Статья:

Динамика роли библиотек под влиянием цифровизации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Кубанеишвили А.Г. Динамика роли библиотек под влиянием цифровизации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 20(71). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/71/53305 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Динамика роли библиотек под влиянием цифровизации

Кубанеишвили Алла Георгиевна
студент, Московского государственного университета им.М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва

 

Библиотека – один из древнейших социально-коммуникационных институтов, главным назначением которого первоначально являлось хранение документов. Цифровые технологии не обошли стороной и библиотеки, чьи функции претерпели существенные изменения в современном мире [4].

Цифровые технологии качественно изменяют работу социально-коммуникационных институтов, преобразовывают коммеморативные практики, имеющие отношение к передаче культурного наследия и к сохранению социальной памяти и устной традиции. Цифровизация представляет собой феномен, который носит повсеместный, всеобъемлющий характер и вызывает качественные изменения в повседневных практиках людей.

Цифровизация как социальное явление имеет следующие характерные черты:

  • Все виды контента переходят из статичных, физических в цифровые, мобильные и персональные. Индивид получает возможность контролировать свой личный контент, направлять информационные запросы, формировать индивидуальную траекторию информационной деятельности.
  • Осуществляется переход к простым технологиям коммуникации (технология становится лишь средством, инструментом общения). Управляемость становится ведущей характеристикой устройства и технологии.
  • Коммуникации приобретают гетерогенный характер. Вертикальная, иерархичная коммуникация теряет актуальность, происходит переход к сетевой структуре коммуникации [7].

Цифровизация носит революционный характер. Это проявляется в создании глобальных промышленных сетей с использованием искусственного интеллекта, широким распространением Интернета вещей, внедрением нейротехнологий с принципиально новым механизмом взаимодействия человека и созданной им машиной, распространением сервисов автоматической идентификации, сбора и обработки глобальных баз данных, облачных сервисов, умных устройств и промышленных объектов, развитием социальных сетей и разнообразных платформ и сервисов в цифровой среде Интернета [2].

Переход к цифровым технологиям способствует трансформации социально-коммуникативных институтов и изменению логики их функционирования. В цифровую эпоху трансформируются как функции социально-коммуникационных институтов, так и сама их внутренняя структура. Социально-коммуникационные институты становятся более интерактивными, осваивают новые методы визуализации, конструируя новую, виртуальную реальность. Благодаря процессу цифровизации возможности институтов увеличились, что позволило наладить эффективное взаимодействие с членами социума. В результате социально-коммуникационные институты становятся важной частью досуговой, образовательной деятельности общества, оказывают влияние на потребительские привычки и повседневный образ жизни индивидов.

Проследим влияние цифровизации на примере библиотек. Процессы, происходящие в современном обществе, влияют на библиотеки и заставляют менять не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций. В современном мире библиотека должна постоянно развиваться, ведь уже недостаточно просто хранить и выдавать книги. Глобализация всех сфер общественной деятельности и техногенная революция в сфере коммуникаций позволили современной библиотеке трансформироваться и ориентироваться не столько на сбор информации, заключенной в документах, сколько на всемерное пробуждение мышления людей, осваивающих эти коммуникации. Основными формами работы такой библиотеки выступают уже не функции накопления и сохранности, а всевозможные мероприятия, способствующие успешной социализации читателей, их ориентации в современном мире.

В настоящее время функция библиотек приближается к функции музея. Это хранилище книг как предметов, где ценность все больше и больше представляет книга как артефакт, так как информацию, которая в ней находится, часто проще получить, используя Интернет. Современные библиотеки начали внедрять информационные технологии: создают электронные каталоги, оцифровывают книги и даже запускают Интернет-аналоги библиотек.

В профессиональной периодике высказывается мнение о том, что дальнейшая модернизация библиотек не может быть связана только с техногенным путем их развития. Возможность преодоления кризисной ситуации видится в развитии коммуникативной функции библиотек, дальнейшей их трансформации в институты социализации личности; в превращении библиотек в интеллектуальное пространство межличностной и межкультурной коммуникации [5]. Уже на сегодняшний день в непростых условиях библиотеки расширяют сферу своей деятельности, организуя на своей территории разнообразные детские кружки, лекции по литературе, творческие конкурсы, заседания, книжные фримаркеты, буккроссинг, мастер-классы по плетению из бисера, по шитью кукол, "Библионочь" и многое другое. Так, например, в библиотеке "Проспект" пилотировали службы доставки книг, ориентированные на дома престарелых, больницы и другие социальные заведения. Библиотека превращается в многофункциональный социокультурный центр.

