Статья:

Сущность KPI и его роль в управлении предприятием

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Никулин М.И. Сущность KPI и его роль в управлении предприятием // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 21(72). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/72/54331 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сущность KPI и его роль в управлении предприятием

Никулин Михаил Игоревич
магистрант, Иркутский государственный университет, Байкальская международная бизнес-школа (институт), Сибирско-американский факультет менеджмента, РФ, г. Иркутск

 

Стагнация экономики продемонстрировала российским предпринимателям и руководителям, что ведение бизнеса по наитию может оказаться пагубным для предприятия.

Создание эффективной системы менеджмента в текущих экономических условиях стало востребовано как никогда раньше. Нынешняя действительность дает понять руководителям бизнеса, что необходим новый подход к менеджменту на предприятии. В мире разработали достаточное количество методов и технологий менеджмента, однако, достаточно большое признание получила система ключевых показателей эффективности ( далее KPI)

Создание и разработка методологии KPI в основном принадлежит специалистам из Соединенных Штатов Америки и европейских стран. Российские предприятия перенимая зарубежный опыт начали внедрять KPI в свою деятельность и столкнулись с рядом проблем. Отечественная наука встала перед необходимостью определить сущность и содержание дефиниции KPI, для обоснования выбора той или иной системы показателей на предприятиях различной направленности.

Аббревиатура KPI расшифровывается как Key Performance Indicators. Для того чтобы разобраться в этом термине, переведем фразу.

Key – ключ, ключевой.

Performance – исполнение, действие, поступок, поведение

Indicators – индикатор, указатель, счетчик, стрелка.

Как мы видим если соединить эти слова получится множество комбинаций и смысловых оттенков. Это порождает определенную путаницу в определении KPI. В литературе можно встретить расшифровку KPI как ключевые индикаторы деятельности, ключевые показатели успеха, ключевые параметры роста, ключевые показатели динамики, но на текущий момент в российской практике принято называть KPI – ключевыми показателями эффективности.

Основная идея KPI состоит в том, что с помощью системы показателей можно выделить главные факторы успеха и эффективной работы любого сотрудника, руководителя, подразделения, проекта и компании в целом. Другими словами «оцифровать» бизнес-процессы в компании. KPI так же внедряется для того чтобы вовремя предупредить руководство компании о возможных проблемах на текущий  момент и в долгосрочной перспективе.

В большинстве современных работ KPI рассматриваются как часть системы сбалансированных показателей Р. Каплана и Д. Нортона. Однако изобретателем KPI является немецкий экономист П. Друкер, который более полувека назад ввел в практику менеджмента понятие «управление по целям» – концепцию управленческой деятельности, основанную на согласовании целей внутри организации таким образом, что руководство компании и сотрудники разделяют цели и понимают, что они означают для организации.

В табл. 1 отражены возможные варианты толкования английского понятия KPI раз личными авторами и источниками.

Таблица 1.

Возможные варианты толкования английского понятия KPI раз личными авторами и источниками

Автор (источник)

Толкование дефиниции

Комментарии

Словарь современной экономической науки

Ключевой показатель эффективности — интегрированный показатель деятельности организации, структурного подразделения, конкретного должностного лица, значение которого отражает степень выполнения поставленных (организации, структурному подразделению, конкретному должностному лицу) целей на данный период времени.

Не отражает связь со стратегическими целями компании. Так же стоит отметить, что KPI не только отражает степень выполнения поставленных задач, KPI является так же инструментом управления. Разные KPI по-разному влияют на эффективность бизнес-процессов в компании.

В.Т. Чая и Н.И. Чупахина

 Ключевой показатель эффективности – это критерий, применяемый для определения показателей деятельности, которые являются значимыми для достижения целей и задач организации и могут быть количественно измерены
 

KPI -это прежде всего система показателей, которые существуют для того, чтобы компания смогла достичь своих целей

А. Вихров, П. Лекомцев

Ключевые показатели эффективности - система оценки, которая помогает организации определить достижение стратегических и тактических целей
 

 

Отражено стратегическое направление дефиниции

А.К. Клочков

Ключевые показатели эффективности представляет собой систему, используемую для достижения главных целей любого бизнеса, таких как привлечение и удержание потребителей (клиентов), рост профессионализма сотрудников, увеличение доходов и снижение затрат»

Не отражает сущности KPI т.к.  в бизнесе есть множество различным систем, которые направлены на достижение главных целей в компании.

Парментер Дэвид

KPI - Это набор показателей, отражающих те аспекты организационной деятельности, которые являются наиболее важными для сегодняшнего и завтрашнего успеха.

Нет связи со стратегическими целями компании

 

Изучив опыт применения KPI так же можно сформулировать дополнительно несколько признаков KPI:

  • Показатели отслеживаются часто;
  • Предполагают ответственность конкретного лица;
  • Оказывают значительное воздействие;
  • Правильно поставленный KPI влияет не только на ту область, в которой он был поставлен, но также создает эффект лавины, попутно положительно затрагивая и другие области деятельности компании
  • Показатель закреплен за конкретным сотрудником.  Это наделяет сотрудника правом влиять на этот показатель, а так же закрепляет персональную ответственность за конкретный результат
  • Показатели должны быть достижимы. Частая проблема, возникающая при внедрении KPI, заключается в том, что руководство ставить показатели, которые не достижимы в силу тех или иных причин.  Показатели KPI становятся неким инструментом с помощью, которого можно «обоснованно» сократить расходы на персонал. Важно понимать, что KPI существует не для того, чтобы манипулировать сотрудникам, а для того, чтобы сконцентрировать усилия сотрудников на конкретных приоритетных направлениях в бизнесе.
  • Ограниченное количество показателей. Ключевые показатели эффективности должны держать фокус сотрудников только на приоритетных задачах.
  • Простота. KPI должны быть простыми и понятными, не требовать сложных математических вычислений и больших трудозатрат на фиксацию показателей в системе;
  • Сбалансированность и взаимосвязанность. KPI должны дополнять друг друга и создавать «эффект лавины»,  а не конфликтовать друг с другом;
  • KPI должны быть подкреплены индивидуальной мотивацией сотрудников. Каждый сотрудник должен понимать какой KPI входит в его зону ответственности, как он на него может повлиять, и какая мотивация привязана к этому показателю;
  • Обновление показателей. Бизнес — это динамично меняющаяся среда. То, что работало вчера, не приносит успеха сегодня. Нужно постоянно держат руку на пульсе, анализировать бизнес и освежат показатели по мере необходимости;
  • Сопоставимость. Руководство должно иметь возможность сравнить одни и те же показатели в двух подобных ситуациях. Например, нельзя сравнивать средний чек в магазине, расположенном в региональном центре и «в глубинке».

Проведенные исследования позволили автору уточнить трактовку дефиниции KPI. Ключевые показатели эффективности – это система количественных индикаторов с помощью которой руководство компании может качественно влиять, через своих сотрудников, на достижение тактических и стратегических целей компании.

Использование KPI и разработанных на их основе показателей выполнения про- межуточных целей и задач позволяет, с одной стороны, отслеживать продвижение к стратегической цели, с другой стороны, представляет собой инструмент оперативного управления и своевременного принятия корректирующих решений на пути к достижению стратегических ориентиров.