Статья:

Развитие художественной одаренности средствами декоративно-прикладного искусства

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Столбова Я.В., Колчанова Е.А. Развитие художественной одаренности средствами декоративно-прикладного искусства // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 21(72). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/72/53639 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие художественной одаренности средствами декоративно-прикладного искусства

Столбова Яна Васильевна
студент, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень
Колчанова Елена Августовна
канд. филос. наук, доцент, Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень

 

Development of artistic talent by means of arts and crafts

 

Yana Stolbova

Student, Tyumen State University, Russia, Tyumen

Elena Kolchanova

Candidate of Philosophy, associate professor, Tyumen State University, Russia, Tyumen

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития художественной одаренности средствами декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных школах.

В работе указаны наиболее успешные для развития художественной одаренности детей методы, определены главные характеристики одаренности. Рассматриваются типы способностей, виды художественной одаренности, особенности одаренных детей и качества развития художественной одаренности у младших школьников. Материалы могут быть ценными для учителей и психологов общеобразовательных школ.

Abstract. The article deals with the problem of the development of artistic endowments with the means of decorative and applied art in the fine arts lessons in secondary schools. The paper identifies the most successful methods for the development of children's artistic talent, identifies the main characteristics of giftedness. We consider the types of abilities, types of artistic talent, especially gifted children and the quality of development of artistic talent in younger students. Materials can be valuable for teachers and psychologists of secondary schools.

 

Ключевые слова: Художественная одаренность; детская одаренность; одаренность; гобелен; декоративно-прикладное искусство; эстетика; воображение.

Keywords: Artistic talent; children's talent; endowments; tapestry; decorative and applied art; aesthetics; imagination.

 

Детская одаренность является одним из самых интересных и загадочных явлений природы. Как выявить и развить детскую одаренность? И возможно ли это? Каковы особенности художественной одаренности? Есть ли определенные технологии и методы; средства и приемы развития детской одаренности? Именно этим вопросам посвящено наше исследование.

Одним из эффективных средств развития художественной одаренности детей может выступать декоративно-прикладное искусство. Необходимость теоретического обоснования эффективности применения гобелена на занятиях по декоративно-прикладному искусству позволило  раскрыть значение основных  понятий исследования.

Начнем с того, что одаренность, в целом – это наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» [8, с. 129-130].

Вместе с тем, одаренность к художественному творчеству - это ценнейшее общечеловеческое качество, которому надо помочь раскрыться в каждом ребенке, в условиях общего гуманитарно-художественного образования [3, с.4]. Исходя из этого, становится актуальной проблема развитие художественной одаренности, так как, каждый человек должен знать свои способности, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в какой-либо деятельности.

Стоит отметить, что именно младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития художественной одаренности детей. Т. Мейснер, считает: чем человек младше, тем он универсальнее по своим потенциальным возможностям [5, с.39]. Следовательно, учителю следует целенаправленно оказать воздействие на процесс развития ребенка, вовремя увидеть и развить способности у детей, для того чтобы достичь высоких результатов в художественном развитии.

Кроме того, художественная одаренность младших детей - не столько индивидуальное, сколько возрастное, но от этого не менее драгоценное [4, с.61].

Общепризнанным, считается, что одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [1].

Итак, данная проблема «одаренности» волновала многих ученых, таких как: П. Торренс, Ф. Гальтон, Э. Ландау, Дж. Гилфорд и др.

Тема художественной одаренности является поводом оживленных дискуссий и споров в сообществе исследователей данной проблемы Н.С. Лейтес, Б.М. Теплов, В.С. Юркевич, Б.С. Алякринский и другие сходятся во мнении, что «одаренность» обозначает высокий уровень развития способностей и включает в себя ряд взаимосвязанных друг с другом понятий [2, с.13].

Основными показателями художественной одаренности являются такие качества личности ребенка как эстетическое отношение к действительности. В широком смысле слова, предметом эстетики является эстетическое отношение к действительности и искусство как наивысшая форма эстетической деятельности. Эстетическое сознание состоит из таких феноменов как: эстетический вкус (система ценностных предпочтений и идеалов личности); эстетическое восприятие (схватывание особого, эстетического аспекта реального мира); эстетические концепции (теоретически осмысленный эстетический опыт).

Эстетическое отношение к действительности выступает воплощением в жизнь некой эстетической потребности - видеть и строить мир по законам красоты.

Использование различных видов искусства позволяет развивать свою личность, возрождать творческий процесс, углублять эмоции, воспитывать чувства и упражнять интеллект. 

Для восприятия детьми произведений декоративно-прикладного искусства имеют значение следующие виды восприятия: зрительное (ребенок смотрит, оценивает с точки зрения восприятия глазами, и ему нравится или же не нравится); слуховое (учитель анализирует произведение декоративно-прикладного искусства,  указывает на особенности техник создания произведения, его цвета, формы); тактильное (ребенок на занятии может потрогать, ощутить фактуру произведения  ДПИ, ощущает тактильный контакт, тепло или же холод, ощущение материала).

Все эти условия восприятия произведения ДПИ соблюдаются в гобелене. В процессе восприятия произведений известных художников в технике  гобелен у ребенка будет развиваться чувство вкуса.

