Статья:

Технология исследования вербальной и невербальной агрессии в кинотексте как креолизованного текста

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(103)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Чулков А.П. Технология исследования вербальной и невербальной агрессии в кинотексте как креолизованного текста // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 10(103). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/103/68119 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Технология исследования вербальной и невербальной агрессии в кинотексте как креолизованного текста

Чулков Антон Павлович
студент, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Нижний Новгород

 

TECHNOLOGY FOR STUDYING VERBAL AND NON-VERBAL AGGRESSION IN THE KINOTEXT AS A CREOLIZED TEXT

 

Anton Chulkov

Student, NNSU them. N.I. Lobachevsky,  Russia, Nizhny Novgorod

 

Аннотация. Явление вербальной и невербальной агрессии существует в обществе, обнаруживает тенденцию к возрастанию, но ни на теоретическом, ни на практическом судебно-лингвистическом уровнях не решена.

Abstract. The phenomenon of verbal and non-verbal aggression exists in society, shows a tendency to increase, but neither at the theoretical nor practical levels of forensic linguistics has not been solved.

 

Ключевые слова: креолизованный текст, кинотекст, агрессия, вербальная и невербальная агрессия.

Keywords: creolized text, movie text, aggression, verbal and nonverbal aggression.

 

Для рассмотрения технологии исследования вербальной и невербальной агрессии в кинотексте как креолизованном тексте, необходимо дать определения основным понятиям. Термин "креолизованный текст принадлежит отечественным лингвистам Ю.А. Сорокину и Е.Ф. Тарасову (1990): это "тексты, фактура которых состоит из двух негомогенных частей (вербальной языковой (речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык)”. Ефремова М.А. [2004: 17-18], предлагает следующее определение состава кинотекста: лингвистическая и нелингвистическая семиотические системы, оперирующие знаками различного рода. Лингвистическая система в кинотексте представлена двумя составляющими: письменной (титры и надписи, являющиеся частью мира вещей фильма) и устной (звучащая речь актеров, закадровый текст, песня и т.д.). Нелингвистическая система кинотекста включает звуковую часть (естественные и технические шумы, музыка), видеоряд (образы персонажей, движения персонажей, пейзаж, интерьер, реквизит, спецэффекты). Все указанные элементы особым образом организованы и находятся в неразрывном единстве.

По словам Якимовой Н. С.: “Агрессия – это лингвокультурный феномен, этнокультурная специфика которого репрезентирована в образах языкового сознания и особенностях коммуникативного поведения языковых личностей и может быть прослежена через их изучение.”

Потенциальные источники вербальной агрессии в кинотексте:

На собственно лингвистическом уровне характерно использование следующих вербальных маркеров агрессии:

1) На лексическом уровне:

- фамильярные обращения;

- оценочные междометия и частицы;

- обидные номинации;

- разговорные выражения, просторечная лексика и лексика сниженного стиля;

- преувеличения;

2) На графическом уровне (отражение фонетического уровня в письменной речи):

- многоточия в конце предложения;

- восклицательные знаки;

использование заглавных букв;

3) На синтаксическом уровне:

- неполные предложения;

- нераспространенные предложения с глаголом в повелительном наклонении.

Потенциальные источники невербальной агрессии в кинотексте:

На уровне, не относящемся к лингвистическому характерно использование следующих невербальных маркеров:

1) Кинетический: позы, жесты, мимика, пантомимика, тактильные виды движений тела, походка, экспрессия лица;

2) Миремический: движения глаз, сигнализирующие об эмоциональном, психическом и физическом состоянии индивида;

3) Паралингвистический: высота, длительность, громкость голосового тона, сила звука, тембр голоса, интонация, а также «респираторные» невербальные компоненты поведения, такие как глубина и длительность выдоха.

Технология изучения невербальной стороны кинотекста:

Комплексная экспериментальная психолингвистическая методика является репрезентативным средством исследования агрессии, поскольку позволяет изучить данный феномен в различных аспектах. Она представляет собой систематическое описание невербальных аспектов человеческого поведения в ситуации коммуникативного взаимодействия. Концепция невербальной семиотики Г. Е. Крейдлина заключается в параллельном анализе различных вербальных и невербальных единиц, который включает описание семантических, синтаксических и прагматических соотношений между ними и установление особенностей их совместного функционирования в коммуникативном акте. При этом разные знаковые подсистемы должны объединяться на основе единого семантического языка описания (метаязыка) невербальных единиц и категорий. Таким образом, при анализе кинотекстов, как креолизованных текстов, вербальные и невербальные компоненты следует рассматривать не как равноправные системы, а как двуединство средств коммуникации в устной речи.

 

Список литературы:
1. Слышкин, Г. Г. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа) / Г. Г. Слышкин, М. А. Ефремова. – М.: Водолей Publishers, 2004. – 153 с. 
2. Якимова Н. С. Средства выражения вербальной агрессии в контексте экспериментального изучения лингвокультур, Кемерово 2012
3. Сорокин, Ю. А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. – М. : Высшая школа, 1990. – С. 180-186. 
4. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М., 2003. 245 с.