской экономике того времени. Тогдашних железнодорожных магнатов можно сравнить разве что с теперешними нефтегазовыми олигархами. Неудивительно, что с конца XIX века государство стремилось прибрать этот бизнес к своим рукам.

Но начинал Савва Иванович еще во времена Александра II, когда правительство, наоборот, стремилось передать дороги в частные руки. В 1870-х годах он строит Донецкую железную дорогу. В то время Донбасс еще не был крупнейшим промышленным центром. Многие сомневались в рентабельности мероприятия, называли Мамонтова авантюристом. Однако проект был успешно доведен до конца.

Купец всегда интересовался искусством. В Абрамцево даже сформировался кружок из деятелей культуры, организатором которого был сам Савва Мамонтов. Он был знаком со всеми главными лицами отечественной интеллигенции своего времени.  

Савва Иванович целенаправленно поддерживал почти все большие начинания в области культуры. Он содействовал пропаганде искусства передвижников, к примеру, издал за личный счет в 1880 г. альбом «Рисунки русских художников», который получил высокую оценку Репина и критики.

В 70–80-е годы XIX в. помогал организации художественных выставок в Москве, финансировал (совместно с княгиней М. К. Тенишевой) издание журнала «Мир искусства», выходившего с 1898 г. в Петербурге. Внес несколько десятков тысяч рублей в фонд Музея изящных искусств и был избран членом-учредителем Комитета по устройству музея.[1]

Очень многое сделал Мамонтов для общественного признания отдельных художников. В 1896 г. на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, после того как по заключению комиссии Академии художеств с экспозиции были сняты два панно Врубеля «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза», Савва Иванович построил для них специальный павильон, где выставил эти произведения.

Особую слабость Мамонтов питал к художникам. Он дружил с Аполлинарием Васнецовым, Исааком Левитаном, Василием Суриковым, Валентином Серовым и другими живописцами. Купец приходился родственником создателю главной московской галереи Павлу Третьякову.

Он был настоящим крестным отцом многих молодых талантов. При необходимости меценат Савва Мамонтов помогал художникам не только морально, но и материально.

Живописцы месяцами жили прямо у него в доме. Благодаря Савве Ивановичу на ноги встали такие звезды, как Врубель, Васнецов, Коровин и Серов. Некоторые их картины, ставшие затем общепризнанной классикой, были нарисованы в усадьбе Мамонтова.

Хотя купец не занимался коллекционированием напрямую, картины у него оседали вместе с появлением новых знакомств из мира искусства.

Меценатская деятельность Саввы Ивановича очень помогла молодым художникам-передвижникам. В 1880 году на средства негоцианта большим тиражом был издан их альбом. Также Мамонтов организовывал московские художественные выставки. Вместе с дворянкой Марией Тенишевой он финансировал знаменитый журнал «Мир искусства».

Увлечение музыкой и театром Живопись была не единственным интересом купца. Музыка – вот еще одно искусство, которым интересовался Савва Мамонтов.

Заманчивые факты о его вкусах хорошо известны по постоянным творческим вечерам, которые предприниматель организовывал в собственном доме. Тут звучали произведения Шумана, Бетховена, Моцарта, Глинки, Даргомыжского, Мусоргского и иных популярных композиторов. Не забросивший вокальных занятий Мамонтов иногда сам выступал перед гостями.

Также у него ставились домашние спектакли. В одном из представлений сыграл юный Константин Алексеев, позже ставший всемирно известным театральным режиссером Станиславским. В 1882 году в России законодательно были разрешены частные труппы. Одним из тех, кто сразу же воспользовался новыми возможностями, стал Савва Мамонтов. [2]

Абрамцево было не только убежищем для художников. Меценат интересовался оперой и, огорченный пренебрежительным отношением российской публики к этому виду искусства, решил заняться организацией оперных постановок.

Он мечтал о цельных произведениях на сцене, в которых мог объединиться труд музыкантов, художников, певцов и актеров. Ничем подобным отечественные постановки еще не отличались.

Организаторы решили пригласить молодых исполнителей, еще не выступавших в государственных театрах.  В подборе новой труппы Савве Мамонтову помогал дирижер Николай Кротков. Сам Мамонтов в создаваемом театре никакой должности не занимал, хотя часто посещал репетиции и общался со всеми актерами.

В начале 1885 года в принадлежавшем Лианозовскому театру здании прошел первый спектакль мамонтовской труппы «Русалка», поставленный по произведению композитора Александра Даргомыжского. Декорации для него создавались Исааком Левитаном и Аполлинарием Васнецовым. Затем они же работали над другими спектаклями («Фаустом» и «Виндзорскими проказницами»).

Нет сомнения, что «творческие дети» Саввы Мамонтова стали первыми театральными художниками России. До того момента серьезные живописцы не занимались декорациями для постановок, считая это ремесло несоответствующим их уровню.

Существовала отдельная ниша иллюстраторов, изображавших одинаковые оперные фоновые пейзажи: античные руины, средневековые замки, природу Италии.

Труппа «железнодорожного короля» изменила этот устоявшийся порядок. Довольно долгое время экспериментальная опера Мамонтова не имела успеха у аудитории. Сказывался недостаток опыта молодых «необстрелянных» актеров. Предприниматель, однако, ну опускал рук, даже несмотря на колкие замечания в прессе и критику друзей, считавших, что серьезному магнату не стоит заниматься такой ерундой. [3]

Первые громкие гастроли театра прошли только в 1898 году, когда мамонтовская труппа покорила Санкт-Петербург.

Кроме настоящих монументов в Сергиевом Посаде и Ярославле, своеобразный памятник Савве Мамонтову – артисты, ставшие известными благодаря его опере.

К ним можно отнести звезду сцены Шаляпина, композиторов Рахманинова, Римского-Корсакова и Мусоргского.

Меценатство Мамонтова не ограничивалось одним только искусством. Долгое время он был председателем в Дельвиговском железнодорожном училище в Москве.

Савва Иванович финансировал строительство учебных заведений, в том числе и в северных губерниях. Им было учреждено Костромское промышленное училище.

В Санкт-Петербурге магнат организовал издание отличавшейся либеральными печатного издания  газеты «Россия». Она была закрыта в 1902 году, после того как там появился фельетон, высмеивавший членов царской семьи. Благотворительный интерес к северу у Мамонтова появился благодаря строительству железной дороги в Архангельск. Этот его проект отличался особенной трудоемкостью и сложностью. С самого начала он не сулил быстрой и ощутимой прибыли. [4]

Савва Иванович принялся за строительство лишь только из чувства гражданского долга и осознания, что именно новая линия позволит ускорить хозяйственное развитие севера.

Дорога в Архангельск была достроена в 1897 году. Она имела колоссальное значение как для самого северного региона, так и для всего государства. 

Не обращая внимания на масштаб своей деятельности, Савва Иванович не стремился к государственному признанию. Он не искал чинов и наград, не заводил связей с власть предержащими.  [5]

 

Список литературы:
1. Боханов А. Н. Савва Мамонтов // Вопросы истории. 1990. № 11. – С. 357.
2. Вишняков С. А. Культура России в историческом ракурсе. –  М.: Флинта, 2012. –  С. 118.
3. Георгиева Т. С. Русская культура: история и современность: Учеб-ное пособие. - М.: Юрайт, 2006. – С. 300.
4. Века А. В. История России. - М.: ACT, 2014. – С. 537.
5. Стукалова О. В. Феномен Саввы Мамонтова // Инициативы XXI ве-ка. 2013. № 1. – С. 101