Государственный мониторинг земель на современном этапе
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)
Рубрика: Науки о Земле
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)
Государственный мониторинг земель на современном этапе
Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв.[1]
Мониторинг земель представляет собой систему контроля за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Мониторинг земель осуществляется Государственным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, Министерства природных ресурсов Российской Федерации с участием Министерства сельского хозяйства.
В настоящее время мониторинг земель актуален в связи с постоянным антропогенным воздействием на землю. Существует реальная угроза полного истощения и загрязнения земель. Серьезную опасность представляют эрозия почв, засоление, истощение плодородного слоя, заболачивание и чрезмерное уплотнение, техногенное загрязнение земель и деградация пастбищ и сенокосов.
Согласно Земельному кодексу Российской Федерации, первостепенными задачами государственного мониторинга земель являются: своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативного воздействия и негативных процессов; информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, землеустройства, а также иные функции государственного и муниципального управления земельными ресурсами; обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в плане земельного участка. [2]
На современном этапе государственный мониторинг земель можно рассматривать как состоящий из трех значимых компонентов: мониторинг землепользования, результаты которого соответствуют фактическому использованию земель и разрешенному использованию, а также соблюдению установленных ограничений и нагрузок; мониторинг состояния земель, по результатам которого выявляются изменения состояния земель всех категорий, обусловленные воздействием природных и антропогенных негативных процессов: затопления и подтопления, заболачивания, заболачивания, эрозии, засоления, нарушения, опустынивания сельскохозяйственных земель кустарниками и мелкими лесами, загрязнения земель токсичными веществами, захламления промышленными и бытовыми отходами, вырубки и сжигания на землях лесного фонда, карста, сел, землетрясений и других процессов и явлений; мониторинг правового режима земель. [3]
Целью государственного мониторинга земель является регулярное исследование состояния земель с целью подтверждения управленческих решений в области эффективного использования земель, а также их охрана, сохранения природных систем, увеличение качества жизни, улучшения здоровья населения, экологической безопасности. [3]
Мониторинг земель предусматривает проведение технических и информационно-аналитических работ с использованием различных средств мониторинга и отслеживания состояния земель, взятия проб и почвы и других необходимых обследований. Используя полученную информацию, необходимо делать прогнозы негативных процессов на землях, относящихся к разным категориям, разрабатывать меры по предотвращению негативных процессов. Кроме того, мониторинг также предполагает мониторинг использования земель, выявление случаев неправильного использования, не соответствующих разрешенному использованию, особенно ухудшения качества земель, а также общей экологической ситуации.
Методическое обеспечение объединения компонентов и компонентов системы мониторинга базируется на: единой научно-методической базе для измерения параметров и определения показателей о состояниии земель; внедрении унифицированных методов анализа и прогнозирования особенностей состояния земель, компьютеризации процессов деятельности и информационных коммуникаций; общих правилах создания и ведения распределенных баз данных и банков данных, картографирования земельной информации, типовых технологиях геоинформационных систем.
Государственный мониторинг земель осуществляется в следующей последовательности: систематические аэрокосмические и наземные съемки; инвентаризация и анализ складских материалов; создание системы полигонов, выбор ключевых участков и маршрутов наблюдений; организация базовых, периодических и оперативных наблюдений.
Основной частью государственного земельного мониторинга является мониторинг плодородия почв сельскохозяйственного назначения. В соответствии с действующим земельным законодательством, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Такие земли , как основное средство производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов, негативного воздействия и повышение плодородия.
Далее рассмотрим данные Государственной статистической отчетности земельного фонда Белгородской области. Площадь земельного фонда Белгородской области на 1 января 2018 года составила 2713,4 тыс. га. Из отчета о состоянии земельного фонда Белгородской области за 2018 год: большая часть территории области занята сельскохозяйственными целями, площадь которых по состоянию на 1 января 2018 года составила 2087,1 тыс. га (76,9%). [2]
В сельскохозяйственных угодьях преобладают сельскохозяйственные земли, площадь которых составляет 1894,8 тыс. га (90,7%), лесные земли, покрытые и непокрытые лесами, занимают – 10,2 тыс. га (0,5%), земли под насаждения, не включенные в лесной фонд - 72,3 тыс. га (3,5%). Доля земель, занятых водными объектами, в том числе: болота, составляет 35,8 тыс. га (1,7%), дороги – 19,1 тыс. га (0,9%), под зданиями – 12,5 тыс. га (0,6%), нарушенные земли - 0,6 тыс. га (0,1%), прочие земли – 41,1 тыс. га (2,0%). [2]
Так как Белгородская область расположена в Центрально - Черноземном регионе России, в районе с благоприятными условиями для развития сельскохозяйственного производства. Земли сельхозназначения – это земли, которые систематически используются для сельскохозяйственного производства. Сельскохозяйственные угодья подразделяются на: пахотные земли, залежи, многолетние плодово-ягодные насаждения, пастбища: сенокосы и пастбища. Основная доля земель сельскохозяйственного назначения собрана в категории земель сельскохозяйственного назначения – 1896,3 тыс. га или 88,9% от общей площади земель сельскохозяйственного назначения в регионе. В структуре сельхозугодий пашня занимает 1644,7 тыс. га 77,1%, пастбища - 55,8 тыс. га (2,6%), пастбища - 399,2 тыс. га (18,7%), многолетние насаждения-34,0 тыс. га. [2]
Сельскохозяйственные земли должны использоваться рационально и эффективно, мониторинг земель должен учитывать возможность перераспределения земель из сельскохозяйственного в более рациональное и эффективное использование. Таким образом, за счет сокращения поврежденных сельскохозяйственных земель можно увеличить полезность земель в другом районе. Например, земля, используемая под пашню, стала непригодной для этого вида деятельности из-за негативного воздействия на землю. Возможно, за счет перевода земли из одного вида использования в другой, она будет приносить больший доход и, таким образом, использоваться более эффективно.
Выполняя основную задачу мониторинга – своевременное выявление изменений в состоянии земельного участка, прогнозирование и оценка и этих изменений, разработка предложений по предотвращению негативного воздействия на земельный участок, необходимо действовать в рамках наиболее эффективного использования земельного участка.