Правовая характеристика платных медицинских услуг
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)
Правовая характеристика платных медицинских услуг
В сфере здравоохранения одной из важнейших составляющих, связанной с организацией профилактики заболеваний и санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, является предоставление платных медицинских услуг. Результатом данного вида деятельности является не получение какого либо материального блага, а поддержание и восстановление здоровья человека. [5]
Для возможности дать полную правовую характеристику медицинской услуги необходимо определиться в терминологии.
Понятие «медицинские услуги» дано в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». [2] Так, под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Медицинские услуги следует отличать от так называемых услуг, предоставляемых медицинскими организациями, но не имеющих прямого отношения к медицинской деятельности. Такие сервисы характеризуют, как говорится, культуру обслуживания. К ним относятся наличие гардероба, степень пригодности для жизни подопечных, обращение медицинского персонала с пациентами.
Но, для полной правовой характеристики медицинской услуги одного законодательного определения не достаточно. Необходимо выделить специфические особенности, присущие только этому виду услуг.
Медицинская деятельность является профессиональной, и только специальные субъекты могут предоставить медицинские услуги - медицинская организация и врач. Статья 100 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматривает оказание медицинских услуг только лицам, имеющим диплом и специальное звание, а также свидетельство специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» [3] дает право оказывать медицинские услуги только тем организациям, которые получили лицензию на оказание данного вида услуг.
Субъектами в правоотношениях по оказанию платных медицинских услуг выступают юридическое лицо или потребитель – пациент, заказывающие услугу, и медицинская организация в лице врача, оказывающем услугу. Схема приобретения медицинских услуг выглядит как «плательщик – поставщик – потребитель». Обратная связь в данной схеме отсутствует.
Специфической особенностью медицинских услуг является взаимодействие между субъектами – потребителем и исполнителем. Чаще всего такое взаимодействие активное с обеих сторон.
Необходимо различать услугу как объект обязательства и объект услуги. В связи с этим Л.В. Санникова отрицает возможность материальных объектов, а также людей как объектов влияния, но В.В. Кулаков, напротив, склонен полагать, что в качестве своего приложения они используют какой-то материальный или нематериальный объект (благо). [6]
Объект в правоотношениях по оказанию медицинских услуг также является специфическим. Медицинская услуга всегда направлена на человека, для поддержания либо восстановления нормальных функций органов и систем организма, то есть здоровья. Можно предположить, что пациент – потребитель является как субъектом правоотношений, так и его объектом, однако это не так. Согласно статье 150 Гражданского кодекса Российской Федерации – здоровье признается неотчуждаемым, непередаваемым нематериальным благом, принадлежащим гражданину от рождения, которое охраняется государством. Таким образом закон защищает не деятельность, направленную на поддержание здоровья граждан, а само здоровье как юридическую категорию. Значит что объект в данном виде правоотношений четко определен – это здоровье гражданина.
Таким образом, опираясь на определение медицинской слуги можно сделать вывод о том, что она представляет собой сложный комплекс элементов и процессов, поэтапно развивающихся во времени и пространстве, охватывающих все виды работ по оказанию медицинской помощи.
Медицинские услуги, являясь частным случаем возмездного оказания услуг, имеют значительную специфику, поскольку их объектом является жизнь и здоровье человека, что признается высшей ценностью в государстве.
Медицинская услуга является сложным объектом гражданского оборота. Она имеет денежные риски со стороны покупателя, а также физические риски, поскольку она направлена на восстановление, поддержание и сохранение здоровья потребителя. Таим образом медицинская деятельность приобретает особое юридическое значение, ее законодательное регулирование требует более детального изучения законодателем. В этом случае законодатель должен придерживаться не только цели соответствия европейским стандартам, но, прежде всего, осуществлять фактическое предоставление конституционных гарантий потребителям медицинских услуг.
Деятельность медицинских учреждений по предоставлению платных медицинских услуг населению носит предпринимательский характер, поскольку в качестве основной цели его реализации она преследует прибыль, а полученная в результате прибыль распределяется между участниками. [
Разрешение на оказание платных медицинских услуг пациентам утрачивает юридическую силу с момента приостановления или отзыва справки и лицензии на медицинскую деятельность.
Согласно Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [1] такие учреждения могут быть проверены только один раз в 2 года и только через 3 года после выдачи лицензии. То есть за первые 5 лет их работу можно отслеживать только 1 раз. Но за это время оборудование может морально и технически устареть, и квалифицированный персонал, дипломы и сертификаты которого были учтены при получении лицензии, уходит в отставку. Пациент, оставляющий внушительную сумму денег, за оказание медицинских услуг не может быть до конца уверен, в получении квалифицированной помощи.
В сложившийся ситуации судебная практика исходит из того, что для выяснения вопроса о том, качественно ли была оказана медицинская помощь (услуга) истцу или потерпевшему, необходимо назначение судебно-медицинской экспертизы.
Приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010г. N 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» определил экспертизу качества оказании медицинской помощи: экспертиза качества медицинской помощи осуществляется экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи, экспертом качества медицинской помощи является врач - специалист, имеющий высшее образование, свидетельство об аккредитации специалиста или сертификат специалиста, стаж работы по соответствующей врачебной специальности не менее 10 лет и прошедший подготовку по вопросам экспертной деятельности в сфере обязательного медицинского страхования. [4]
С учетом особо охраняемого характера правоотношений, связанных с охраной здоровья граждан, законодателем на уровне закона установлены гарантии качества оказания гражданам медицинской помощи (услуги); так, в частности, согласно ст. 37 Федеральный закон N 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
Объективным доказательством соблюдения ответчиком требований к качеству медицинской помощи будет свидетельство их соответствия стандартам медицинской помощи, оказываемой истцу или потерпевшему.