Сущность KPI и его роль в управлении предприятием
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)
Сущность KPI и его роль в управлении предприятием
Стагнация экономики продемонстрировала российским предпринимателям и руководителям, что ведение бизнеса по наитию может оказаться пагубным для предприятия.
Создание эффективной системы менеджмента в текущих экономических условиях стало востребовано как никогда раньше. Нынешняя действительность дает понять руководителям бизнеса, что необходим новый подход к менеджменту на предприятии. В мире разработали достаточное количество методов и технологий менеджмента, однако, достаточно большое признание получила система ключевых показателей эффективности ( далее KPI)
Создание и разработка методологии KPI в основном принадлежит специалистам из Соединенных Штатов Америки и европейских стран. Российские предприятия перенимая зарубежный опыт начали внедрять KPI в свою деятельность и столкнулись с рядом проблем. Отечественная наука встала перед необходимостью определить сущность и содержание дефиниции KPI, для обоснования выбора той или иной системы показателей на предприятиях различной направленности.
Аббревиатура KPI расшифровывается как Key Performance Indicators. Для того чтобы разобраться в этом термине, переведем фразу.
Key – ключ, ключевой.
Performance – исполнение, действие, поступок, поведение
Indicators – индикатор, указатель, счетчик, стрелка.
Как мы видим если соединить эти слова получится множество комбинаций и смысловых оттенков. Это порождает определенную путаницу в определении KPI. В литературе можно встретить расшифровку KPI как ключевые индикаторы деятельности, ключевые показатели успеха, ключевые параметры роста, ключевые показатели динамики, но на текущий момент в российской практике принято называть KPI – ключевыми показателями эффективности.
Основная идея KPI состоит в том, что с помощью системы показателей можно выделить главные факторы успеха и эффективной работы любого сотрудника, руководителя, подразделения, проекта и компании в целом. Другими словами «оцифровать» бизнес-процессы в компании. KPI так же внедряется для того чтобы вовремя предупредить руководство компании о возможных проблемах на текущий момент и в долгосрочной перспективе.
В большинстве современных работ KPI рассматриваются как часть системы сбалансированных показателей Р. Каплана и Д. Нортона. Однако изобретателем KPI является немецкий экономист П. Друкер, который более полувека назад ввел в практику менеджмента понятие «управление по целям» – концепцию управленческой деятельности, основанную на согласовании целей внутри организации таким образом, что руководство компании и сотрудники разделяют цели и понимают, что они означают для организации.
В табл. 1 отражены возможные варианты толкования английского понятия KPI раз личными авторами и источниками.
Таблица 1.
Возможные варианты толкования английского понятия KPI раз личными авторами и источниками
Автор (источник) |
Толкование дефиниции |
Комментарии |
Словарь современной экономической науки |
Ключевой показатель эффективности — интегрированный показатель деятельности организации, структурного подразделения, конкретного должностного лица, значение которого отражает степень выполнения поставленных (организации, структурному подразделению, конкретному должностному лицу) целей на данный период времени. |
Не отражает связь со стратегическими целями компании. Так же стоит отметить, что KPI не только отражает степень выполнения поставленных задач, KPI является так же инструментом управления. Разные KPI по-разному влияют на эффективность бизнес-процессов в компании. |
В.Т. Чая и Н.И. Чупахина |
Ключевой показатель эффективности – это критерий, применяемый для определения показателей деятельности, которые являются значимыми для достижения целей и задач организации и могут быть количественно измерены |
KPI -это прежде всего система показателей, которые существуют для того, чтобы компания смогла достичь своих целей |
А. Вихров, П. Лекомцев |
Ключевые показатели эффективности - система оценки, которая помогает организации определить достижение стратегических и тактических целей
|
Отражено стратегическое направление дефиниции |
А.К. Клочков |
Ключевые показатели эффективности представляет собой систему, используемую для достижения главных целей любого бизнеса, таких как привлечение и удержание потребителей (клиентов), рост профессионализма сотрудников, увеличение доходов и снижение затрат» |
Не отражает сущности KPI т.к. в бизнесе есть множество различным систем, которые направлены на достижение главных целей в компании. |
Парментер Дэвид |
KPI - Это набор показателей, отражающих те аспекты организационной деятельности, которые являются наиболее важными для сегодняшнего и завтрашнего успеха. |
Нет связи со стратегическими целями компании |
Изучив опыт применения KPI так же можно сформулировать дополнительно несколько признаков KPI:
- Показатели отслеживаются часто;
- Предполагают ответственность конкретного лица;
- Оказывают значительное воздействие;
- Правильно поставленный KPI влияет не только на ту область, в которой он был поставлен, но также создает эффект лавины, попутно положительно затрагивая и другие области деятельности компании
- Показатель закреплен за конкретным сотрудником. Это наделяет сотрудника правом влиять на этот показатель, а так же закрепляет персональную ответственность за конкретный результат
- Показатели должны быть достижимы. Частая проблема, возникающая при внедрении KPI, заключается в том, что руководство ставить показатели, которые не достижимы в силу тех или иных причин. Показатели KPI становятся неким инструментом с помощью, которого можно «обоснованно» сократить расходы на персонал. Важно понимать, что KPI существует не для того, чтобы манипулировать сотрудникам, а для того, чтобы сконцентрировать усилия сотрудников на конкретных приоритетных направлениях в бизнесе.
- Ограниченное количество показателей. Ключевые показатели эффективности должны держать фокус сотрудников только на приоритетных задачах.
- Простота. KPI должны быть простыми и понятными, не требовать сложных математических вычислений и больших трудозатрат на фиксацию показателей в системе;
- Сбалансированность и взаимосвязанность. KPI должны дополнять друг друга и создавать «эффект лавины», а не конфликтовать друг с другом;
- KPI должны быть подкреплены индивидуальной мотивацией сотрудников. Каждый сотрудник должен понимать какой KPI входит в его зону ответственности, как он на него может повлиять, и какая мотивация привязана к этому показателю;
- Обновление показателей. Бизнес — это динамично меняющаяся среда. То, что работало вчера, не приносит успеха сегодня. Нужно постоянно держат руку на пульсе, анализировать бизнес и освежат показатели по мере необходимости;
- Сопоставимость. Руководство должно иметь возможность сравнить одни и те же показатели в двух подобных ситуациях. Например, нельзя сравнивать средний чек в магазине, расположенном в региональном центре и «в глубинке».
Проведенные исследования позволили автору уточнить трактовку дефиниции KPI. Ключевые показатели эффективности – это система количественных индикаторов с помощью которой руководство компании может качественно влиять, через своих сотрудников, на достижение тактических и стратегических целей компании.
Использование KPI и разработанных на их основе показателей выполнения про- межуточных целей и задач позволяет, с одной стороны, отслеживать продвижение к стратегической цели, с другой стороны, представляет собой инструмент оперативного управления и своевременного принятия корректирующих решений на пути к достижению стратегических ориентиров.