Статья:

Социальное партнёрство как общественный феномен

Конференция: V Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Социология

Выходные данные
Иванова А.В. Социальное партнёрство как общественный феномен // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(5).pdf (дата обращения: 18.09.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Социальное партнёрство как общественный феномен

Иванова Анастасия Владимировна
студент, Самарский государственный медицинский университет, РФ, г. Самара
Захарова Елена Владимировна
научный руководитель, канд. мед. наук, доцент, заведующий кафедрой общей психологии и социальной работы Самарский государственный медицинский университет, РФ, г. Самара

 

Поскольку российская экономика переходит к модели, более ориентированной на социум, российское общественность переосмысливает роль бизнеса, государства и общества в экономической, политической и социальной сферах жизни. Всё большее распространение получают партнёрские взаимодействия. Такое взаимодействие требует того, чтобы, в первую очередь, каждым партнёром учитывались и уважались интересы другого партнёра. Изначально социальное партнёрство рассматривалось только в рамках трудовых отношений, однако сегодня социальное партнёрство охватило и другие сферы жизни общества. Социальное партнёрство рассматривается не только как взаимодействие работников и работодателей, но и как взаимодействие государства, бизнеса и общества, представленного некоммерческими организациями. Диалог трёх данных структур необходим для полноценного решения социальных проблем, выработки и реализации социальных общественно-значимых проектов.

В нашей стране социальное партнёрство в сфере социально-трудовых отношений законодательно оформлено. Социальное партнёрство в сфере трудовых отношений осуществляется между работниками и работодателями и существует с целью организовать совместную деятельность посредством обсуждения и выработки таких решений, которые являлись бы объединением интересов обеих сторон. Помимо того, что правовые акты дают определение социальному партнёрству, они также закрепляют принципы, на которых оно должно выстраиваться: стороны должны быть равноправны, каждая сторона должна быть заинтересована в том, чтобы участвовать в диалоге, стороны должны учитывать и уважать интересы друг друга, каждая сторона и её представители должны соблюдать трудовое законодательство, принимать на себя обязательства в добровольном порядке, выполнение коллективных соглашений и договоров каждой стороной должно осуществляться в обязательном порядке, за невыполнение коллективных соглашений и договоров каждая сторона несёт определённую ответственность. Сторона работников представлена профсоюзными объединениями. Работники объединяются с целью выразить работодателю свои интересы, реагировать на такие решения работодателя, которые могут ухудшить положение самих работников. Работодатель же, заключая не только индивидуальные трудовые договоры с каждым отдельным работником, но и коллективные договоры с профсоюзами, получает удобство и выгоду, поскольку отпадает необходимость решать возникающие проблемы с каждым работником по отдельности [4].

Именно заключение коллективных договоров в организациях является самой эффективной формой реализации социального партнёрства. Стороны коллективных переговоров сами определяют структуру такого договора. Социальное партнёрство полноценно реализуется не тогда, когда в коллективных договорах пересказываются законодательные нормы в сфере труда, а когда сами работники и работодатели определяют размеры оплаты труда, денежные компенсации и пособия, выполнение нормативных показателей работы, условия обучения и повышения квалификации, продолжительность отпусков и рабочего времени, льготы для работников, порядок контроля за выполнение коллективного договора и ответственность сторон [3].

Как показывает практика, незаключаемость коллективного договора рассогласовывает интересы работодателей и работников и тормозит развитие социального партнёрства. Это достаточно сложная проблема, так как интересы работодателей не всегда совпадают с интересами работников, а иногда взаимодействие и вовсе перерастает в конфликт.

Для самих работников и профсоюзов важным моментом является то, что в уставе предприятия трудовые права должны быть закреплены на правовом уровне, а сам коллективный договор должен служить гарантом данных прав. Право заключать коллективный договор предоставляет закон «О коллективных договорах и соглашениях».

В Самарском государственном медицинском университете в 2018 году был заключён коллективный договор на период с 2018 по 2021 годы, в котором определены положения по рабочему времени, времени отдыха, гарантиям в области занятости, социальным гарантиям, социальной защиты молодёжи, обеспечению нормальных условий деятельности профсоюзного комитета и ответственность за нарушения законодательства о коллективных договорах и соглашениях.

