Статья:

Главные отличия аутсорсинга и аутстаффинга

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Буторина И.А., Гринь С.В. Главные отличия аутсорсинга и аутстаффинга // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 21(72). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/72/54179 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Главные отличия аутсорсинга и аутстаффинга

Буторина Ирина Александровна
магистрант, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров
Гринь Светлана Владимировна
канд. экон. наук, доцент, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров

 

Аннотация. Механизм развития рыночных отношений сегодня характеризуется перманентными изменениями в структуре предприятий, их стремлением быстро и адекватно реагировать на малейшие колебания рынка без дополнительных издержек. Эти резоны объясняют значимость  и актуальность передачи вспомогательных функций другим компаниям по средствам аутсорсинга и аутстаффинга.

Большое количество компаний, идущие в ногу со временем, достаточно давно открыли для себя такого рода услуги, которые в нынешних экономических реалиях пользуются все большей популярностью. Данные понятия, безусловно, являются достаточно схожими. Однако, в то же время, между ними имеются и весьма существенные различия, о которых нужно иметь четкое представление заблаговременно.

Основной задачей как аутсорсинга, так и аутстаффинга, можно назвать оказание необходимой помощи в выполнении тех или иных профессиональных задач. Оба этих процесса связаны с привлечением сторонней помощи. Но схема их взаимодействия разная, поэтому необходимо изучить все основные моменты, касающиеся двух этих явлений.

В статье рассмотрена сущность аутсорсинга и аутстаффинга, их правовое регламентирование, описаны функции этих процессов и порядок проведения, проанализированы основные отличия друг от друга, преимущества и недостатки.

 

Ключевые слова: аутсорсинг, аутстафинг, эффективность управления, коммерческая организация, снижение рисков

 

В нынешних экономических реалиях все большей популярностью пользуются аутсорсинг и аутстаффинг. Несмотря на достаточно широкую известность, эти понятия нередко путают между собой. Безусловно, они во многом похожи, но существуют и некоторые различия. И поэтому совершенно очевидно, что вопрос определения главных отличий аутсорсинга и аутстаффинга друг от друга является весьма актуальным на сегодняшний день.

Активное привлечение аутсорсинга и аутстаффинга в процесс деятельности организации является естественным элементом эволюции форм хозяйствования не только в международной экономике, но и в российской. Если рассматривать данное явление под углом уровня экономических субъектов, то можно полагать, что эти процессы представляют собой в наибольшей степени перспективный путь повышения эффективности деятельности предприятия.

Несмотря на положительную динамику своего развития, в отечественной экономике аутсорсинг и аутстаффинг относительно новое явление, перед которым появляется множество задач, такие как: подготовка профессиональных кадров аутсорсинга и аутстаффинга, разработка определенных стандартов и пр.

Цель данной работы изучить понятия аутсорсинга и аутстаффинга и определить их главные отличия друг от друга. Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. рассмотреть сущность и специфику аутсорсинга и аутстаффинга;

2. определить основные функции этих процессов и порядок проведения;

3. рассмотреть основные преимущества и недостатки аутсорсинга и аутстаффинга;

4. проанализировать их основные отличия друг от друга.

Объектом исследования является аутсорсинг и аутстаффинг.

Предметом исследования выступают отличия аутсорсинга от аутстаффинга.

Главные отличия аутсорсинга и аутстаффинга.

Так в чем же заключаются основные отличия аутстаффинга и аутсорсинга и что это вообще такое?

Оба этих процесса относятся к вопросу привлечения помощи со стороны, но это достаточно общая характеристика. Чтобы мы могли отличать оба этих понятия, необходимо четко понимать их специфику, функции и определение. Именно поэтому, начинать нужно с терминологии, т.е. с точного определения самого понятия.

Аутсорсинг представляет собой особую форму трудовых отношений между компанией и организацией-провайдером, специализирующейся на предоставлении определенного рода услуг. Специфика заключается в том, что компания прибегает к помощи сторонней рабочей силы непосредственно в тот момент, когда это действительно нужно [3, с. 121].

