Статья:

Государственный мониторинг земель на современном этапе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)

Рубрика: Науки о Земле

Выходные данные
Крапива В.А., Ширина Н.В. Государственный мониторинг земель на современном этапе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 21(72). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/72/54177 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Государственный мониторинг земель на современном этапе

Крапива Виктория Александровна
студент, Белгородский Государственный Технологический Университет им. В.Г. Шухова, РФ, г. Белгород
Ширина Наталья Владимировна
доцент, Белгородский Государственный Технологический Университет им. В.Г. Шухова, РФ, г. Белгород

 

Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв.[1]

Мониторинг земель представляет собой систему контроля за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Мониторинг земель осуществляется Государственным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, Министерства природных ресурсов Российской Федерации с участием Министерства сельского хозяйства.

В настоящее время мониторинг земель актуален в связи с постоянным антропогенным воздействием на землю. Существует реальная угроза полного истощения и загрязнения земель. Серьезную опасность представляют эрозия почв, засоление, истощение плодородного слоя, заболачивание и чрезмерное уплотнение, техногенное загрязнение земель и деградация пастбищ и сенокосов.

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации, первостепенными задачами государственного мониторинга земель являются: своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативного воздействия и негативных  процессов; информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, землеустройства, а также иные функции государственного и муниципального управления земельными ресурсами; обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в плане земельного участка. [2]

На современном этапе государственный мониторинг земель можно рассматривать как состоящий из трех значимых компонентов: мониторинг землепользования, результаты которого соответствуют фактическому использованию земель и разрешенному использованию, а также соблюдению установленных ограничений и нагрузок; мониторинг состояния земель, по результатам которого выявляются изменения состояния земель всех категорий, обусловленные воздействием природных и антропогенных негативных процессов: затопления и подтопления, заболачивания, заболачивания, эрозии, засоления, нарушения, опустынивания сельскохозяйственных земель кустарниками и мелкими лесами, загрязнения земель токсичными веществами, захламления промышленными и бытовыми отходами, вырубки и сжигания на землях лесного фонда, карста, сел, землетрясений и других процессов и явлений; мониторинг правового режима земель. [3]

Целью государственного мониторинга земель является регулярное исследование состояния земель с целью подтверждения управленческих решений в области эффективного использования земель, а также их охрана, сохранения природных систем, увеличение качества жизни, улучшения здоровья населения, экологической безопасности. [3]

Мониторинг земель предусматривает проведение технических и информационно-аналитических работ с использованием различных средств мониторинга и отслеживания состояния земель, взятия проб и почвы и других необходимых обследований. Используя полученную информацию, необходимо делать прогнозы негативных процессов на землях, относящихся к разным категориям, разрабатывать меры по предотвращению негативных процессов. Кроме того, мониторинг также предполагает мониторинг использования земель, выявление случаев неправильного использования, не соответствующих разрешенному использованию, особенно ухудшения качества земель, а также общей экологической ситуации.

Методическое обеспечение объединения компонентов и компонентов системы мониторинга базируется на: единой научно-методической базе для измерения параметров и определения показателей о состояниии земель; внедрении унифицированных методов анализа и прогнозирования особенностей состояния земель, компьютеризации процессов деятельности и информационных коммуникаций; общих правилах создания и ведения распределенных баз данных и банков данных, картографирования земельной информации, типовых технологиях геоинформационных систем.

Государственный мониторинг земель осуществляется в следующей последовательности: систематические аэрокосмические и наземные съемки; инвентаризация и анализ складских материалов; создание системы полигонов, выбор ключевых участков и маршрутов наблюдений; организация базовых, периодических и оперативных наблюдений.

Основной частью государственного земельного мониторинга является мониторинг плодородия почв сельскохозяйственного назначения. В соответствии с действующим земельным законодательством, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Такие земли , как основное средство производства в сельском хозяйстве, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов, негативного воздействия и повышение плодородия.

Далее рассмотрим данные Государственной статистической отчетности земельного фонда Белгородской области. Площадь земельного фонда Белгородской области на 1 января 2018 года составила 2713,4 тыс. га. Из отчета о состоянии земельного фонда Белгородской области за 2018 год: большая часть территории области занята сельскохозяйственными целями, площадь которых по состоянию на 1 января 2018 года составила 2087,1 тыс. га (76,9%). [2]

В сельскохозяйственных угодьях преобладают сельскохозяйственные земли, площадь которых составляет 1894,8 тыс. га (90,7%), лесные земли, покрытые и непокрытые лесами, занимают – 10,2 тыс. га (0,5%), земли под насаждения, не включенные в лесной фонд - 72,3 тыс. га (3,5%). Доля земель, занятых водными объектами, в том числе: болота, составляет 35,8 тыс. га (1,7%), дороги – 19,1 тыс. га (0,9%), под зданиями – 12,5 тыс. га (0,6%), нарушенные земли - 0,6 тыс. га (0,1%), прочие земли – 41,1 тыс. га (2,0%). [2]

Так как Белгородская область расположена в Центрально - Черноземном регионе России, в районе с благоприятными условиями для развития сельскохозяйственного производства. Земли сельхозназначения – это земли, которые систематически используются для сельскохозяйственного производства. Сельскохозяйственные угодья подразделяются на: пахотные земли, залежи, многолетние плодово-ягодные насаждения, пастбища: сенокосы и пастбища. Основная доля земель сельскохозяйственного назначения собрана в категории земель сельскохозяйственного назначения – 1896,3 тыс. га или 88,9% от общей площади земель сельскохозяйственного назначения в регионе. В структуре сельхозугодий пашня занимает 1644,7 тыс. га 77,1%, пастбища - 55,8 тыс. га (2,6%), пастбища - 399,2 тыс. га (18,7%), многолетние насаждения-34,0 тыс. га. [2]

Сельскохозяйственные земли должны использоваться рационально и эффективно, мониторинг земель должен учитывать возможность перераспределения земель из сельскохозяйственного в более рациональное и эффективное использование. Таким образом, за счет сокращения поврежденных сельскохозяйственных земель можно увеличить полезность земель в другом районе. Например, земля, используемая под пашню, стала непригодной для этого вида деятельности из-за негативного воздействия на землю. Возможно, за счет перевода земли из одного вида использования в другой, она будет приносить больший доход и, таким образом, использоваться более эффективно.  

Выполняя основную задачу мониторинга – своевременное выявление изменений в состоянии земельного участка, прогнозирование и оценка и этих изменений, разработка предложений по предотвращению негативного воздействия на земельный участок, необходимо действовать в рамках наиболее эффективного использования земельного участка.

 

Список литературы: 
1. Доклад о состоянии и использовании земель Белгородской области за 2018г [Электронный ресурс]: https://docviewer.yandex.ru/
2. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации [Текст]: ФЗ: [принят Гос. Думой 25 сен. 2001 г.: по состоянию на 10 апреля 2017 г.]. — М.: Проспект, 2017. — 192 с. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Ленинградской области в 2017 году [Электронный ресурс]: база данных. — Режим доступа: https://rosreestr.ru, свободный.\
3. Ципинова Б.С. Мониторинг земель. Учебно-методическое пособие. – Майкоп, 2016.