Еще одним показателем художественной одаренности является художественное воображение. Художественное воображение является способностью, а также процессом создания художественных образов на основе творческой переработки сознанием: чувств, восприятий, представлений, ощущений и т.д.

Благодаря художественному воображению мы имеем возможность представить в искусстве невообразимое. Воплотить возможное и желаемое в существенное, привнести в культурный контекст и тот возможный опыт, который человечеству еще предстоит приобрести.

Значимое свойство художественного воображения - ориентированность на конструктивно-творческую работу в материале искусства, близко связанным с чувством красоты.

Художественное воображение необходимо постоянно развивать, так как оно позволяет реализоваться как личность, как в обычной жизни, так и в процессе работы. Развитие  художественного воображения у детей и взрослых помогает улучшить память, расширить мышление и легче усваивать информацию.

Ребенок создавая стилизованные композиции активно развивает свое воображение, и в каждой следующей работе над эскизами у него не возникнет проблем с идеей, воплощаемой в художественном образе.

Важное место в развитии художественной одаренности детей занимает такой показатель как выразительность и разработанность художественно-творческого замысла, то есть возможность выбора средств воплощения художественного образа (материалы, приемы, инструменты).

Гобелен представляет собой односторонний ковер, вытканный вручную перекрестным переплетением нитей.

Для создания гобелена на занятиях по ДПИ дети должны освоить навыки плетения и навыки владения такими инструментами, как: гребень (вилка металлическая) для прибивания уточной нити, иголки, ножницы, крючок.

Ребенок работая постоянно над гобеленом, сможет развить свой навык плетения на самый высокий уровень, в совершенстве овладев всеми методами плетения и переплетения.

Также, следует отметить такой показатель как устойчивая потребность в художественно-творческом самовыражении.

Мотивация - система побудительных причин человеческого поведения, теоретической и практической деятельности.

Без мотивации не получится то, что представляешь, а без представления и мотивации не будет. Следует знать, чего хочешь и стремиться к этому.

Важно отметить, что декоративно-прикладное искусство отличается от других разделов искусства, созданием предметов утилитарного назначения, несущих в себе эстетическую ценность. Работы в технике гобелен буду полезны для декора интерьера, подарка.

Можно также плести и создавать индивидуальные выставки своих работ, таким образом создастся высокая мотивация в процессе работы над гобеленом.

Процесс работы детей над гобеленом включает различные упражнения, которые эффективно воздействую на развитие художественных способностей, одаренности в целом.

Во-первых, упражнения на создание серии эскизов, стилизации различных объектов окружающего мира (предметов, натюрморта, городского пейзажа, человека), в результате дети создают некоторый банк образов, на который можно опираться ученику в творческих работах, где в последствии, происходит стилизация образов. Эти эскизы могут быть нарисованы различными материалам. 

Некоторые эскизы можно  выполнить в технике гобелен. Однако, тогда затрачивается больше времени, так как это очень кропотливая, сложная работа, во всех смыслах: инструментальный - плетение и переплетение, эстетика- важно соблюдать в эскизе и работе колористическую грамотность и выравнивать гобелен, чтобы он получился красивым и ровным.

Художественное воображение. Упражнения: «Эскизы». В эскизе по созданию стилизованного городского пейзажа продумать интересные детали. «Сочетание видов плетения».

В работе с гобеленом, сочетать различные виды переплетения и плетения исходя из своего воображения.

Выразительность и разработанность художественно-творческого замысла. Упражнения: «Подготовка к плетению». На заранее подготовленную раму, выполнить заработку, реализовать и закрепить эскиз под раму. «Плетения, переплетения».

Изготовление мини-гобелена с помощью различных плетений. Знакомство с выполнением различных видов плетения, соединения нитей. Освоение навыков использования инструментов. Работа с гобеленом по эскизу с учетом общего замысла.

Итогом любого занятия должна быть выставка на которой ребенок может увидеть свою работу в контексте других работ, проанализировать свои успехи промахи.

Таким образом, развивать художественную одаренность, а именно способности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству это интересный и творческий процесс для самого преподавателя.

Очень важно и то, насколько педагог сам вовлечен в процесс создания интересных, нестандартных эскизов и последующего плетения. Тогда такой педагог обязательно поможет каждому раскрыть свои художественные способности и развивать их правильно.

 

Список литературы: 
1. Андреева Н.Ю. Одаренность учащихся и ее развитие в условиях образовательного процесса / Н.Ю. Андреева // Журнал Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. - №3. - С. 104-108.
2. Ефремова Н.И. Методическая разработка (1 класс) на тему: План работы с одарёнными детьми. - С. 26. 
3. Мелик-Пашаев А. и Новлянская З.Н. (ред.), Адаскина А.А., Никитина А.Б., Чубук Н.Ф. / Художественная одаренность и ее развитие в школьные годы. -  2011.  -  С.  4-64.
4. Мейснер Т. Вундеркинды: реализованные и нереализованные способности / Т.Мейснер; пер.с нем. Г.Рыбаковой. -М.: крон-пресс - 1997. – С. 368.
5. Монкс Ф. Одаренные дети: Когито-Центр; Москва - 2014. - С.24.
6. Теплов Б.М. Способности и одарённость. Психология индивидуальных различий. / Б.М. Теплов. Тексты. М.: изд-во Моск.Ун-та. - 1982. - С. 136.