Проблемы правового образования среди учащихся общеобразовательных школ в РФ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(73)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(73)
Проблемы правового образования среди учащихся общеобразовательных школ в РФ
Одной из главных проблем среди учащихся школ в современном обществе является проблема правового образования. В решении данной проблемы учителям важно направить своих учеников на формирование правовой компетенции.
Как мы знаем школьное образование закладывает основу для дальнейшего развития человека, при этом формирует его отношение к миру, окружающим людям и конечно самому себе. Смыслом современного школьного образования является развитие у учащихся способности конструировать свой внутренний мир на основе ориентаций в мире ценностей, теорий и правил. В этом помогает овладение содержанием правового образования.
К сожалению, в школьных программах представления о праве и государстве, правах человека и гражданина, должном поведении, школьники получают в рамках предмета - «Обществознание». Поэтому вопросы права отходят на второй план и носят второстепенный характер. Исходя из этого право не является самостоятельной областью общественных отношений, а выполняет второстепенную роль.
Например: упоминается, что среди социальных норм есть правовые; указано на юридическое содержание собственности; говорится о защите прав потребителя и т.п.
В учебниках по обществознанию для старших классов более конкретное изложение вопросов права. Так же в школах с углубленным изучением гуманитарных предметов имеется «специальный» курс права.
Правоведческий курс ориентирован на формирование умений употреблять со смыслом правовые понятия и критерии, характеризовать основные правовые институты, объяснять взаимосвязь государства и права.
Правовая подготовка школьников это специально ориентированная воспитательная система, которая обеспечивает социализацию личности школьника на основе их положительной мотивации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. [1, с. 53]
Если смотреть на практическую направленность курса права, то определяют основные и социально значимые проблемы юридической науки и практики, которые являются педагогическим ориентиром к возрастным особенностям школьника.
На данном этапе педагогу важно заинтересовать ребенка, чтобы он проявил правовая активность – это является важнейшим условием осуществления процесса учения.
Без активности ученика процесс обучения не будет результативным.
Так же немаловажную роль будет играть - добровольность обучения. Т.е. ученик сам должен прийти к необходимости правового образования, он может выбрать: правовой, экономический, юридический профиль в системе профильного образования. [2, c. 8]
Проблемы преподавания права в школах
Основной проблемой учителя в процессе правового обучения является – сделать так, чтобы дети сами почувствовали, что знание своих прав имеют непосредственное отношение к их жизни, понимали и подходили осознанно к ответственности, которая связана с правами, научились уважать права других людей, умели избегать и решать конфликты в повседневной жизни без каких-либо проблем .
На уроках права необходимо устанавливать самостоятельную активность учащихся, выраженную в определенной форме работы.
В процессе изучения новой темы предлагать учащимся небольшие вопросы (например: тесты, анкетирование), проблемы для обсуждения.
Необходимо выбрать такие работы, которые позволят учащимся, пережить ситуации реализации своих прав.
Для более интересного и практичного закрепления знаний можно провести интеллектуальную игру.
Такие игры заставляют задуматься над проблемами прав человека в отношениях между гражданами и государством, учат детей общаться друг с другом, решать конфликты, возникающие вследствие противоречий между правами и интересами людей в обществе, создают в классе атмосферу равноправия и уважения, без которой говорить о правах человека просто бессмысленно. [3, c. 112]
Исходя из проблемы правового образования вытекают следующие задачи:
1. вооружить участников образовательного процесса правовыми знаниями;
2. воспитывать отрицательное отношение к правонарушениям;
3. предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений;
4. научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;
5. содействовать педагогам и родителям в правовом воспитании детей;
6. упреждение конфликтных ситуаций в семье и школе, связанных с незнанием правовых основ
Направление работы
«Я и право» (ознакомление учащихся с основами правовых норм РФ)
«Правовая школа родителей»
«Правовой курс» (правовое просвещение педагогов)
«Полезная информация» (информационно-просветительская деятельность)
Ресурсное обеспечение
1. Уроки предмета "Окружающий мир" в начальной школе и курс "Обществознание" в основной и старшей школе.
2. Внеурочная деятельность: классные часы, интеллектуальные игры, конкурсы.
3. Нормативные правовые акты, методические разработки, литература по правовому образованию, аудио, видеосистемы, Интернет.
4. Координационный Совет из числа заместителя директора по воспитательной работе, учителей школы.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что для учащихся в школах имеется необходимость правового образования на всех ступенях, начиная с начальной школы, а для углубления знаний специальный курс права в средней и старшей школе.
Это связано с актуальностью воспитания правовой культуры младшего поколения, так и с потребностями и интересами молодежи, которая должна справляться с большим потоком информации, уметь разбираться в тех или иных ситуациях, а возможно и решать непростые проблемы в разных правовых отраслях.
Знания правового образования может позволить решить ряд образовательных проблем: навыки и способности учащихся к диалогу, реализация своих прав, не нарушать права других людей, уметь применять на практике правовые знания, искать нужную юридическую информацию в сети Интернет, возможно даже составлять какие-либо базовые документы и выстраивать алгоритм правовых действий в реальной жизненной ситуации.