Состояние систем менеджмента: Российский и зарубежный опыт
Конференция: CVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Социология
CVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Состояние систем менеджмента: Российский и зарубежный опыт
Актуальность данной статьи определяется тем, что увеличивающийся спектр требований, как внешних заинтересованных сторон, так и законодательных, быстрое социально-экономическое развитие, возрастание влияния на окружающую природную среду, рост потребления ресурсов (возобновляемых и не возобновляемых) требуют постоянного совершенствования качества менеджмента на предприятии. Успех любой организации, а именно устойчивого развития организации независимо от ее размера, структуры и области деятельности является эффективная и результативная модель системы менеджмента.
В конце XX века внешние заинтересованные стороны в основном интересовало «конечное» качество продукции/услуги, сегодня требования возросли, и речь идет об обеспечении гарантированного качества на протяжении всего жизненного цикла продукции/услуги, включая обеспечение энергоэффективности, экологической и промышленной безопасности.
В настоящее время в международной практике менеджмента применяются порядка нескольких десятков систем менеджмента и соответствующих стандартов. Выбор или разработка модели системы менеджмента является немаловажной задачей для обеспечения устойчивого развития организации.
В России наибольшие признание и применение получили системы менеджмента: качества (ISO 9000), экологического менеджмента (ISO 14000), охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (OH SAS 18000), информационной безопасности (ISO 27000), энергетического менеджмента (ISO 50000). Однако выполнение требований международных стандартов является лишь частью, необходимости существования в современном мире. Рассмотрим российский и зарубежный опыт состояния систем менеджмента; подходы и методы, направленные на непрерывное улучшение качества.
Менеджмент в соответствии с международным стандартом ISO 9000:2005 - это «скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией».
Основными принципами менеджмента, которые были сформулированы Питером Ф.Друкером, являются:
- «Менеджмент касается человека, и только человека. Задача менеджмента — обеспечить совместную и эффективную работу людей, давая им возможность реализовать в максимальной степени свои сильные стороны и нейтрализуя их недостатки».
- «Предприятия не достигнет успеха, если все его работники не будут стремиться к общим целям и разделять общие ценности».
- «Менеджмент должен давать возможность роста и развития как предприятию в целом, так и каждому из его работников в отдельности по мере изменения потребностей и появления новых возможностей».
- «Деятельность предприятия должна основываться на обмене информацией и на индивидуальной ответственности».
- «Ни объемы производства, ни какие-либо иные экономические показатели сами по себе не могут рассматриваться как адекватная мера эффективности менеджмента и предприятия в целом».
- «Реальные результаты деятельности любого предприятия проявляются только вне этого предприятия».
Под системой менеджмента подразумевается система управления ресурсами (человеческими, финансовыми, природными и другими) для реализации политики и установленных целей.
Система менеджмента организации разрабатывается с учётом ее особенностей и законодательства, и может включать несколько различных систем менеджмента, таких как систему менеджмента качества, систему экологического менеджмента, систему энергетического менеджмента, систему менеджмента финансовой деятельности и т.д.
Ключевыми аспектами при разработке систем менеджмента являются:
- Миссия, политика, ви́дение и ценности организации;
- Организационная структура организации;
- Модель процессов производства продукции, оказании услуги;
- Оперативные, стратегические цели организации;
- Ключевые показатели эффективности;
- Применение соответственных методов, подходов принятия решений и анализа деятельности;
- Финансовое равновесие организации;
- Обеспечение автоматизированными, информационными системами;
- Специфика управления персоналом.
Сегодня, в международной практике менеджмента находят применение порядка 40 действующих систем менеджмента и соответствующих стандартов. Проблема выбора модели и разработки системы менеджмента с целью обеспечения устойчивого развития предприятия является важной составляющей проблемой создания единой системы менеджмента предприятия. «В России наибольшие распространение получили системы менеджмента: качества (ISO 9000), охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (OH SAS 18000), экологического менеджмента (ISO 14000), социальной ответственности (SA 8000, ISO 26000), измерений (ISO 10012), «прозрачной отчетности» (AA 1000)».
Российский опыт управления качеством. Системы менеджмента, которые нашли свое отражение, в том числе, в международных стандартах включая стандартов серии ISO,зародились в оборонной промышленности, которые затем распространились в другие отрасли и в сферы услуг. К недостаткам систем управления качеством, используемых в советской промышленности, можно отнести:
- отсутствия ориентации на потребителя;
- слабое методическое руководство со стороны отраслевых и головных организаций по стандартизации и управлению качеством;
- не заинтересованность высших руководителей предприятий в вопросах создания и совершенствования систем управления качеством;
- формальное отношение к создании и функционировании систем управления качеством;
- слабая мотивация персонала;
- недостаточное обучение персонала методам управления качеством.
Но в тоже время, именно такого рода системы являлись тем инструментом, с помощью которого можно было создать эффективный механизм управления качеством продукции.
В настоящее время к системам, которые действуют на территории РФ, можно отнести:
- Система сертификации ГОСТ Р;
- Система сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности;
- Система сертификации на федеральном и железнодорожном транспорте;
Зарубежный опыт по улучшению качества менеджмента
На развитие современных теорий и принципов «управление качеством», «всеобщего менеджмента организации» оказали работы таких великих авторов как Фредерика У. Тейлора, В.Шухарта, Генри Форда, А. Фейгенбаума, Эдварда Деминга, Дж. Джурана, К. Исикава и др.
Управление конкурентоспособностью является основополагающим элементом деятельности предприятия, и от его эффективности во многом зависят итоговые финансово-экономические показатели. Это обусловливает необходимость глубоких исследований и методических проработок слагаемых конкурентоспособности и качества производства и продукции. Вопрос повышения конкурентоспособности встает перед российскими предприятиями в последние годы все острее. Следовательно, предприятиям необходимо готовить себя к жесткой конкурентной борьбе, и глубокое понимание структуры затрат какого-либо предприятия может значительно подвинуть его при поиске путей достижения устойчивого конкурентного преимущества. Не всегда затраты предприятия оптимальны только из-за более дешевого сырья. Например, приобретение более высококачественного и дорогого сырья могло бы существенно сократить отходы производства и, таким образом, снизить суммарные издержки. В свою очередь, используя более высококачественное сырье, предприятие может существенно повысить качество своей продукции, а, следовательно, свою конкурентоспособность. Больше шансов в достижении конкурентоспособности своей продукции имеют предприятия, которые включают технологические факторы в свою деловую стратегию. Единицей технологического изменения можно считать нововведение. В экономическом смысле о нововведении можно говорить только после его реализации. Инновационные конкурентные преимущества производителей формируются за счет реализации в производство результатов НИОКР, позволяющих обеспечивать ускоренное обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и за счет этого увеличивать потребительский эффект, связанный с качественными параметрами производимой продукции или услуги. Прибыли, получаемые таким путем, способствуют установлению приоритета технологического подхода, оптимальному использованию технологических ресурсов и быстрому включению новых идей в производство. Сформировавшиеся за предшествующие годы в нашей стране передовые системы управления качеством являются добротной основой для их адаптации к современным условиям с учетом обширного зарубежного опыта.