Профсоюзы заключают коллективный договор таким образом, чтобы работникам, которые находятся под угрозой сокращения, представлялись благоприятные условия по опережающему обучению. Отдельные профсоюзные организации смогли добиться того, что администрация предприятия создаёт новые рабочие места. Например, работодатель АО «Северсталь» (Вологодская область) для трудоустройства сокращаемых работников предоставляет дополнительные рабочие места. В ОАО «Самеко» (г. Самара), если не имеется возможности создать новые рабочие места, то администрация предприятия производит сокращение в первую очередь тех лиц, которые допускают брак в работе, нарушают трудовую дисциплину, имеют замечания по качеству труда и не повышают свою квалификацию [1].

На сегодняшний день социальное партнёрство рассматривается не только в сфере отношений между работниками и работодателем, но и в более широком смысле: как взаимодействие секторов. В качестве секторов выступают государство, бизнес и общество, которое, в свою очередь, представлено некоммерческими организациями. Такая форма социального взаимодействия осуществляется с целью прийти к достижению согласия по важнейшим направлениям политического и социально-экономического развития. Считается, что каждый сектор рассматривает возникающие в обществе социальные проблемы со своей собственной точки зрения [5].

Также, решая социальные проблемы, каждый сектор выполняет свои определённые функции:

1) государство разрабатывает и издаёт законодательные акты, реализует их, занимается распределением материальных ресурсов;

2) бизнес создаёт материальные блага, поставляет обществу различные товары и услуги;

3) некоммерческие сектор стремится повлиять на жизнь общества, изменить её в лучшую сторону.

Ни один сектор не должен решать социально-экономические проблемы поодиночке, эффективно они будут решаться лишь тогда, когда и государство, и некоммерческие организации, и общество объединят свои усилия, когда каждым сектором будут выполняться свои собственные функции. Лишь скоординируя свои усилия возможно разработать эффективные стратегии для решения социальных проблем.

И социальное партнёрство как взаимодействие в сфере трудовых отношений, и социальное партнёрство как межсекторное взаимодействие имеет своей сутью выразить каждым партнёром свои собственные интересы и организовать совместную деятельность. Также общим для обеих форм социального партнёрства является то, что каждая сторона такого взаимодействия играет свою определённую роль и смотрит на свою деятельность со своей точки зрения, часто отличающейся от точки зрения другой стороны. Поэтому социальное партнёрство будет эффективным тогда, когда каждая сторона, участвующая в диалоге, будет корректно объяснять свои интересы другим участникам взаимодействия, уважать интересы других сторон, объединять свои усилия для решения возникающих проблем, учитывая интересы и не ущемляя права других участников взаимодействия [2].

 

Список литературы:
1. Александрова И.А. Социальное партнёрство в системе социально-трудовых отношений Российской Федерации [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека. – 2014. – Москва: Научная электронная библиотека, 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnerstvo-v-sisteme-sotsialno-trudovyh-otnosheniy-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 20.04.2018).
2. Волкова О. А., Гребеникова Ю. А. Система социальной защиты населения региона на основе межсекторного социального партнёрства: модели взаимодействия [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека. – 2015. – Белгород: Научная электронная библиотека, 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sistema-sotsialnoy-zaschity-naseleniya-regiona-na-osnove-mezhsektornogo-sotsialnogo-partnerstva-modeli-vzaimodeystviya (дата обращения: 21.04.2018).
3. Комаровский В. В. Концепция развития социального партнёрства в Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxvc3RpaWlzcHxneDoxYjdjZjY2YjU2ODdmZGJj (дата обращения 21.04.2018).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30.12.2001 № 197–Ф3. – М., 2001.
5. Якимец В. Н. Социальное партнёрство в России: исследования, механизмы, опыт / В. Н. Якимец. – Всероссийская конференция «Социальное партнёрство. Российский опыт.» - Спб., 2000. – С. 3.