К примеру, компания занимается производством какого-нибудь продукта, после чего готовит его к реализации. Естественно, чтобы товар продвигался, нужны услуги рекламы, чтобы о продукте узнали повсеместно.

Содержать отдел рекламы с момента производства продукта не всегда оказывается целесообразным и выгодным, поэтому компания прибегает к услугам сторонней помощи – рекламного агентства.

Та же самая практика происходит и при привлечении системного администратора или программиста. Компания может не нуждаться в нем на постоянной основе, ведь необходимость в установке программ или программного обеспечения возникает не так часто.

Наиболее предпочтительным вариантом, в данном случае, выглядит привлечение программиста со стороны, оплачивая его услуги по факту выполненной работы [1, с. 314-315].

Что касается аутстаффинга, то здесь схема взаимодействия немного другая. Компания обладает собственным штатом работников, но определенную ее часть оформляет в других организациях-провайдерах.

При аутстаффинге сотрудники продолжают трудиться на своих рабочих местах, т.е. в самой компании, хотя официально они числятся в другой организации.

Компания, в которой будут числиться такие сотрудники, называется аутстаффером. Бывает и другая схема сотрудничества. Компания-аутстаффер имеет в своем распоряжении штат сотрудников, услуги которых могут быть востребованы другими компаниями. Это могут быть грузчики, сварщики, банковские сотрудники и прочие специальности [2, с. 220].

Составляется договор аутстаффинга, на основании которого компания передает другой организации штат своих сотрудников для выполнения профильных задач.

Функции.

Одним из основных отличий двух этих процессов является специфика выполняемых функций привлеченных сотрудников. Если при аутсорсинге выполняется ряд достаточно специфических задач, не являющихся основными для организации, то при аутстаффинге немного другая ситуация.

Привлеченные сотрудники выполняют профильные функции и задачи, т.е. осуществляют деятельность, которая является для компании основной.

В частности, аутсорсинг способен выполнять следующие функции:

Бухгалтерские услуги;

Вопросы кадров;

Техническое обслуживание различного уровня;

Перевозки и прочая логистика;

Мелкие строительные работы и пр. [2, с. 133]

Аутстаффинг обладает более широким диапазоном, ведь он характеризуется выведением сотрудников за штат, хотя они продолжают выполнять свои профессиональные обязанности.

Подобные схемы сотрудничества характерны для банковских организаций, хотя и в других отраслях они могут встречаться.

Законодательное регулирование.

Правовое регламентирование этих понятий появилось относительно недавно, несмотря на достаточно длительную практику подобных действий. В частности, процесс аутстаффинга стал регламентируемым лишь в 2014 году, когда в Трудовом кодексе появилась соответствующая глава – 53.1.

В данной главе говорится о возможности привлечения сотрудников из другой компания для осуществления определенного рода деятельности, но при условии полного соблюдения их прав и свобод. Здесь также говорится о нюансах заключения соглашений между двумя компаниями, чтобы права обеих сторон не нарушались.

Что касается аутсорсинга, то этот процесс регулируется другими нормативно-правовыми актами. В данном случае, во внимание принимается Гражданский кодекс, а точнее – 779 и 783 статьи, где четко прописаны все процессы оказания услуг на договорной основе.

Основные отличия.

Для того чтобы уметь разбираться в этих явлениях, необходимо четко понимать: чем же отличается аутсорс от аутстафа. Рассмотрим все эти нюансы в приведенной ниже таблице [3, с. 98].

Основные критерии

Аутстаффинг

Аутсорсинг

1

Рабочее место

Весь рабочий коллектив осуществляет сою профессиональную деятельность на территории основного работодателя, т.е. компании-заказчика. Соответственно, рабочие должны подчиняться тем правилам, которые установлены этой организацией.

Работники осуществляют свою деятельность в компании-аутсорсере. Компании, которая сделала заказ по поводу выполнения определенного вида работ, предоставляется готовый проект, либо реализованная услуга.

