Археологическая керамика городища Уфа II как источник для этнокультурных реконструкций (по материалам исследований 2006- 2017 гг.)
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(134)
Рубрика: История и археология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(134)
Археологическая керамика городища Уфа II как источник для этнокультурных реконструкций (по материалам исследований 2006- 2017 гг.)
Продолжающееся более 60-ти лет изучение важного археологического памятника Уфа-II в последнее время вышло на новый уровень. Переломным моментом в этом стали приобретение памятником охранного статуса и последовавшие за этим охранные раскопки под руководством одного из его первых исследователей, Н. А. Мажитова[1, С. 4 -5], а затем и пришедшая к нему [городищу] федеральная значимость[2, С. 4]. В связи с этим был накоплен огромный археологический материал, в том числе и керамический[3].
Это позволило воссоздать сам облик городища в этнокультурном плане. В материалах раскопок 2007 года типологизируется общий керамический комплекс городища [4, С. 51 - 53], первоначально состоящий из 8 типов, в которые вошли представители как широко распространенных на Южном Урале археологических культур, так и представители так называемой «импортной» керамики[4, С. 53]. Данная типология положила начало достаточно прочной систематизации, существующей на данный момент.
В годы последующих раскопок (2012-2017 гг.) типология керамического комплекса городища расширяется, и ее система подвергается небольшому, разумному видоизменению. Появляется наименование т. н. «культурных групп» [далее «КГ» - Прим. авт.], например, в коллективной работе Русланова Е. В. и др.[2, С. 45]. Это начинание мы прослеживаем и в последующих комплексных анализах типологии городища[5, С. 210].
Воссоздание керамических комплексов разных культур, представленных на территории Уфа II, происходит не сразу, но к 2011 году весь накопленный археологический материал становится идеей полноценных реконструкций и «во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 15.03.2011 №222-р» создается Государственное бюджетное учреждение Республиканский культурно-исторический музей-заповедник «Древняя Уфа», «Основными целями деятельности» которого стали «сохранение, научное изучение и популяризация объектов культурного наследия Республики Башкортостан»[3].
Керамический комплекс городища становится не только целью отдельных научных исследований, но и полноценной основой для этнокультурных реконструкций, имея за собой «звание» базового сегмента среди археологических находок Уфа II . Появление фондов музея позволило осуществлять постоянный мониторинг за обновляющейся коллекцией керамики. На настоящий момент было выявлено и описано около 11 000 фрагментов керамических изделий, принадлежащих более чем 10-ти археологическим культурам [3]. Так, например, анализ керамического комплекса, сделанный в 2017 году [5, С. 213], позволил выдвинуть гипотезу, которая опровергает выводы по анализу керамики 2004 г.[5, С. 213].
Наиболее интересные исследования сделаны на основе бахмутинской (мазунинской) КГ [2, С. 46, 56; 6], турбаслинской КГ [2, С. 46;6], романовско-именьковской КГ [7]. Эти культурные группы из года в год лидируют по своему процентному отношению к остальным культурным керамическим комплексам памятника.
Это позволяет с уверенностью говорить, что археологическая керамика служит: во-первых, достаточно надежным «маркером» для определения археологической и этнической принадлежности других предметов материальной культуры, особенно в археологических памятниках, относящихся к погребениям, могильникам; во-вторых, применение статистических методов анализа керамического материала дает целый спектр данных, начиная от территориальной принадлежности, и заканчивая межэтническими отношениями и динамикой племенных групп.
Планомерное изучение общего керамического комплекса городища дало возможность: расширить и уточнить его стратиграфию [2, С. 59-60; 5, С. 218], определить превалирующие этнические группы на участке, занимаемом городищем [2, С. 45-50; 5, С. 218; 8, С. 410]. Кроме того, воссоздается первоначальный облик городища, показывающий различные эпохи в его жизни [3]. И, несомненно, материалы комплекса археологической керамики на долгое время определили темы и ход основных научных гипотез и дискуссий о характере городища [9].
В заключение, говоря о ходе работы музея «Древняя Уфа», как главного «отражателя» этнокультурных реконструкций на базе городища Уфа II, можно отметить ряд реконструкционных выставок [3;6], научных конференций [3]; его сотрудники, как бывшие, так и настоящие, заполнили немало пробелов в раннесредневековой истории Уфимского полуострова.