Проблемы уголовно-правовой борьбы с терроризмом
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(71)
Проблемы уголовно-правовой борьбы с терроризмом
Анализирую причины активации терроризма как социального явления можно определить степень угрозы и способы противодействия. К основным причинам терроризма в России можно отнести: борьба за политическую власть; криминализация общества; борьба за изменение государственно-правового статуса отдельных регионов и так далее. Это все внутренние причины роста терроризма. К внешним причинам относятся: геополитические притязания, активизация антироссийских устремлений религиозно-радикальных экстремистских организаций и другие. Одним из самых опасных проявлений терроризма является придание лидерами организаций характер своей деятельности как национально-освободительная борьба. Опасность заключается в том, что общество верит в идеологию такого сообщества, не понимая, что под этим скрыто на самом деле[1, с.107] .
На сегодняшний день для того чтобы противостоять терроризму необходимо международное сотрудничество между государствами.
Российская Федерация ратифицировала ряд международных соглашений, направленных на борьбу и предупреждение терроризма, наиболее значимыми являются:
1. Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма от 13.04.2005 года.
2. Протокол, вносящий изменения в Европейскую Конвенцию о пресечении терроризма (ETS №190) от 15.05.2003.
3. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против морского судоходства, от 10 марта 1988 года.
4. Европейская Конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 г.
5. Договор о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 года [1, с.111] Для эффективной борьбы с терроризмом необходимо прекратить финансирование террористических групп, то есть необходимо выявить круг лиц финансирующих данную деятельность.
Международная практика показывает, что основными потоками финансирования терроризма являются: Северная Америка, Европа и регионы Ближнего Востока, преимущественно регионы с залежами нефти.
На современном этапе необходимы новеллы в противодействии терроризму международным сообществом. Например:
1. глобализация и универсализация международного законодательства и его деполитизация в определении компонентов и оценке концептуального аппарата террористических проявлений;
2. преобразование и интеграция внутреннего законодательства в систему международных пактов и конвенций;
3. совершенствование регионального и национального законодательства и сближение позиций в следующих терминах: «международный терроризм», «международный террористический акт», «государственный терроризм»;
4. разработка общих правовых критериев криминализации террористических актов и выдачи преступников (выдача).
Так, для Российской Федерации наиболее эффективным будет являться выработка законодателями общего подхода к определению более четкого понятия «преступления террористического характера», а также принятие правовых актов, направленных на лишение источников финансирования террористической деятельности, в соответствии с международно-правовыми актами.
Необходимо создать на федеральном уровне независимую, самостоятельную структуру по действиям в кризисных ситуациях, совершенствованию правового механизма превентивных средств, методов и тактических методов противодействия терроризму[2, с. 223].
Необходимо создать специализированный институт (институты), укомплектованный учеными и практиками, не только для глубокого изучения проблемы терроризма, но и для обучения сотрудников правоохранительных органов, имея широкую сеть региональных «центров» и предоставляя им с единой методологией и методологией противодействия терроризму.
За десятилетия борьбы с терроризмом в мире и в Российской Федерации был разработан ряд механизмов для реагирования государства на потенциальные и совершенные факты терроризма. Важнейшим условием борьбы с терроризмом является решительность, непримиримость и жесткость реагирования, наличие хорошо обученных, технически хорошо оснащенных и оснащенных специальных подразделений [2, с.224].
Информационная поддержка антитеррористического подхода должна включать мониторинг террористической и антитеррористической деятельности; унификация ведомственного и межгосударственного подходов к сбору и регистрации данных о террористических организациях, а также создание единого банка данных и режима обмена информацией.
Терроризм нашего времени это серьезна проблема, которая стала угрозой для безопасности отдельных государств, регионов мира и всего мирового сообщества. Терроризм поставил проблему поиска создания общенациональных мер по борьбе с терроризмом[3, с.251].
Для решения этой проблемы предпринимаются попытки улучшить уголовное законодательство путем криминализации все более разнообразных форм террористических проявлений, создания рычагов экономического, политического, общественного и правового воздействия на ситуацию в направлении уменьшения вероятности террористические намерения; выявление и устранение факторов, определяющих терроризм.
Одной из главных задач государства является проблема противодействия терроризму в России. Наступление терроризма в России требует срочного регулирования и борьбы с этим явлением. Что касается правовой поддержки, необходимо принять комплексный закон о борьбе с терроризмом, соответствующие указы Президента Российской Федерации, постановления правительства, программные документы, межведомственные и ведомственные положения [4, с. 123].
Основными условиями эффективной антитеррористической стратегии являются: активных характер действий; координирование полномочий и задач; распределение задач по борьбе с терроризмом
Для эффективной борьбы с терроризмом необходим системный подход к организации антитеррористической деятельности на государственном уровне. Для повышения эффективности мер пресечения Министр иностранных дел должен быть наделен полномочиями депортировать из России иностранных граждан, причастных к деятельности террористических организаций. Наказание за косвенное участие в террористических актах должно быть ужесточено.
Необходимо разделить полномочия в проведении различных контртеррористических операций между органами Федеральной Службы Безопасности, Министерством внутренних дел, Министерством обороны в зависимости от объекта террористической акции, а также ее целей. Необходима детальная проработка порядка и содержания взаимодействия федеральных сил с властями региона и органов местного самоуправления, а также следует рассмотреть право органов самоуправления на переговоры и информационное взаимодействие.
Если рассматривать правовую базу, то здесь необходимо разработать меры по ликвидации финансирования терроризма. Эта мера должна являться одной из основных направлений деятельности по борьбе с терроризмом. Так как, имея финансовые ресурсы, терроризм будет распространяться не только на национальной территории, но и в трансграничном режиме.
Таким образом, мир находится в процессе разработки системы «трансграничных оперативно-розыскных мероприятий» по борьбе с международными преступлениями, правовых рамок для их осуществления, механизма действий, сбора и использования оперативной информации.