2

Взаимоотношения

Компания-заказчик заключает соответствующий договор с организацией-исполнителем. Что касается вопроса трудовых отношений, т.е. оплаты отпуска, больничного, налоговых взносов и других видов взаимоотношений, то заказчик не имеет к этому делу никакого отношения.

Компания-аутсорсер в ответе за своих работников полностью. Именно она оплачивает больничные листы, налоговые отчисления и иные пособия и компенсации.

3

Что подлежит оплате?

Весь процесс осуществления работы происходит на территории заказчика, поэтому он может контролировать ее ход, исполнение, а также предъявлять претензии и требования. Соответственно, оплачивается именно весь рабочий процесс.

При аутсорсинге оплачивается конкретный результат, т.е. его не интересуют способы, которыми он был достигнут. Именно поэтому, режим работы сотрудников его мало интересует, главное, чтобы предоставляемая услуга была высокого качества.

4

Схема сотрудничества работодателя и подчиненных

Компания-заказчик оплачивает именно людской ресурс, т.е. тех работников, которые зарегистрированы в другой организации, но работают у него на постоянной основе. Соответственно, заказчик может ими распоряжаться по своей воле, но учитывая все их права и свободы.

При аутсорсинге оплачивается именно оказываемая услуга, поэтому полномочия заказчика не распространяются на привлеченных сотрудников.

5

Специфика договорных отношений

В договоре ясно прописано, что заказчику предоставляется определенное количество работников. Исполнителем договора может быть различная организация, включая кадровое агентство.

В данном случае, составляется договор об оказании услуг. Что касается исполнителя, то им может быть самая различная организация – строительная фирма, бухгалтерское и рекламное агентство, компания IT-специалистов и т.д.

 

Также разницей двух этих процессов является специфика выполняемого труда. Аутсорсинг, как правило, направлен на выполнение интеллектуального труда, в то время как аутстаффинг предполагает выполнение абсолютно любой работы.

Порядок проведения.

Мы рассмотрели основные различия двух этих процессов, касающиеся специфики трудовых отношений между работодателем, т.е. компанией заказчиком, и исполнителем. Но различие есть и в порядке проведения аутсорсинга и аутстаффинга, поэтому мы рассмотрим и этот вопрос.

Осуществление аутсорсинга проводится примерно по одному принципу вне зависимости от отрасли деятельности компании-заказчика. Стандартный процесс проведения выглядит следующим образом:

  1. Первоначально оценивается весь спектр предполагаемых работ. Четко оговаривается оплата, а также все малейшие нюансы договорного соглашения.
  2. Составляется договор об оказании услуг, который подписывается обеими сторонами.
  3. Специалист или группа работников осуществляют свою деятельность, реализуя тем самым поставленные задачи. Естественно, делают они это в соответствии с теми сроками, которые были прописаны в договоре.
  4. Формируется отчет о проделанной работе, который подводит итоги взаимного сотрудничества.
  5. Компания-заказчик производит полный расчет с исполнителем. Если претензии отсутствуют, то составляется специальный акт о выполненных работах [5, с. 311-312].

Что касается аутстаффинга, то он проводится несколько иначе:

  1. Компания-исполнитель, которая предоставляет наемных сотрудников, тщательно изучает специфику деятельности компании-заказчика. Во внимание принимаются задачи, которые можно будет решить с помощью привлеченной рабочей силы.
  2. Между двумя сторонами составляется соответствующий договор. В нем должна быть прописана стоимость самой услуги.
  3. После того, как договор подписан, сотрудники приступают к осуществлению своей профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что договор аутстаффинга не предполагает конечный результат, что отличает его от договора оказания услуг, который составляется при аутсорсинге [4, с. 201].

Преимущества и недостатки.

Оба этих процесса направлены на сокращение расходов компании-заказчика, поэтому практика использования аутсорсинга и аутстаффинга достаточно широка. Но нельзя не отметить тот факт, что каждый из этих процессов обладает своими плюсами и минусами, поэтому попробуем их сравнить с точки зрения положительных и отрицательных сторон подобных видов сотрудничества.