Что касается библиотек Москвы, то уже сейчас в наших библиотеках действуют 1200 различных студий, кружков и секций, которые на постоянной основе посещают 20 тысяч москвичей. Всего, согласно отчётности библиотек, их ежегодно посещают около двух миллионов человек. Тем не менее, согласно анализу руководителя Департамента культуры Александра Кибовского, многие жители домов, в которых находится библиотека, даже не подозревают об их существовании [3].

Если брать статистику в целом, то количество библиотек в России ежегодно сокращается примерно на тысячу, сегодня их число не превышает 39 тысяч, тогда как в 2000м их была 51 тыс. Пользователей библиотек среди населений 31% до 35%, то есть каждый третий записан в библиотеку, однако согласно подсчетам Левады-центра под руководством социолога Бориса Дубина, руководителя отдела социально-политических исследований, уже в 2011 году регулярно (то есть хотя бы раз в месяц) библиотеки посещали только 7% населения, тогда как в 2008 году этот показатель был равен 23%. Однако в 2013 году была проведена реконструкция большинства библиотек, после чего число посетителей возросло. Так, например, если в библиотеку имени Достоевского до реконструкции ходили около 300 человек в месяц, то после реконструкции этот показатель стал равняться 5000 человек в месяц, согласно статистике самой библиотеки [6].

Д. Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать!» Разум основан на обмене информацией, а средство обмена – книга, через которую передается опыт и знание. Умение грамотно излагать свои мысли иллюстрирует багаж знаний человека, его интеллектуальный уровень. Более того, акцент должен делаться не на количестве, а именно на качестве. Так, например, учителя в школах гоняться за скоростью чтения, вводя определенные тесты, однако никто не задумывается о том, что, несмотря на то, что ребенок быстро прочитал текст, он ничего не понял из прочитанного. Погоня за высокой скоростью чтения не прививает ребенку любви к чтению, ведь существует устойчивая закономерность, которая гласит, что если человек не умеет что-то делать, то он и не будет хотеть. Кроме того, тенденция к постоянному переключению каналов на телевидении ведет к тому, что людям становится сложно концентрировать свое внимание на герое и его поступках. Процессы, происходящие в стране в области чтения, нужно попытаться приостановить на государственном уровне. В противном же случае, мы получим страну, которой будет легко управлять, но у которой не будет будущего [1].

Бумажная книга будет существовать и далее, потому что книгу в ее традиционном исполнении заменить нельзя. Это замечательно, что современные технологии стали частью библиотечного процесса. И электронный каталог, и онлайн бронирование, и электронные ресурсы – все это упрощает систему и экономит читателю и библиотекарю время. Более того, у государства большие планы на дальнейшую технологизацию библиотек, включающие создание всеобщего читательского билета, предоставляющего доступ в любую библиотеку без дополнительной регистрации.

 

Список литературы:
1. Капица С. Россию превращают в страну дураков // Аргументы и Факты. 2009. № 37 
2. Карцхия А.А. Цифровая революция: новые технологии и новая реальность // Правовая информатика. 2017.№1. С. 13.
3. Кибовский А. Посетителей в библиотеках должно стать на 20 процентов больше. [Электронный ресурс ]/ Официальный сайт мэра Москвы. 2016. URL:https://www.mos.ru/news/item/8481073/
4. Матвеева Е.А. Роль библиотеки в современном обществе, ее вклад в сохранение национальной культуры // Омский научный вестник. 2002. С. 171-173.
5. Мелентьева, Ю. П. Чтение, читатель, библиотека в изменяющемся мире // НЦ исслед. истории кн. культуры. М.: Наука, 2007. 355 с.
6. Минкультура РФ: каждый год в России закрывается около тысячи библиотек. [Электронный ресурс] / ТАСС. 2016. URL: https://tass.ru/kultura/3328627
7. Сергеева И.Л. Трансформация массовой культуры в цифровой среде // Культура и цивилизация. 2016. Т. 6. № 6А. С. 55–65.