Статья:

Дети-жертвы и дети-свидетели насильственных преступлений - сравнительный анализ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(138)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Логанова В.А. Дети-жертвы и дети-свидетели насильственных преступлений - сравнительный анализ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 2(138). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/138/85021 (дата обращения: 22.05.2022).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Дети-жертвы и дети-свидетели насильственных преступлений - сравнительный анализ

Логанова Владислава Алексеевна
студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Дети, являются наиболее незащищенной, ранимой общественной группой, нередко оказываются в зонах стихийных бедствий, природных катастроф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального и эмоционального насилия. В данной статье будут рассмотрены вопросы, связанные с насильственными преступлениями против детей. Проведен сравнительный анализ детей-жертв и детей-свидетелей насильственных преступлений.

Abstract. Children, being the most unprotected, vulnerable social group, often find themselves in zones of natural and natural disasters, military operations, and become victims of physical, sexual and emotional abuse. The article deals with issues related to violent crimes against children. A comparative analysis of child victims and child witnesses of violent crimes is carried out.

 

Ключевые слова: криминал, насилие, несовершеннолетние, анализ, жертвы, дети, семья.

Keywords: crime, violence, minors, analysis, victims, children, family.

 

Дети, ставшие свидетелями домашнего насилия, подвергаются той же тяжелой психологической травме, что и жертвы. Кроме того, дети подвергаются большему риску подвергнуться жестокому обращению или пренебрежению, если они живут в условиях насилия.

Очень важно, чтобы дети, перенесшие травмы, имели доступ к социальным и психологическим услугам.

Также опыт домашнего насилия, перенесенный в детстве, отрицательно сказывается на дальнейшей жизни ребенка. Дети, ставшие свидетелями насилия, подвергаются большему риску возникновения ряда эмоциональных и поведенческих проблем, включая тревогу, депрессию, плохую успеваемость в школе, низкую самооценку, непослушание, кошмары и жалобы на физическое состояние.

Закон защищает детей и подростков, когда они становятся жертвами преступления и / или являются свидетелями. При этом учитывается, что ребенок может душевно пострадать, если он даст показания о преступлениях, совершенных против него или в его присутствии, или если он подозревается в их совершении [5, с. 82].

Речь идет о достаточно большой группе преступлений, которые условно можно разделить на две: причинение телесных повреждений (в том числе смерть) и преступления против нравственности, в том числе сексуальные и принуждение к занятию проституцией, невыполнение родителями обязанностей в отношении детям и др. [1, с. 275].

Установлено, что несовершеннолетний, которому еще не исполнилось 14 лет, может давать показания в суде по этим группам преступлений (когда ему были причинены телесные повреждения либо в его присутствии, либо он подозревается в их совершении) только при наличии Следователь по делам несовершеннолетних разрешил ему допросить в суде.

Если такое разрешение есть, то во время дачи показаний в зале присутствуют только судья, этот следователь, прокурор, обвиняемый и его защитник.

Но во многих случаях следователи по делам несовершеннолетних не разрешают допросить несовершеннолетних, а вместо этого представляют протокол расследования в качестве доказательства в суд.

В соответствии с законом, только указанные следователи имеют право проводить следственные действия в отношении малолетних при расследовании преступлений этой группы.

Показания несовершеннолетнего, полученные рядовым следователем, судом не принимаются.

Во время допроса несовершеннолетнего, кроме следователя по делам несовершеннолетних, никого не должно быть, кроме лица, получившего разрешение следователя [4, с. 44].

При производстве следственных действий с малолетними следователь обязан зафиксировать эти действия с помощью звукозаписывающей и видеоаппаратуры.

По окончании расследования следователь по делам несовершеннолетних представляет в полицию свой отчет о следственных действиях, предпринятых в отношении несовершеннолетнего, и этот отчет является доказательством, принятым судом.

Если по каким-либо причинам техническая схема расследования нарушена полностью или частично, суд вправе принять письменные протоколы этого следователя, которые он составил в ходе расследования, и данное тоже доказательства.

Часто в суде возникают ситуации, когда участники процесса хотят задать несовершеннолетнему дополнительные вопросы. В данном случае они должны делать это только через следователя по делам малолетних. Но тот может отказаться задавать их ребенку (даже если данный вопрос задал судья), если предположит, что они могут причинить ему душевные страдания [2, с. 45].

В суде может возникнуть ситуация, когда показания несовершеннолетнего на следствии и в суде могут быть диаметрально разными.

В частности, в ходе следствия девушка уверенно показала обвиняемому о своем изнасиловании, а в суде заявила, что придумала данную историю, чтобы получить от обвиняемого деньги.

Тем не менее суд, рассмотрев представленные доказательства и установив, что они составлены в соответствии с требованиями закона, может признать достоверными показания потерпевшего, полученные следователем по делам несовершеннолетних в ходе расследования, и вынести обвинительный приговор [3, с. 428].

Следует отметить, что потерпевший в суде (особенно в отношении преступлений в сексуальной сфере) может давать свидетельства в отсутствие обвиняемого, когда наличествует защитник последнего, но суд должен обеспечить, чтобы обвиняемый контактировал с адвокатом, чтобы что он может задавать свои вопросы через него.

Подобная процедура проводится только после предварительного обсуждения сторонами процесса и когда суд убедится в ее целесообразности, придя к выводу, что присутствие обвиняемого в зале суда может нанести вред потерпевшему или его показаниям в суде.

Правовой статус и личностные особенности потерпевшего (потерпевшего) являются объектом изучения в ряде наук - криминологии, уголовном процессе, уголовном праве, криминалистике. В любой из данных наук разное внимание уделяется отдельным аспектам характеристики жертвы. Все вышесказанное касается несовершеннолетних потерпевших.

Помимо вышеперечисленных наук, вопросами безопасности детей и несовершеннолетних занимаются социология, детская психология и педагогика.

В наши дни, когда научный прогресс в большинстве является следствием дифференциации и интеграции некоторых отраслей научного знания, с учетом важности проблемы защиты граждан, наиболее подверженных виктимизации, возникает вопрос о надобности комплексного изучения пострадавших от насилия.

 

Список литературы:
1. Алауханов, Е. О. Криминология / Е.О. Алауханов. - М.: Юридический центр, 2016. - 608 c.
2. Ананич, В. А. Введение в криминологию: лекции / В. А. Ананич. - Минск: Академия МВД, 2014. - 159 с.
3. Башкатов, Л. Д. Криминология / Л.Д. Башкатов. - М.: Юридический центр, 2017. - 954 c.
4. Водопьянов, В.П. Криминология / В.П. Водопьянов. - Москва: ИЛ, 2018. - 144 c.
5. Голик, Ю. В. Преступность - планетарная проблема / Ю.В. Голик, А.И. Коробаев. - Москва: Мир, 2018. - 215 c.