Если говорить о плюсах аутсорсинга, то для заказчика безусловным преимуществом является необязательное предоставление рабочего места.

Кроме того, оплата осуществляется только по факту, т.е. за конечный результат. Что касается недостатков, то работодателю достаточно трудно контролировать сам ход работы.

Аутстаффинг предполагает постоянное наличие работников на территории компании-заказчика, поэтому он может полностью контролировать их действия.

Соответственно, в случае нарушения трудовой дисциплины, либо некомпетентности отдельных сотрудников, работодатель может применять различные штрафные действия.

Что касается недостатков, то работодатель обязан полностью оплачивать заработную плату работника, а не за саму услугу.

В целом же хочется отметить, что эти схемы трудовых отношений направлены на оптимизацию финансово-хозяйственной деятельности организации, поэтому они достаточно популярны в различных сферах и отраслях.

Выводы.

Таким образом, аутсорсинг представляет собой особую форму трудовых отношений между компанией и организацией-провайдером, специализирующейся на предоставлении определенного рода услуг. Его специфика заключается в том, что компания прибегает к помощи сторонней рабочей силы непосредственно в тот момент, когда это действительно нужно.

Что касается аутстаффинга, то здесь компания обладает собственным штатом работников, но определенную ее часть оформляет в других организациях-провайдерах. При аутстаффинге сотрудники продолжают трудиться на своих рабочих местах, т.е. в самой компании, хотя официально они числятся в другой организации.

При аутсорсинге выполняются функции задачи, не являющиеся основными для организации, а при аутстаффинге немного другая ситуация. Привлеченные сотрудники выполняют профильные функции и задачи, т.е. осуществляют деятельность, которая является для компании основной.

Если говорить о плюсах аутсорсинга, то для заказчика безусловным преимуществом является необязательное предоставление рабочего места, а оплата осуществляется только по факту, т.е. за конечный результат. Что касается недостатков, то работодателю достаточно трудно контролировать сам ход работы.

Положительным моментом аутстаффинга является постоянное наличие работников на территории компании-заказчика, поэтому он может полностью контролировать их действия. Соответственно, в случае нарушения трудовой дисциплины, либо некомпетентности отдельных сотрудников, работодатель может применять различные штрафные действия. К недостаткам относится то, что работодатель обязан полностью оплачивать заработную плату работника, а не за саму услугу.

Помимо отличий аутсорсинга и аутстаффинга по таким критериям, как: рабочее место, взаимоотношения, оплата, схема сотрудничества работодателя и подчиненных, специфика договорных отношений, стоит отметить, что аутсорсинг, как правило, направлен на выполнение интеллектуального труда, в то время как аутстаффинг предполагает выполнение абсолютно любой работы.

В целом же хочется отметить, что схемы оптимизации определенных процессов финансово - хозяйственной деятельности организаций по средствам аутсорсинговых и аутстаффинговых услуг достаточно популярны в различных сферах и отраслях на сегодняшний день.

 

Список литературы:
1. Аксенов, Е. Аутсорсинг. 10 заповедей и 21 инструмент / Е. Аксенов. - Москва: Наука, 2014. – 919 c.
2. Аникин, Б. А. Аутсорсинг и аутстаффинг. Высокие технологии менеджмента: учебное пособие / Б.А. Аникин, И.Л. Рудая. М. : ИНФРА-М, 2017. 332 c.
3. Дж. Хейвуд Брайан Аутсорсинг. В поисках конкурентных преимуществ / Пер. с англ. -- М.: Издательский дом «Вильямс», 2014. - С. 100-136
4. Календжян, С. О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний / С.О. Календжян. М. : Дело, 2017. 272 c.
5. Одегов, Ю. Г. Аутсорсинг в управлении персоналом. Учебник и практикум / Ю.Г. Одегов, Ю.В. Долженкова, С.В. Малинин. - М.: Юрайт, 2014. - 390 c.