Статья:

Генезис политической преступности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Наумов А.А. Генезис политической преступности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 20(71). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/71/53452 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Генезис политической преступности

Наумов Арсений Александрович
магистрант ГУАП, РФ, Санкт-Петербург

 

GENESIS OF POLITICAL CRIME

 

Arseny Naumov

Master of SUAI, Russia, Saint Petersburg

 

Аннотация. В статье излагается история политической преступности.

Abstract. The article describes the history of political crime.

 

Ключевые слова: политическая преступность, криминология, жертва преступления, преступник, политика.

Keywords: political crime, criminology, victim of crime, criminal, politics.

 

Понятие «политическая преступность» является сравнительно молодым по отношению к понятию преступности как таковому. Однако, это вовсе не означает, что и само явление появилось недавно. Напротив, всем государствам свойственна преступность, ибо сама природа человеческого общества и взаимодействия не может обходится без каких-либо девиаций в осуществлении тех или иных процессов.

Каким образом стала проявляться политическая преступность? Какие закономерности, свойственные ей, можно выявить?

Одним из примеров проявления политической преступности являются каперы. Каперами именовали себя лица, которые владели вооруженным судном, используя при этом лицензию воюющего государства (также именуемое капером, приватиром или корсаром) с целью нападения и последующего захвата судов неприятеля, а в известных случаях — и нейтральных держав. Аналогичное наименование применялось к членам их команд. То есть, каперы, осуществляя свою деятельность, не только не преследовались государством, но и даже поощрялись им, ибо их действия были выгодны в экономическом плане для своего государства, а политические процессы, как и все остальные, зависят от экономики.

Если обратиться к зарубежной истории ХХ века, то проявления преступности в политике мы можем наблюдать на примере такого явления, как бутлегерство. 17 января 1920 года Восемнадцатая поправка к Конституции США делает незаконной продажу, производство или транспортировку алкогольных напитков. С этого времени началась эпоха «сухого закона». Несмотря на то, что законом продажа и производство алкогольных напитков запрещены, на алкоголь все так же существует высокий спрос со стороны общественности. Во многих американских городах , в том числе Нью-Йорке, Лос Анжелесе и прочих было зафиксировано около миллиона случаев отравления спиртным. Преступными группировками была выявлена возможность сколотить состояние и ими была начата поставка большого количества алкоголя в города Америки [1]. Немалая часть алкоголя импортировалась из Канады, Карибского бассейна и Среднего Запада. Американская мафия использовала действующий запрет на алкоголь и осуществляла его реализацию в самых разных городах США. Прибыль от продаж алкоголя была значительно выше дохода от традиционных преступлений: укрывательство, вымогательство, азартные игры и проституция. Многие мафиозные семьи сделали на этом большое состояние. «Сухой закон» способствовал созданию мафиозных «семей» в каждом городе. Само собой, все вышеуказанное положение дел, в котором были задействованы огромные деньги, не могли не заинтересовать политиков. Что было в деятельности мафии первичным и что вторичным, уголовная преступность или политика? Ряд исследователей не без оснований пальму первенства отдают политике. «…М. Дорман убежден, что мафия «самые важные свои операции осуществляет в политике. Это жизненно необходимо для самого ее существования» [1]. Широко известно изречение, что политика — грязное дело. И естественно, что столь преступная организация как мафия не могла остаться вне политики. Стоит отметить, что у мафии не было каких-то определенных симпатий или антипатий к той или иной политической партии. Просто мафия через политиков выражает свои интересы, а политики пользуются услугами мафии для достижения своих целей.

А как же дела обстояли на бывшей 1/6 части суши? Созданию Советского тоталитарного государства предшествовало совершение тяжкого политического преступления – насильственного вооруженного захвата власти большевиками. Распаду этого государства способствовало аналогичное политическое преступление – попытка государственного переворота членами ГКЧП в августе 1991 года, но уже с целью насильственного сохранения советской политической системы и порядка распределения в ней государственной власти. Можно предположить, что целая эпоха в жизни российского государства, начавшаяся с совершения политического преступления и окончившаяся совершением аналогичного преступления, проходила под воздействием политической преступности. Безусловно, это не могло не сказаться на качественных и количественных характеристиках политической преступности постсоветского периода на территории России и поведении высших должностных лиц Российской Федерации, бывших активных функционеров КПСС, в одночасье провозгласивших себя демократами. Криминальное политическое насилие, использовавшееся советскими партийными и государственными руководителями в качестве средства управления государством и обществом, вместе с отдельными лидерами как наследие тоталитарного прошлого перешло в постсоветскую политическую деятельность руководителей российского государства. [2]

И дальше, уже в Российской Федерации политика не могла обходиться без преступности. Примером ярчайшего проявления политической преступности служит ситуация в Чечне начала 90х годов. Режим Дудаева, подпитываемый Москвой, режим, который повлек за собой смерть, разрушения, этот режим был буквально создан политиками новой России. Но, само собой, он, что называется. «отбился от рук», и, «…для демонстрации иллюзии силы в соответствии с Указом Президента России в наиболее «суверенную» Чеченскую Республику без согласования с главой этой республики Д. Дудаевым были введены российские войска для обеспечения контроля над руководителями самопровозглашенной независимой «Республики Ичкерия» и смещения действующего главы. В результате этой военно-политической акции была спровоцирована так называемая «первая чеченская война». Политические и криминологические последствия этой политической акции устрашения в современном российском обществе до сих пор еще не оценены, не полно описаны, да и не осознаны. Однако очевидно, что данное политическое вооруженное противостояние в Чеченской Республике детерминировало в последующем значительную долю политических и иных преступлений в Северо-Кавказском регионе, в первую очередь, террористической направленности. Безусловно, эти трагические события в значительной мере влияют, и ещё долго будут влиять, на состояние политической преступности в России в будущем…» [2]

Какие выводы, исходя из вышеуказанного, мы можем сделать?

Во-первых, политическая преступность- явление, абсолютно естественное и неизбежное для политической жизни государства.

Во-вторых, политическая преступность является одной из составляющих организованной преступности.

В-третьих, политическая преступность, будучи частью организованной, не является процессом, который возникает сам по себе, он всегда обусловлен множеством факторов, одними из которых являются амбиции политиков и экономика

 

Список литературы:
1. Иванов Р.Ф. Мафия в США М.: Изд. Дом Русич, 2015.  
2. Кабанов П.А. Политическая преступность как политико-криминологическая категория  // Юридические исследования.  2013. № 2 (12)
3. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. Долговой А.И. 3-е изд. М.: 2013.