Статья:

Повышение роли Архангельской области в реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Макеев П.И. Повышение роли Архангельской области в реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 38(131). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/131/80894 (дата обращения: 03.03.2021).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Повышение роли Архангельской области в реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»

Макеев Павел Иванович
магистрант Высшей школы экономики, управления и права, Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск
Конов Александр Михайлович
научный руководитель, канд. социол. наук, доцент Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

Аннотация. Заинтересованность государства в развитии Арктического региона Российской Федерации нашла своё отражении в государственной программе социально-экономического развития и данной публикацией проводится анализ роли участия Архангельской области в реализации запланированных мероприятий государственной программы.

 

Ключевые слова: Арктическая зона, Стратегия, опорные зоны, промышленные кластеры, научно-образовательный центр.

 

В настоящее время Арктика с ее природными богатствами и уникальным природным комплексом является ареной противостояния целого ряда государств, в том числе она является зоной влияния Российской Федерации и фактором, обеспечивающим национальную безопасность. Именно поэтому сейчас уделяется огромное внимание со стороны федеральной власти развитию арктических территорий и определению перспектив совершенствования инфраструктуры, возможностей для жизни, усиления технологической составляющей и экономического развития.

Ключевые задачи развития Арктической зоны РФ поставлены в государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», реализация которой продлится до 2025 года и включает в себя ряд направлений, среди которых можно выделить создание опорных зон, которые призваны служить опорными механизмами реализации самой программы. Законодатель выделил девять опорных зон: Мурманская, Ненецкая, Чукотская, Ямало-Ненецкая, Карельская, Воркутинская, Северо-Якутская, Красноярская и Архангельская. Для каждой из зон определен свой список приоритетных проектов, исходя из сложившихся хозяйственных традиций и географического положения.

Сведения о данных проектах дает возможность сделать выводы о слабых и сильных сторонах, а также возможностях и угрозах реализации подпрограммы по созданию опорных зон. К числу сильных сторон можно отнести наличие богатого природного потенциала, выгодное географическое положение, достаточный промышленный потенциал, возможности обновления экономики. Развитие опорных зон имеет и ряд слабых сторон, связанных со сложными климатическими условиями Арктики, которые приводят к высокой капиталоемкости инвестиционных проектов и сложностям с поиском инвесторов. Кроме того, имеется высокая степень износа основных фондов, при этом экономика опорных зон ориентирована в большей степени на добычу сырья, а не на его глубокую переработку.

Государственной программой развития Арктики определено самостоятельное участие субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий Программы. Значимую роль в реализации госпрограммы развития Арктики играет Стратегия социально-экономического развития Архангельской области, которая до 2035 года определяет основные механизмы и возможности развития региона как арктического. Не случайно, в период обсуждения Стратегии было подчеркнуто, что её цели и задачи согласуются с арктической политикой государства, а Архангельск является «воротами в Арктику».

В силу особенностей промышленного положения Архангельского региона, экономическое развитие будет базироваться по наиболее традиционным отраслям на предприятиях, определяющих промышленные кластеры, к которым относится рыбная промышленность, лесопромышленный комплекс, а так же судостроительная индустрия и инфраструктура торговых портов.

Реализация этих проектов приведет к мультипликативному эффекту социально-экономического развития области. Основой такого результата станет деятельность инновационных и промышленных кластеров, сформировавшихся в регионе.

В Стратегии достаточно полно раскрываются возможные риски и возможности её реализации, определяется наиболее значимые направления развития, к числу которых, в первую очередь, относится сохранение и развитие человеческого капитала в Архангельской области, что особенно актуально на фоне значимого оттока трудоспособного населения в другие субъекты Российской Федерации.

Одной из возможных и наиболее вероятных статусных позиций Архангельской области в Арктике может стать научно-инновационная составляющая и развитие наукоемких технологий, чему будет способствовать развитие научно-образовательного центра «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования», созданного на базе Северного (Арктического) федерального университета. Ключевой задачей научно-образовательного центра является обеспечение возможности развития арктических территорий, научное освоение Арктики в сотрудничестве государства, бизнеса и науки.

 

Список литературы:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2014 №366 (с изменениями на 31.03.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»». http://government.ru/rugovclassifier/830/events/.
2. Областной закон №57-5-ОЗ от 18.02.2019 «Об утверждении Стратегии развития Архангельской области до 2035 года» http://docs.cntd.ru/document/462642024.